Моя статья про поезда вызвала отклик и попросили меня написать про вокзалы, что я с удовольствием и делаю и так начнём:
Первый и один из самых привычных-Финляндский вокзал в Петербурге
Первое здание вокзала было возведено ещё в 1870 году архитектором Петром Купинским (1838–1923 годы жизни) на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским. Открылся он 13 февраля 1870 года.
Новое и современное здание вокзала было построено в 1955–1960 годах по проекту архитекторов П. А. Ашастина, Н. В. Баранова, Я. Н. Лукина и инженера И. А. Рыбина.
Но они оставили и часть старого вокзала, если присмотреться то в одну из стен включен фрагмент его .
Следующий-это красавец Витебский вокзал
Первое и ещё временное и деревянное здание -построено в 1837 году для Царскосельской железной дороги. Располагалось на части плаца Семёновского полка (на месте станции метро "Пушкинская").
Каменное здание -построено в 1849–1852 годах по проекту архитектора Константина Тона( 1794-1881 годы жизни). Здание стояло в один ряд с корпусами казарм по Загородному проспекту.
Расширение и перестройка в 1874–1876-х годах по проекту архитектора М. Л. Бернацкого (1836-1893 годы жизни).
Нынешнее же современное здание-построено в 1904 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского( 1863-30-е годы 20-го века годы жизни). В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш (17 декабря 1877 года, Мелитополь, Таврическая губерния -сентябрь 1945 года, Иран)
Московский вокзал в Санкт-Петербурге.
Тоже творение архитектора Константина Тона
1847–1851 годы велось строительство вокзала по проекту архитектора К. А. Тона при участии К. А. Железявича(1811–1874 годы жизни) . Для конечной станции в Петербурге выбрали окраину города — перекрёсток Невского проспекта и Лиговского канала.
Назывался изначально-Николаевским в честь императора Николая 1-го.
Наконец самый новый и самый непонятный и недооценённый -Ладожский вокзал .
Открыт в 2003 году к 300-летию города.
Хотя его проект архитектором Никитой Явейном (род. 4 августа 1954, Ленинград), был разработан ещё в 1970-х года.
Ленинградский вокзал в Москве .
Тоже творение Константина Тона .
Здание вокзала было построено в 1844-1851 годах.
В 1934 году -первая реконструкция: расширили билетные кассы, появились справочное бюро, комната для транзитных пассажиров.
Следующая в 1974 году -вокзал реконструирован по проекту инженерного бюро «Ленгипротранс»: разобраны исторические крылья и дебаркадер, выстроены новые платформы с оригинальными навесами, появился центральный пассажирский зал.
Ну и последнее на данный момент в 2013 году -очередное обновление: восстановлен первоначальный облик вокзала, включая цвет фасада и утраченные архитектурные детали.
Кстати сейчас опять идёт его реконструкция и чем это закончится и как он будет выглядеть, пока не известно .
Тут же сразу и Казанский вокзал.
Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 году по проекту архитектора Алексея Щусева( 1873-1849 годы жизни). Работы растянулись на десятилетия: они временно приостанавливались из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции. Последний же этап строительства завершился только в 1940 году.
Реконструировали его несколько раз:
В 1950-х годах был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро "Комсомольская".
В 1987–1997 годах здание было снова реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами
А это здание станции Каланчевская( точнее - "императорский железнодорожный павильон") ,куда раньше прибывали императоры в Москву.
Его построили в 1896 году по проекту архитектора Генриха Войневича (1853–1913 годы жизни).
А это вокзал в городе Александров (бывшая Александровская слобода).
В 1903 году в городе Александров (Владимирской области) построено это кирпичное здание железнодорожного вокзала. Автор проекта неизвестен( не чтят у нас героев)
А этот вокзал на Урале, тоже построен по проекту Щусева.
Железнодорожный вокзал в городе Красноуфимск Свердловской области.
Вокзал этот был возведён в 1915 году.
Здание вокзала в пгт Дружинино(Нижнесергинский район, Свердловская область).
Было построено скорее всего в 20-е годы ,20-го же века( точной информации нет)
А это старое здание, первый вокзал станции Екатеринбург .
Здание его было построено в 1878 году по проекту архитектора П. П. Шрейбера (1841–1903 годы жизни)
Изначально эта ветка соединяла Екатеринбург с Пермью.
А это новый вокзал Екатеринбурга .
Открытие нового здания произошло в 1914 году ,оно было сооружено по проекту архитектора Ф. Е. Вольсова (1879–1945 годы жизни).
К 1939 году по проекту Г. П. Валенкова(1893–1940 годы жизни) и В. И. Смирнова ( 1904-1982 годы жизни)была проведена первая реконструкция, в ходе которой был надстроен второй этаж, по фасаду же появилась монументальная колоннада.
В 1946 году проведён следующий капитальный ремонт здания.
В 1961–1962 годах по проекту В. В. Безрукова (1909–1989 годы жизни) к зданию были добавлены два пристроя через арки с восточной и западной сторон.
В 1995 году в соответствии с проектом развития станции Свердловск-Пассажирский с западной стороны действующего вокзала достроено ещё одно -третье здание.
В 2018 году модернизировали первую и вторую пассажирские платформы, отремонтировали внутренние помещения и фасад.
В 2017 году само здание вокзала было отреставрировано в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Ну а это вокзал Перми .
В 19-м веке -это было деревянное здание.
В 50-е годы оно было перестроено в стиле сталинского ампира .
Однако уже в 1963 году построен ( точнее опять перестроен)новый вокзал с подземными переходами. Здание расширили на запад и надстроили двумя этажами.
Свой современный облик получило в 2009 году ( когда закончилась масштабная реконструкция ,которая началась ещё в 2004 году)
Московский вокзал в Нижнем Новгороде .
Вокзал изначально построили в 1862 году, когда продлили железную дорогу Москва - Владимир.
В 1960-х годах здание вокзала полностью перестроили( а точнее уничтожили ), чтобы придать ему "гражданский вид". Был уничтожен весь исторический фасад. Внутри вокзал также претерпел изменения: на стенах "дореволюционные" мозаики заменили на советские в духе 20-го века, перестроили залы ожидания и многие другие помещений.
В 1985 году, после запуска метрополитена ,в нем оборудовали длинные переходы до станции метро " Московская"
А это вокзал уже в Беларуси,в городе Орша .
В 1912 году на месте старого вокзала( ещё деревянного и 1871 года постройки) построили бетонное двухэтажное здание по проекту московского архитектора И. И. Струкова (1 июня 1864, Лебедянь -14 марта 1945, Москва).
Однако в годы Великой Отечественной войны здание вокзала было частично разрушено. Но уже в 1944 году началось восстановление здания в соответствии с первоначальным проектом, в конце 1947 года вокзал был полностью восстановлен.
С 2002 по 2004 годы проводилась реконструкция вокзала: внутренняя перепланировка и благоустройство территории.
На очереди вокзал города Минска .
С 1872 года на этом месте было несколько разных зданий вокзала ,первое было ещё деревянным, потом в 1890–1893 годы, появилось первое каменное здание, в 1930-е годы оно было реконструировано и открылось в 1940 году, а в годы ВОВ ,разрушено и ещё до конца войны ,в 1945 году восстановлено.
В 1991 году старое здание вокзала снесли, началось строительство современного вокзального комплекса.
30 декабря 2000 года - открыто новое здание вокзала по проекту архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова.
Вокзал в Городее.
Здание вокзала, которое можно увидеть сегодня, датируется 1930-ми годами, это одноэтажная постройка в стиле неоклассицизма.
Вокзал в городе Пинске .
Первый вокзал тут появился ещё в 1882 году ,он был разрушен дважды в годы Первой мировой войны и после восстановления , уже в годы ВОВ, потом восстановленный вокзал действовал до 2007-го года .
И вот 25 апреля 2009 года в Пинске открылось новое здание железнодорожного вокзала. Согласно проекту реконструкции, послевоенное двухэтажное здание претерпело серьёзные архитектурные изменения и получило ещё один дополнительный этаж.
Вокзал в городе Гродно.
Первое здание появилось в 1862 году, перестроено в 1868 году , которое было разрушено в годы ВОВ.
В течение 1944–1948 годов здание полностью восстановили. Более того, пристроили двухэтажный корпус со служебными помещениями, а над галереями появился дополнительный этаж.
В 1986 году старое здание вокзала было полностью снесено, а рядом построен новый современный вокзальный комплекс.
И уже в 2011–2013 годах выполнена реконструкция вокзального комплекса станции Гродно. Фасад утеплили и осовременили , "одели" в керамогранитную плитку, подвели подсветку.
1 августа 2013 года зал ожидания Гродненского железнодорожного вокзала после реконструкции открыт для пассажиров.
Вокзал города Витебска .
Первое здание вокзала построили ещё в 1866 году -каменное, трёхэтажное, с закрытым пешеходным мостом через пассажирские платформы.
В 1912 году станцию расширили за счёт одноэтажного здания. На первом этаже были залы для пассажиров 1-го, 2-го, 3-го классов, телеграф и почта, на верхних этажах - офисы и жилые помещения.
В годы же Великой Отечественной войны старое здание вокзала было полностью разрушено.
Современное здание построили уже только в 1952 году по проекту архитектора Бориса Мезенцева (26 июля (8 августа) 1911 года, Тула -18 ноября 1970 года, Москва).
Ну и на последок-вокзал города Полоцка
24 мая 1866 года было открыто движение поездов по Двинско-Витебской железной дороге (позднее ставшей частью Риго-Орловской железной дороги).
Тогда же был построено и первое здание вокзала -это здание было двухэтажным, из красного кирпича.
На первом этаже размещались : кассы и залы ожидания ,на втором квартиры работников станции и администрация.
В 1905 году были пристроены два одноэтажных флигеля. В 1952 году построили новое двухэтажное здание в стиле сталинского ампира и советского монументального классицизма( оно тоже к счастью сохранилось). Однако в последней трети 20-го века из-за увеличившегося пассажира потока ,решено было возвести новое здание вокзала.
Рядом с новым вокзалом находится старое здание -образец сталинского монументального классицизма 1940-х - начала 1950-х годов. Сейчас в нём размещаются пригородные кассы, ресторан и зал таможенного оформления.
Ну вот такая получилось у меня подборка вокзалов.