Найти в Дзене
Телеканал "78"

«Ни на что не способны»: депутат Делягин сорвался на АвтоВАЗ из-за нового утильсбора на иномарки

Резкий рост утильсбора на импортные автомобили пролоббирован АвтоВАЗом – но компания просто не способна создать качественную замену даже дешевым иномаркам. Об этом заявил депутат Госдумы Михаил Делягин.

Фото: Prt Scr rutube.ru / Книжный День
Фото: Prt Scr rutube.ru / Книжный День

Новый утилизационный сбор будет действовать в России с 1 декабря. Изначально предполагалось, что он вырастет с 1 ноября, но в правительстве решили перенести срок на месяц, чтобы россияне успели получить уже купленные и оплаченные авто из-за рубежа. Делягин назвал ситуацию странной, поскольку обычно экономические изменения вводятся с 1 января, чтобы их можно было заложить в новый бюджет и адекватно строить планы.

Депутат сомневается, что за месяц российские покупатели иномарок смогут получить свои автомобили – в частности, из-за затяжных таможенных процедур. Он заявил о наличии формальных оснований для повышения утильсбора – но отметил неспособность отечественных автопроизводителей предложить россиянам адекватную замену резко дорожающих иномарок.

«Введут, потому что у нас 74-76% всех автомобилей ввозили физлица, они пользовались льготой по утильсбору – условно говоря, она была 5000 рублей. Такие машины нельзя продавать год – ну, так их продадут через год, или она продается прямо сейчас, просто формально передается в пользование и год числится на прежнем владельце. Естественно, против этого восстал Минпромторг, потому что наш рынок заполняют "китайцы", и нужен протекционизм. В результате цена импортной машины растет в два-три раза. Они что, думают, что АвтоВАЗ, возглавляемый нынешними "эффективными менеджерами", способен что-то произвести?» - сказал Делягин.
Фото: Prt Scr rutube.ru / Книжный День
Фото: Prt Scr rutube.ru / Книжный День

Парламентарий жестко раскритиковал поведение и ценовую политику АвтоВАЗа на фоне резкого роста утильсбора и соответствующего подорожания иномарок. Вместо попыток создать недорогой, но качественный автомобиль, компания исключает из комплектаций базовые пункты, к которым давно привыкли российские водители. Политику идеологов утильсбора и его лоббистов Делягин считает «извращенной».

«АвтоВАЗ, который уже нам рассказывает, что не нужны электростеклоподъемники, потому что, видите ли, услуга не востребована. Я жду, когда они про тормоза так начнут рассказывать, или про руль. Это извращенное понимание протекционизма в рамках ВТО. Организация запрещает меры нормального, цивилизованного протекционизма – например, квотирование импорта. Мы таким способом возродили свиноводство, птицеводство, успели бы возродить и КРС, если бы политику не сменили. Наши одичалые просто не знают, что это уже не работает», - сказал Делягин на Rutube-канале «Книжный День».

Формально утилизационный сбор требуется для компенсации расходов на утилизацию авто. Однако в России, в отличие от других применяющих его стран, просто нет соответствующих заводов – следовательно, сбор является исключительно протекционистской мерой. Ставка утильсбора теперь зависит от новизны, мощности и объема двигателя автомобиля. Аналитики отмечают, что подорожание иномарок усугубит падение авторынка страны: по оценкам «Автостата», в 2026 году продажи снизятся на 40% относительно нынешнего года.