Найти в Дзене
Телемапедия

Керубим

Оглавление
Изображение «херувимов славы, осеняющие очистилище» из Послания к Евр 9:5, Юлий Бейт, 1773 г.
Изображение «херувимов славы, осеняющие очистилище» из Послания к Евр 9:5, Юлий Бейт, 1773 г.

Керубим (Kerubim, ивр. ‏כְּרֻבִים‏ др.-евр. «благословляющие»; ед. ч. Керуб; традиционная транслитерация — херувимы (ср.-греч. χερουβείμ)) — крылатые небесные существа, упоминаемые в Библии 91 раз. Несмотря на это множество упоминаний, роль керубов никогда не разъясняется в явной форме. Как ангельский чин, в христианской традиции ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита занимают второе место после серафимов, входя в первую ангельскую триаду. В западной каббале керубим соответствуют сефире Хокма, чье имя означает «Мудрость», Йесод, чье имя означает «Основание» или сефире Малкут, чье имя означает «Царство». В этом качестве в христианской традиции ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита им соответствуют Престолы.

Происхождение и этимология

Херувимы. Видение Иезекииля. Николай де Лира. XV в.
Херувимы. Видение Иезекииля. Николай де Лира. XV в.

Слово «керуб» происходит от вавилонского слова «karabu», означающее «великий, могучий». Согласно другой версии, слово имеет отношение к ассирийскому глаголу «karâbu» (молиться, благословлять). В более позднее время ( с III века н.э.) имя «керуб» («כרוב») стало связываться с арамейским выражением «‏כרביא‏» («подобный юноше»). Такая трактовка приписывалась рабби Аббагу.

Мифологические гибридные существа распространены в искусстве Древнего Ближнего Востока. Одним из примеров является вавилонский ламассу или шеду — дух-защитник в образе сфинкса, обладающий крыльями орла, телом льва и головой царя, символизировавшими божественную силу и мощь. В шумеро-аккадской мифологии шеду считались духами-хранителями человека, выражающими его индивидуальность. По мнению некоторых исследователей греческое слово «грифон» (γρύψ), обозначающее мифологическое существо с телом, хвостом и задними ногами льва; головой и крыльями, а иногда и передними лапами орла, может быть родственно с аккадским словом kurübu(m), которое означает «птица» [возможно, гриф].

Керубы в Библии

-3

Керуб, изгоняющий Адама и Еву из Рая. Изображение Джусто де Менабуои (ок. 1320—1391).

Первое, самое краткое и неопределенное, упоминание о керубах (где не говорится прямо, — подразумевается один или несколько керубов) содержится в Быт. 3:24.:

«...и поставил (Господь) на востоке у сада Эдемского херувима (הַכְּרֻבִיםאֶת), и пламенный меч, обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни».

Помимо охраны Эдемского Сада керубы являются носителями Божественного престола и образуют колесницу, которая передвигает этот престол. Давид описывает керубим как средство передвижения Бога.

В Пс. 17 говорится:

«...наклонил (Бог) небеса и сошел, и мрак под ногами Его. И воссел на херувима (vajirkav al-kerub) и полетел (vaiaph) и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17:11);

Господь получает в некоторых местах эпитет, связанный с херувимами: «восседающий на херувимах, ioschev hakerubim» (1Цар. 4:4; 2Цар. 6: 2; 2Пар. 13:6; 4Цар. 19:15, Ис. 37:16; Пс. 79:2; 98:1).

Выраженная этим эпитетом идея послужила переходом к поэтическому представлению мирового движения Бога на облаках (Ис. 19:1) и о херувимах, как носителях.

Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с керубом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11-19).

В Скинии, поверху крышки Ковчега Завета, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима, высотой 10 локтей, лицом друг к другу, с распростёртыми крыльями, как бы прикрывающими Ковчег (Исх. 25:18-20, 37:7-9). Изображения керубов были вышиты на каждом из 10 покрывал Скинии и на занавеси (парокет), отделяющей Святое Святых от Святилища (Исх. 26:31; 36:35).

В апокрифической 3-й Книге Еноха керубы подчиняются Керубиэлюу, украшающему их и воспевающему им хвалу.

Облик керубов

Четыре тетраморфных керуба из видения Иезекииля. Изображение Рафаэля (1518 г.).
Четыре тетраморфных керуба из видения Иезекииля. Изображение Рафаэля (1518 г.).

Керубы являются единственными существами, которых изображали древние евреи (на крышке Ковчега Завета). Описание керубов содержится в первой главе Книги Иезекииля (1:5-11). О них говорится, что это четыре существа, наподобие животных, но имеющих облик человека. У каждого их них по четыре лица и по четыре крыла. Они имели прямые ноги, ступни этих ног были подобны ступням ноги тельца, и они сверкали, как блестящая медь. Под крыльями керубов по четырем сторонам были человеческие руки; крылья их были соединены друг с другом, два из них вытянуты вверх, а два других покрывают их тела; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

Керуб, изгоняющий Адама и Еву из Рая. Изображение Джусто де Менабуои (ок. 1320—1391).
Керуб, изгоняющий Адама и Еву из Рая. Изображение Джусто де Менабуои (ок. 1320—1391).

С правой стороны у всех четырех было лицо человека и лицо льва, а с левой — лицо тельца и лицо орла. Вид этих животных был как вид горящих углей, между ними был огонь, от которого исходила молния. Сами керубы тоже двигались, как вспышки молнии. В главе 10 Книги Иезекииля содержится еще одно полное описание херувимов с небольшими различиями в деталях. Три из четырех лиц одинаковы — человек, лев и орёл, но там, где в первой главе упомянуто лицо вола, теперь находится «лицо херувимово» (Иез. 10:14). Талмуд объясняет это тем, что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка керуба для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись Золотому тельцу.

Керубы. Рисунок из книги «Physica Sacra» Иоганна Шёйхцера, 1731 г.
Керубы. Рисунок из книги «Physica Sacra» Иоганна Шёйхцера, 1731 г.

«Из описания херувимов скинии, открывается следующее. Главнейшие из них, — поставленные на ковчеге завета (херувимы, кроме того, были вышиты на 10-ти покрывалах скинии и на завесе, отделявшей Святилище от Святого Святых), — имели одно лице; их лица были обращены друг к другу. Каждый из херувимов имел два крыла, этими крыльями они осеняли сверху каппорет, к концам которого они были приделаны и с которым составляли одно целое. Между этими двумя херувимами восседала слава Господня (Лев. 16:2; Чис. 7:89). Крылья херувимов не образовывали собою «престола таким образом, чтобы они представляли основание феофанического облака». Равным образом, по своему строению, крылья херувимов на ковчеге завета не были и чем-то вроде ширм, закрывавших "обитающего" между ними Бога. <...> Такой же внешний вид предполагается и у херувимов, изображенных на завесе, стенах и дверях, херувимов, имевших декоративное значение, но, несомненно, представлявших, снимок главных херувимов — статуй. Последние имели по 10-ти локтей высоты каждый (длина каждого крыла 5 локтей); крылья их соприкасались в одной точке, а другими концами касались северной и южной стен. Лицами они были обращены к храму, т.е., к Святилищу. Эта последняя черта говорит о том, что подобно херувимам на ковчеге завета, лица которых были обращены к крышке ковчега, каждый из них имел только одно лицо. При этом замечанием 2Пар. 3:13, что херувимы — статуи стояли на ногах своих, исключаются предположения о лежачем положении этих херувимов, о коленопреклоненном или сидячем» [1].

Керубы в облике младенцев. Изображение Рафаэля.
Керубы в облике младенцев. Изображение Рафаэля.

В христианской традиции, начиная с эпохи Возрождения, керубы изображаются в облике детей-ангелов — пу́тто (итал. putto, лат. putius — маленький мальчик, младенец, крошка). Это основывается на связи имени «керуб» («כרוב») с арамейским выражением «‏כרביא‏» («подобный юноше»).

Керубы в иудаизме

В раввинской литературе два керуба описываются как человеческие фигуры с крыльями, один — мужского, а другой — женского пола, помещенные на противоположных концах престола Милосердия лицом друг к другу во внутреннем святилище дома Бога. Информация о керубах содержится в мидрашах. Согласно ним, два керуба, помещенные Богом у входа в рай (Быт. III, 24), были ангелами, созданными на третий день, и поэтому у них не было определенной формы; они появлялись либо в виде мужчин или женщин, либо в виде духов или ангельских существ (Берешит Раба, XXI). Херувимы были первыми существами, созданными во вселенной (Tanna debe Eliyahu R., I.). Характерно следующее утверждение Мидраша:

«Когда человек спит, тело сообщает нешаме (душе), что оно делало в течение дня; затем нешама сообщает об этом нефеш (духу), нефеш ангелу, ангел — херувиму, а херувим — серафиму, который сообщает об этом Богу» (Мидраш Левит Рабба, XXII; Мидраш Кохелет Раба X, 20).

Еврейский историк Иосиф Флавий (38 н. э. — после 100 н. э.) писал в своей книге «Иудейские древности»:

«В Святая Святых, имевшем двадцать локтей в ширину и столько же в длину, были поставлены две фигуры херувимов из чеканного золота, вышиною каждая в пять локтей. Каждая фигура имела по два распростертых крыла длиною по пяти локтей. Потому-то царь и поставил означенных херувимов почти рядом друг с другом, чтобы они могли прикасаться своими крыльями с одной стороны к южной, с другой же к северной стене Святая Святых, и чтобы два других крыла их осеняли помещенный между этими фигурами кивот завета. Как чудно-прекрасны были эти изображения херувимов, никто не сможет ни рассказать, ни представить себе» (Книга VIII 3:3).

По мнению Филона Александрийского (25 до н.э. — ок. 50 н.э.) керубы на Ковчеге Завета являются символическим изображением двух высших качеств Бога и двух его имён: милосердия (Тетраграмматон) и Строгости (Элохим). При этом один из керубов символизировал внешнюю окружность небес, содержащую все звезды, а второй — сферу внутреннюю, объемлющую планеты. Каббалистическая традиция также соотносила двух керубов со столпами Милосердия и Строгости Древа Жизни и с Божественными именами Тетраграмматон и Элохим.

Самый известный богослов после талмудической эпохи Маймонид (Рамбам, 1135 — 1204) отрицал существование керубов и других ангелов. Как писал Маймонид, мудрый человек видит, что то, что Библия и Талмуд называют «ангелами», на самом деле является намеком на различные законы природы; они являются принципами, по которым действует физическая вселенная. Маймонид утверждал, что фигуры херувимов были помещены в святилище только для того, чтобы сохранить среди людей веру в ангелов, а их было два, чтобы люди не считали их образом Бога.

Керубы в каббале

В западной каббале Керубы считаются ангельским чинам сефирот Хокма, Йесод или Малкут. Согласно учению Герметического ордена Золотой Зари:

«Из девятой сефиры исходит десятая, последняя, завершающая десятерицу чисел. Ее называют MLKVTh — Малкут, Царство, а также Царица — Матрона, дольняя Мать, Невеста Микропрозопа, и ShKINH — Шекина. Ей соответствуют божественное имя ADNI — Адонаи и ангельский чин KRVBIM — Керубим» [2].
«Имена Бога, связанные с сефирой Йесод, — Шаддаи, изливающий блага, всемогущий и утоляющий всякий голод, и Эль Хаи, Бог Живой. Архангел этой сефиры — Габриэль, князь перемен и превращений. Имя ее ангельского чина — Керубим; также их называют просто Ангелами» [3].

Также Керубим ассоциировался с Офаним, ангельским чином, относящимся к сефире Хокма.

«...имя ангельского чина — Офаним, «колёса», в которых заключена сила вихревого движения и которых называют также Керубим» [4].
«Керубим соотносились с миром Асия и символизировал «силы букв Тетраграмматона на материальном плане, представляя действие этих четырех букв в каждом из четырех миров. Таким образом керубим суть живые образы букв Тетраграмматона, представленные в зодиаке Тельцом, Львом, Водолеем и Скорпионом» [5].

В «Древнем фрагменте Ключа Соломона» о них говорится:

«Духи Йесод — Херувим (Cherubim), или Ангелы, силы, питающие землю и представленные в еврейской символике быками. Их царство — плодородие; они соответствуют истинным идеям» [6].

Как указывает Гарет Найт,

«Керубим работают над возведением твердыни знания и обузданием силы методами Йесод, один из которых — использование символов, открывающих понимание глубины бессознательного. С течением времени символы эти становились все менее ритуальными и более ментальными — иными словами, их постепенно прибирали к рукам разные школы психоанализа. Но все это не мешает образам душевного исцеления оставаться драгоценностями из Сокровищницы Образов. За любой психологической терапией на самом деле стоит ангельский чин Йесод, хотя это и может показаться диким научно организованному уму. Ангелы, керубим — вполне актуальная сила на эфирном плане, и поскольку эфирные силы и есть то, что формирует и мир, и человека в нем, любое медицинское исследование, если оно претендует хоть на какую-то ценность, обязано принимать их в расчет» [7].

С Керубами иногда отождествляются Хайот ха-Кадош («святые животные»). В своем введении к «Разоблаченной каббале» Макгрегор Мазерс пишет:

"...К этой сефире [Малкут] относится ангельский чин ChIVTh HQDSh — Хайот ха-Кадош, т.е. «святые животные», они же керубим (или сфинксы) из видения Иезекииля и Откровения Иоанна» [8].

В своде каббалистических текстов Сефер Зогар, говорится, что керубами руководил один из их числа по имени Керубиэль.

Керубы в исламе

Четыре носителя небесного престола в исламском искусстве
Четыре носителя небесного престола в исламском искусстве

В исламе керубы — это мукаррабун (араб. الْمُقَرَّبُونَ — приближённые), то есть ангелы, близкие к Богу (сура 4:172), которые несут его престол. Они просят Бога простить людей и защитить праведников (40:7).

В 69-й суре Корана говорится:

«Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым. Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:16-17).

Керубы в христианстве

В Новом завете керубы упоминаются лишь один раз в Послании к Евреям, приписываемом церковью апостолу Павлу (при описании Ковчега Завета):

«А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище» (Евр. 9:5).

В Откровении Иоанна Богослова (4:6-8) описываются те же четверо животных, которых видел Иезекииль, однако в этом случае у них шесть крыльев, а не четыре. Они «исполнены очей спереди и сзади» и беспрестанно взывают:

«Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет!»

Однако здесь эти существа именуются не керубами, а «четырьмя животными».

В раннем христианстве не было единого взгляда на природу керубов; некоторые богословы, такие как Иероним Стридонский (345 / 347 — 419 / 420 гг.) или Феодорит Кирский (386 / 393 — 458 / 466 гг.) считали керубов не самостоятельными существами, а образами, символизирующими какие-либо действия или качества Бога.

Как пишет в «Строматах» Климент Александрийский (150 — ок. 215 н.э.):

«Херувим символизировал «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени. <...> изображение херувимов носит символическое значение: лицо является символом души, крылья — служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста — гимн славе в непрестанном созерцании» [9].

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 гг.) первым высказал мнение о том, что керубы — это отдельные существа, хотя и символизирующие действия Бога. Впоследствии именно это мнение о природе керубов возобладало, когда Псевдо-Дионисий Ареопагит отнес керубов к одному из девяти ангельских чинов.

Псевдо-Дионисий Ареопагит в 11-й главе своего трактата «О небесной иерархии» дает такую трактовку херувимов:

«Имя же херувимов — их разумность и боговидность, способность воспринимать высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости» [10].

Средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225 — 1274) в своей книге «Summa Theologiae» описывает природу херувимов следующим обюразом:

«Имя "Херувим" является производным от избытка знания, отчего оно переводится как "полнота знания". И, говоря об этом, Дионисий указывает на четыре [аспекта]: во-первых, на совершенное видение Бога [Херувимами], во-вторых, на полноту восприятия ими божественного света; в-третьих, на созерцание ими в Самом Боге красоты порядка вещей, от Него берущего свое начало; в-четвертых, на то, что Херувимы, сами существуя в полноте такого знания, изобильно распространяют его на других» [23].

По мнению Фомы Аквинского, «Херувимы обладают превосходством знания».

Четыре Керуба: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.
Четыре Керуба: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.

Позднее в христианстве Керубы были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» («четырёхобразный, четырёхвидный») стал применяться в описании их иконографии. Каждый из них крылат и держит Евангелие. Четыре Керуба стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.

Итальянский гуманист и философ Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) в своей «Речи о достоинстве человека» (1487 г.) так описывает три высших ангельских чина:

«Серафим горит в огне любви, херувим блистает великолепием разума, трон хранит твердость судьи. Итак, если, предавшись деятельной жизни, мы примем на себя справедливую заботу о низших, то укрепимся стойкой твердостью трона. Если, освободившись от дел, предадимся созерцанию на досуге, постигая творца в работе и работу в творце, то засверкаем светом херувима. Если только загоримся истребляющим огнем любви к творцу, то вспыхнем внезапно в образе серафима. <...> Итак, находящийся посредине херувим своим светом готовит нас к серафическому огню и равным образом озаряет нас для суда трона» [24].

Как пишет епископ Русской православной церкви Серафим (Звездинский):

«Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом» [22].

Облик керубов в христианском искусстве

Представления о керубах (херувимах) в христианском искусстве подробно анализирует болгарский искусствовед Иван Бенчев (1944 — 2012):

«Они многооки, у них шесть крыльев (согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту и Феодору Студиту, а тажке изображениям в соборе св. Софии, созданным ок. 900 года), но бывает и четыре крыла (отличительный признак, получивший распространение в IX веке). В средневековом искусстве они изображались с руками и ногами. В более позднее время — без них. <...> В византийском искусстве образ херувимов такой же сложный и запутанный, как и в самой Библии. Херувимы часто изображаются шестикрылыми, и их порой трудно отличить от серафимов. Живописное изображение херувима, охраняющего врата рая (Быт. 3, 24), встречается уже в Венской книге Бытия (VI век). Как и у Дионисия, херувимы стоят в Ерминии на втором месте, однако содержащиеся в пособии иконографические данные датируются поздним временем, так как иконописцам предписывается изображать херувимов голубым цветом «в виде одной головы с двумя крыльями» [11].

Херувимы в гностическом христианстве

В гностических текстах херувимы, как и серафимы, являются обитателями миров низшего порядка. К примеру, в гностической интерпретации изгнания Адама и Евы из Рая по версии трактата «Происхождение мира» (NHC II, 5, c. 121) херувимы (керубим) предстают слугами архонтов:

«И так они изгнали Адама из Рая и его жену, и их не удовлетворило то, что они сделали, но они (nродолжали) бояться, и пришли к древу жизни, и окружили его великими страшилищами — огненными животными, называемыми "Херувимы", и они nоместили огненный меч в середине, вращающийся с великим устрашением, чтобы никто из людей земли не вошел туда» [25].

Во «Втором слове Великого Сифа» (NHC VII, 2, c. 54-55) собственно Сиф берет на себя функции Иисуса прочих гностических и апокрифических текстов как разрушитель миропорядка архонтов и довлеющего над ними космократора (= миродержца = мироправителя), в которых, соответственно, херувимы также представлены как умопостигаемые сущности низшего порядка:

«Поскольку была у меня мысль единственного истечения из вечных и непознаваемых (сущностей), неоскверняемых и неизмеримых, (то) поместил я её в мир, т.е. эту маленькую мысль, приведя их в волнение и внушив страх всему множеству ангелов и их Архонту. Я же обходил их всех с пламенем и огнём из-за моей мысли. И <во> всяком своем деле они действовали из-за меня. Возмущение же и война возникли в сонме серафимов и херувимов, потому что их слава сойдет на нет, вместе со смутой, которая происходит в окружении Адоная тут и там и (в) их доме вплоть до Мироправителя [и?] того, который говорит: Давайте схватим его"» [26].

Керубы в западной эзотерике

Символы и атрибуты Керубим.
Символы и атрибуты Керубим.

Генрих Корнелий Агриппа в «Оккультной философии» утверждает, что керубы связаны со стихиями Земли и Воздуха. От них человек приобретает «свет ума, сила мудрости, самые возвышенные фантазии и фигуры, которыми мы способны созерцать даже божественное» [12].

В Герметическом ордене Золотой Зари Керуб считался управителем стихии Земли.

В Герметическом ордене Золотой Зари четыре керубим, олицетворяющие силы четырех букв Имени Тетраграмматон, действующих в области Стихий на материальном плане, соотносились с четырьмя частями тела Сфинкса [13].

Керуб Воздуха
Керуб Воздуха
«Символами Керубим являются вращающийся крест, пентаграмма и идея Духа, властвующего над четырьмя стихиями. Однако в Откровении Иоанна Керубим предстают несмешанными: у каждого из них — всего одно лицо, а крыльев — шесть. Таким образом, Керубим соединяют силы семерки с силами четверки. И возгласы Керубим у Иоанна подобны возгласам Серафим у Исаии: "Свят, Свят, Свят!"» [14].

Предполагалось, что каждый соискатель должен был разгадать его загадки, перед тем, как идти путем посвящения. В материалах Ордена содержатся следующие описания Керубов:

«Керуб Воздуха формируется за престолом Иерофанта. Он имеет лик и образ юной девы с большими осеняющими крыльями. Это сила великой богини Хатор, в коей слиты воедино силы Исиды и Нефтиды. С ней соотносится знак Водолея, который символизирует изливающиеся на землю потоки Воды; в зодиаке он соответствует стихии Воздуха, а воздух — вместилище дождя. Египетское название знака Водолея — Phritithi. «Не должно смешивать Керубим со знаками зодиака: последние лишь находятся под управлением первых. Керуб, представляя значительно более возвышенную Силу, действует за счет гармоничной симпатической связи с соответствующим ему зодиакальным знаком» [15].
Керуб Огня
Керуб Огня

«Керуб Огня имеет лик и образ Льва с большими крыльями, производящими шум и грохот. Он формируется за постом Факелоносца. Это сила великой богини Tharpesh, или Tharpheshest; последний слог ее имени сходен по звучанию с Пашт (Pasht) [старый вариант имени Баст (Бастет)]. Керуб-Лев действует через посредство Пламенеющего Огня знака Льва, египетское название которого — Labo-Ae» [16]. Керуб Воды имеет лик и образ Великого Орла с большими блистающими крыльями. Он формируется за престолом Иерея. В нем воплощена сила великого бога Thoomoo (TMU) [Атум], действует же он через посредство зодиакального знака Скорпиона, египетское название которого — Szlae-Ee» [17].

Керуб Воды
Керуб Воды

«Керуб Земли имеет лик и образ Тельца с крыльями тяжелыми и сумрачными. Он формируется за постом Приуготовителя. В нем воплощена сила великого бога Ahaphshi Апис, а действует он через знак Тельца, египетское название которого — Ta-aur» [18].

Керуб Земли
Керуб Земли

Цвета Керуба Воздуха — оранжево-голубые. Цвета Керуба Огня очень яркие и живые: зеленый цвет знака Льва сочетается с рубиновым, ярко-синим и изумрудно-зеленым.Цвета Керуба Воды — голубой и оранжевый, с малой долей зеленого.Цвета Керуба Земли — черный, зеленый и красный, с малой долей белого.

Керубы Метатрон и Сандальфон. Рисунок из книги «Полная система магии Золотой Зари» Израэля Регарди.
Керубы Метатрон и Сандальфон. Рисунок из книги «Полная система магии Золотой Зари» Израэля Регарди.

В Большом ритуале Гексаграммы, который используется для призывания или изгнания энергий планет и знаков зодиака, в качестве сигилов стихий используются эмблемы Керубим: Водолей, Лев, Телец и Голова Орла.

На крышке Ковчега Завета Керубом женского рода считается Сандальфон, а Керубом мужского рода Метатрон, между которыми размещалась Нефеш ха-Мешиах (Nephesh ha-Messiah) — животная душа Мессии, Шехина, или Божественное Присутствие и Пламенный меч Керуба.

Керубим в «Таро Тота»

Аркан V («Иерофант»).
Аркан V («Иерофант»).

В силу соответствия четырем стихиям и четырем сторонам света Керубы часто используются в иконографии карт Таро, так в «Таро Тота» Алистера Кроули их можно увидеть на арканах Иерофант (Ату V), Колесница (Ату VII) и Вселенная (Ату XXI).

«Иерофант восседает на быке. Вокруг него четверо животных, или Керубим, по одному в каждом углу карты: ибо они — стражи каждого святилища» [19].

Аркан VII («Колесница»).
Аркан VII («Колесница»).

«Колесница эта запряжена четырьмя сфинксами, составленными из четырех керубим: Быка, Льва, Орла и Человека» [20].

Аркан XXI («Вселенная»).
Аркан XXI («Вселенная»).

«Четверо Керубим в углах карты символизируют утвержденную Вселенную» [21].

Примечания

1. Глаголев, А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. — Киев: Тип. Горбунова, 1900.

2. Регарди, Израэль. Полная система магии Золотой Зари. — М.: Энигма, 2011. — С. 98.

3. Там же. С. 233.

4. Там же. С. 232.

5. Там же. С. 110.

6. Цит. по: Большой ключ Соломона. — М.: Ганга, 2008. — С. 192.

7. Найт, Гарет. Руководство по каббалистическому символизму. — М.: Ганга, 2015. — С. 196-197.

8. Мазерс, Макгрегор. Разоблаченная каббала С. Л. Макгрегора Мазерса. — М.: Энигма, 2009. — С. 42.

9. Климент Александрийский. Строматы. — Книги 4-5. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. — С. 166-167.

10. Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. Сочинения. Толкования. — СПб.: Алетейя, 2002. — С. 105.

11. Бенчев, Иван. Иконы Ангелов. Образы Небесных посланников.— М.: Интербукбизнес, 2005. — С. 37-38.

12. Генрих Корнелий Агриппа. Магия Арбателя. — Н. Новгород: Издатель А.Г. Москвичев, 2013. — С. 516.

13. «Под Сфинксом следует понимать сочетание Керубим». Цит. по: Регарди, Израэль. Полная система магии Золотой Зари. — М.: Энигма, 2011. — С. 1021.

14. Регарди, Израэль. Полная система магии Золотой Зари. — М.: Энигма, 2011. — С. 662.

15. Там же. С. 562.

16. Там же. С. 562.

17. Там же. С. 562.

18. Там же. С. 562.

19. Кроули, Алистер. Книга Тота / Перевод А. Блейз. — М.: Ганга; Телема, 2021. — С. 116.

20. Там же. С. 127.

21. Там же. С. 174.

22. Архимандрит Серафим (Звездинский). Ангелы: Ангельский мир по учению православной Церкви. — М.: Об-во ревнителей правосл. культуры; Бр-во во Имя Всемилостивого Спаса, 1995.

23. Фома Аквинский. Сумма теологии. — Том II ( Вопросы 65- 119 ). — М.: Издатель Савин С.А., 2007. — С. 524.

24. Пико делла Мирандола, Джованни. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и тт. — Т. 1. — М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — С. 250-251.

25. Цит. по: Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / Введ., пер. с коптского, коммент. А.И. Еланской. — СПб.: Алетейя, 2014. — (Античное христианство. Источники). — С. 329.

26. Цит. по: Хосроев, А.Л. «Другое благовестие» III. Гностические сочинения II-III вв. и некоторые проблемы раннего христианства. «Второе слово великого Сифа» (NHC VII. 2) и «Послание Петра Филиппу» (NHC VIII. 2; CodTch 1) как исходный материал / А.Л. Хосроев. РАН; Ин-т Восточных рукописей. — СПб.: Нестор-История, 2023. — С. 49-51.