Что такое площадь Развилки? Как движение здесь было организовано до строительство тоннеля? Когда он появился? Правда ли, что изначально конструкция была частью более масштабного сооружения? Неужели получившийся тоннель стал самым крупным в Москве на долгие годы? А также - какие проблемы у сооружения возникли в середине нулевых? И как со временем изменился облик тоннеля? Об этом и не только расскажу сегодня.
Надо разъезжаться
Площадь Развилки - это место около станции метро "Сокол". Там Ленинградский проспект расходится в две стороны и превращается в Ленинградское и Волоколамское шоссе. Название это, скорее, народное. Однако я не слышал, чтобы москвичи его часто использовали в повседневной жизни. Зато в советской специальной литературе и газетах территорию обозначали в основном только так. До появления автомобильного тоннеля, то есть в 1950-х годах, тут было круговое движение. В центре площади устроили клумбу. Её и объезжали машины. Но вскоре стало понятно: этим проблему не решить. Движение здесь быстро становилось всё более плотным.
Движение транспорта здесь итак было напряжённым. Ко всему прочему, эта дорога вела к Речному вокзалу и в аэропорт "Шереметьево". Поэтому требовалось сделать магистраль максимально быстро. Стало понятно, что организовать комфортное движение транспорта здесь получится только с помощью тоннеля. Сооружать его начали весной 1961 года. Конструкция должна была связать Ленинградский проспект и одноимённое шоссе. Схему проезда на Волоколамку оставляли прежней - то есть по поверхности.
Когда проектировали тоннель, считалось, что здесь в будущем пройдёт новое кольцо Москвы. Пятое по счёту. Информации о нём немного. Но в 1961 году писали, что часть магистрали уже даже закончена. Речь про участок от Филей до МГУ. Таким образом, новое кольцо органично пересекаться с тоннелем. Получилась бы такая сложная многоуровневая развязка. Но эти задумки в жизнь так и не воплотили. Никакого нового кольца здесь не появилось.
Самый большой в Москве
Работы по сооружению тоннеля вели специалисты 5-го строительно-монтажного управления Метростроя. Они же ранее занимались прокладкой автомобильного тоннеля под нынешней Триумфальной площадью около метро "Маяковская". Строительство около станции "Сокол" длилось не так уж долго. Удалось управиться чуть больше, чем за полгода. Общая длина тоннеля со всеми конструкциями составила 682 метра. Таким образом, на тот момент, он являлся самым крупным в Москве. Впрочем, этот статус за ним сохранялся ещё долго. Не меньше двух десятилетий.
Внутри тоннель имел 6 полос для движения транспорта. По три в каждую сторону. Потоки разделили специальной полосой шириной 1.3 метра с колоннами. Кроме того, по бокам обустроили служебные тротуары. Возможности пользоваться сооружением у пешеходов не было. Для них под площадью сделали специальные подземные переходы. С точки зрения архитектуры, никаких интересных деталей в тоннеле не имелось. Но изогнутая форма придавала сооружению некоторую индивидуальность. Особенно хорошо всё смотрелось с высоты.
Торжественное открытие тоннеля состоялось 17 октября 1961 года. Строители были обязаны успеть закончить все работы в дни проведения 22 съезда КПСС. Ну и 7 ноября не за горами. Отныне Ленинградский проспект и шоссе по сути стали единым целым. Здесь появилось сквозное движение без светофоров. Как для автомобилей, так и для троллейбусов. Что касается Волоколамского шоссе, то для него мало что изменилось. Но на этом этапе решение с тоннелем в целом оказалось удачным. Движение транспорта здесь стало не таким напряжённым, как до этого.
Неузнаваемый
На протяжении десятилетий тоннель хорошо работал. Временами здесь проводили ремонт. Однако к середине нулевых возникла серьёзная проблема. Во время сильных дождей сооружение часто протекало. На проезжей части появлялись огромные лужи. Это вынуждало автомобилистов двигаться с "черепашьей", как тогда писали, скоростью. А значит возникали пробки. Поэтому в 2005 году здесь провели реконструкцию. В том числе немного изменили внешний облик сооружения. Его отделали специальными панелями желтоватого цвета.
Спустя 2 года тоннель решили модернизировать ещё сильнее. А также увеличить количество полос для движения автомобилей до 6 в каждую сторону. Эти работы планировали завершить в конце 2007 года, но ничего так и не было сделано. А потом начали строительство печально знаменитого Алабяно-Балтийского тоннеля перпендикулярно существующему. Там тоже много чего интересного происходило. Но это уже тема для отдельного материала. Однако скажу, что это сильно повлияло на конструкции тоннеля-героя нашей статьи. Например, появились открытые участки.
Сейчас тоннель по-прежнему функционирует и остаётся важной частью транспортной развязки на площади развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Конечно, его облик несколько изменился за чуть больше, чем 60 лет работы. Но польза от сооружения за это время нисколько не уменьшилась.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!