Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Расставляем запятые с героями "Сумерек". Обособление причастных и деепричастных оборотов

Итак, в предыдущем посте мы выяснили, что Белла - это глагол, Эдвард - причастие, а Джейкоб - деепричастие. Звучит поэтично, но как это поможет нам на уроке русского языка? Очень просто! Теперь, когда мы почувствовали разницу в их сущностях, самое время перейти к главному правилу, которое не любят школьники, - обособлению. Ведь если причастия и деепричастия в предложении так же важны, как Эдвард и Джейкоб в жизни Беллы, то и выделять их на письме нужно по-особому. Давайте разберемся, когда эти "герои" требуют к себе внимания (запятых), а когда могут обойтись без него. Мы уже определили, что Эдвард - это причастие: признак, застывший во времени. Но в предложении, как и в жизни, ему нужно личное пространство. Сегодня разбираем, когда причастный оборот (наш Эдвард) обособляется, то есть выделяется запятыми. Это самое главное и строгое правило. Когда Эдвард следует за тем, кого он характеризует, - он всегда обособляется. «Белла, очарованная таинственным Эдвардом, не могла думать ни о чём д
Оглавление

Итак, в предыдущем посте мы выяснили, что Белла - это глагол, Эдвард - причастие, а Джейкоб - деепричастие. Звучит поэтично, но как это поможет нам на уроке русского языка? Очень просто! Теперь, когда мы почувствовали разницу в их сущностях, самое время перейти к главному правилу, которое не любят школьники, - обособлению. Ведь если причастия и деепричастия в предложении так же важны, как Эдвард и Джейкоб в жизни Беллы, то и выделять их на письме нужно по-особому. Давайте разберемся, когда эти "герои" требуют к себе внимания (запятых), а когда могут обойтись без него.

Личное пространство Эдварда: когда причастный оборот требует запятых

Мы уже определили, что Эдвард - это причастие: признак, застывший во времени. Но в предложении, как и в жизни, ему нужно личное пространство. Сегодня разбираем, когда причастный оборот (наш Эдвард) обособляется, то есть выделяется запятыми.

-2

Правило №1: Оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова

-3

Это самое главное и строгое правило. Когда Эдвард следует за тем, кого он характеризует, - он всегда обособляется.

«Белла, очарованная таинственным Эдвардом, не могла думать ни о чём другом.»
Определяемое слово: Белла. Оборот: очарованная таинственным Эдвардом. Он стоит после Беллы - ставим запятые.

«Машина, блестящая на солнце, была идеальна, как и её владелец.»
Определяемое слово: машина. Оборот: блестящая на солнце как алмаз. Стоит после - выделяем запятыми.

Правило №2: Оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом

-4

А вот здесь - внимание! Если Эдвард появляется в предложении первым, запятые ему не нужны.

«Очарованная таинственным Эдвардом Белла не могла думать ни о чём другом.»
Теперь оборот стоит перед словом «Белла» - запятые не ставим.

«Блестящая на солнце машина была идеальна.»
Оборот перед словом «машина» - запятая не требуется.

Правило №3: Определяемое слово - личное местоимение (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)

-5

Если Эдвард характеризует не просто существительное, а местоимение (особенно «он», «она»), запятая ставится всегда, независимо от позиции.

«Очарованная его таинственностью, она не могла думать ни о чём другом.»
Определяемое слово: она (местоимение). Запятая ставится, даже если оборот в начале.

«Она, очарованная его таинственностью, не могла думать ни о чём другом.»
И здесь, по классическому правилу, запятые тоже нужны.

💡 Краткая шпаргалка:

Эдвард ПОСЛЕ Беллы → Запятые ДА 🧛‍♂️, 👧 → Белла, завороженная Эдвардом, ...

Эдвард ПЕРЕД Беллой → Запятые НЕТ 🧛‍♂️ 👧 → Завороженная Эдвардом Белла...

Эдвард и местоимение «ОНА» → Запятые ВСЕГДА ДА 🧛‍♂️, 👩 → Она, завороженная им, ...

Вывод: Причастный оборот, как и Эдвард, обособляется тогда, когда он следует за тем, кого определяет. Поставьте ему запятую - дайте ему законное личное пространство в предложении!

Неудержимый Джейкоб: почему деепричастный оборот всегда выделяется запятыми

-6

Мы разобрались с Эдвардом-причастием и его строгими правилами. Теперь перейдём к Джейкобу - нашему энергичному деепричастию. И вот что важно: в отличие от Эдварда, Джейкобу-деепричастию запятые полагаются всегда, где бы он ни появился! Почему? Да потому что он всегда - добавочное действие.

Правило простое: Деепричастный оборот ВСЕГДА обособляется.

-7

Не важно, в начале, в середине или в конце предложения он находится. Какой бы харизмой он ни обладал, он всегда зависит от главного действия - Глагола (Беллы).

Давайте посмотрим на примерах:

1. Джейкоб в НАЧАЛЕ предложения (только появился, уже требует внимания!)

«Превратившись в огромного волка, Джейкоб почувствовал прилив невероятной силы.»

Основное действие (глагол): почувствовал.

Добавочное действие (деепричастие): Превратившись.

Запятая ставится после оборота.

2. Джейкоб в СЕРЕДИНЕ предложения (ворвался в середину событий)

«Белла, понимая его чувства, всё же не могла ответить ему взаимностью.»

Основное действие: не могла ответить.

Добавочное действие: понимая.

Запятые ставятся с двух сторон оборота.

3. Джейкоб в КОНЦЕ предложения (завершил действие эффектным аккордом)

«Он мчался сквозь лес, сокрушая всё на своём пути.»

Основное действие: мчался.

Добавочное действие: сокрушая.

Запятая ставится перед оборотом.

💡 Почему это работает именно так?

Потому что деепричастие - это не основной герой повествования. Это:

Обстоятельство, которое показывает, как, когда или почему происходит главное действие.

Дополнение к основной картине, которое делает её более живой и динамичной.

«Рыча и ломая кусты, Джейкоб защищал свою стаю.»
Мы видим не просто факт защиты, а то,
как именно он это делал - яростно и стремительно.

✅ Краткая шпаргалка:

Джейкоб в начале → [Дееприч. оборот],

Джейкоб в середине → ,[дееприч. оборот],

Джейкоб в конце → ,[дееприч. оборот].

Вывод: В мире грамматики, как и в «Сумерках», Джейкоб - персонаж яркий, но зависимый. Он не может существовать без главного действия (Беллы-глагола), а на письме всегда выделяется запятыми, подчёркивая свою особую, но второстепенную роль.

P.S. Теперь вы знаете, что Эдвард-причастие может быть и без запятых, а Джейкоб-деепричастие - всегда с ними.

Потренируемся?

Вот усложнённые предложения с причастными и деепричастными оборотами в ОДНОМ предложении.

-8

Образец разбора:

1. Эдвард, прислушивающийся к мыслям окружающих с неизменным интересом, внезапно нахмурился, услышав неожиданную для себя мысль Беллы, всегда остававшейся для него загадкой».

Прич. оборот: прислушивающийся к мыслям окружающих с неизменным интересом

Дееприч. оборот: услышав неожиданную для себя мысль Беллы

Обособленное определение: всегда остававшейся для него загадкой

Попробуйте самостоятельно и сравните с ответами после:

-9

Ответы:

1.Стремительно преодолевая лесные заросли, Джейкоб, превратившийся в гигантского волка всего несколько месяцев назад, уже ощущающий всю тяжесть ответственности за стаю, яростно рычал, предупреждая сородичей о приближающейся опасности.

Дееприч. оборот в начале: Стремительно преодолевая лесные заросли

Прич. оборот 1: превратившийся в гигантского волка всего несколько месяцев назад

Прич. оборот 2: уже ощущающий всю тяжесть ответственности за стаю

Дееприч. оборот в конце: предупреждая сородичей о приближающейся опасности

2.Проживший несколько веков и повидавший бесчисленные изменения в человеческом обществе Карлайл, с грустью наблюдая за современной молодёжью и вспоминая прежние времена, продолжал верить в духовное развитие человечества.

Однородные прич. обороты: проживший несколько веков и повидавший бесчисленные изменения

Однородные дееприч. обороты: с грустью наблюдая... и вспоминая прежние времена

3. Розали, не одобрявшая выбор Эдварда с самой их первой встречи, холодно наблюдая за развивающимися отношениями, всё же осознавая неизбежность происходящего, постепенно начала проявлять к Белле, постоянно находящейся в центре внимания, сдержанную симпатию.

Прич. оборот 1: не одобрявшая выбор Эдварда с самой их первой встречи

Дееприч. оборот 1: холодно наблюдая за развивающимися отношениями

Дееприч. оборот 2: осознавая неизбежность происходящего

Прич. оборот 2: постоянно находящейся в центре vampire внимания

4.Играя на рояле сложные музыкальные произведения, Эдвард, обычно находивший утешение в музыке, на этот раз, вспоминая недавний разговор с Беллой, чувствовал нарастающую тревогу, связанную с необходимостью раскрытия своей истинной сущности.

Дееприч. оборот в начале: Играя на рояле сложные музыкальные произведения

Прич. оборот 1: обычно находивший утешение в музыке

Дееприч. оборот 2: вспоминая недавний разговор с Беллой

Прич. оборот 3: связанную с необходимостью раскрытия своей истинной сущности

5. В Форксе, в этом дождливом и туманном городке, постоянно ощущающая себя чужой Белла, неожиданно встретив Эдварда, начала новую жизнь, полную тайн и опасностей.

Уточняющий член: в этом дождливом и туманном городке

Прич. оборот: постоянно ощущающая себя чужой

Дееприч. оборот: неожиданно встретив Эдварда

Обособленное определение: полную тайн и опасностей

Было полезно? Ставь лайк мне для мотивации 🖤🤗