Найти в Дзене
Петр Свирин

Как тесен мир

«Как тесен мир» - говорим мы порой, когда встречаем человека, даже не предполагая, что такое развитие событий нас поджидает. Иногда
в разговоре с другом, сослуживцем звучит знакомая фамилия и рассказ о том, что близкие тебе люди на каком-то этапе жизни были знакомы… Сегодня я хочу рассказать о нескольких таких случаях из моей жизни. Возможно, их было больше. Но память сохранила около десятка удивительных историй. Осенью 1980 года я был призван для прохождения срочной службы в ряды Советской Армии. Служить довелось в учебном танковом полку в Альтенграбовском гарнизоне ГСВГ. 1-й учебно-танковой ротой командовал капитан Сенин Александр Васильевич. Во время индивидуальной беседы он задал мне ряд вопросов: кто, откуда, чем занимался до призыва… В ходе беседы выяснилось, что командир закончил Сибирский металлургический институт в г. Новокузнецке. Учился на одном курсе с моим соседом по дому в г. Прокопьевске Володей Мизоновым, с которым был очень дружен мой старший брат Александр. «Как тесе

«Как тесен мир» - говорим мы порой, когда встречаем человека, даже не предполагая, что такое развитие событий нас поджидает. Иногда
в разговоре с другом, сослуживцем звучит знакомая фамилия и рассказ о том, что близкие тебе люди на каком-то этапе жизни были знакомы…

Сегодня я хочу рассказать о нескольких таких случаях из моей жизни. Возможно, их было больше. Но память сохранила около десятка удивительных историй.

Осенью 1980 года я был призван для прохождения срочной службы в ряды Советской Армии. Служить довелось в учебном танковом полку в Альтенграбовском гарнизоне ГСВГ. 1-й учебно-танковой ротой командовал капитан Сенин Александр Васильевич. Во время индивидуальной беседы он задал мне ряд вопросов: кто, откуда, чем занимался до призыва… В ходе беседы выяснилось, что командир закончил Сибирский металлургический институт в г. Новокузнецке. Учился на одном курсе с моим соседом по дому в г. Прокопьевске Володей Мизоновым, с которым был очень дружен мой старший брат Александр. «Как тесен мир!» - подумал я, отправляясь по приказу ротного старшим команды для приведения в порядок общественного туалета на спортивном городке. А как же иначе, только «своему» он мог доверить такое важное и ответственное дело!

"Пираты" и сержанты
"Пираты" и сержанты

После завершения первого периода службы и присвоения мне звания «младший сержант», я был назначен командиром отделения во 2-ю учебно-танковую роту учебного танкового полка. Заместителем командира взвода был старший сержант, фамилию которого я за давностью лет забыл. Парень был отличный, грамотный, лёгкий на подъём. Я старался быть для него хорошим помощником. Тем более, что во время первой беседы выяснилось, что «мир тесен», потому что в середине 70-х летом я отдыхал в г. Алмалыке (Узбекистан) у знакомых. В это же время мой ЗКВ сдавал экзамены для поступления в техникум. Так мы стали «земляками». В армии землячество играло очень важную роль. Земляки поддерживали друг друга, помогали в службе и быту.

Кстати, в Алмалыке я пришёл к выводу, что мир в самом деле тесен. Однажды мы собрались в поездку на горный перевал в на производственную площадку Алтын-Топкан. Добираться до перевала нужно было на рейсовом автобусе. Каково же было моё удивление, когда на автобусной остановке я увидел тёщу моего среднего брата. Она рассказала, что гостит у своей младшей дочери.
А вместе с ней в Алмалык приехал и мой брат с женой, старшей дочерью тёти Маши. На следующий день состоялась встреча родственников. Мы не очень часто виделись в нашем родном городе Прокопьевске, а в Алмалыке получилось!

Трептов-парк 31.08.1994 г. Я правофланговый в последней шеренге коробки управления Берлинской бригады. Возложение венков по случаю завершения вывода Западной группы войск га Родину.
Трептов-парк 31.08.1994 г. Я правофланговый в последней шеренге коробки управления Берлинской бригады. Возложение венков по случаю завершения вывода Западной группы войск га Родину.

В 1993 году я проходил службу в ЗГВ в политотделе Берлинской бригады. В обязанности мне вменили подготовку различных атрибутов для возложений, в частности организацию изготовления венков и приобретение цветов. Однажды Министр обороны РФ П. С. Грачёв после участия в переговорах с немецкими коллегами о выводе российских войск решил посетить бригаду и возложить венки к памятнику Воину-Освободителю в Трептов-парке.

Вечером я закончил текущие дела и собрался пойти домой. На крыльце меня поджидал командир бригады полковник Ю.П. Макаров. Распоряжение было кратким: машина на стоянке, деньги у начфина, завтра к утру должны быть готовы для возложения венки и цветы согласно утверждённому расчёту.

Через несколько минут я выехал через КПП бригады, надеясь, что
в немецкой организации, которая помогала нам готовить подобные мероприятия, кто-то окажется на месте. Так оно и случилось. Наводившая порядок уборщица, выслушав меня, позвонила руководителю фирмы. Сотрудники приехали и оперативно приступили к работе. Выяснилось, что в магазине недостаточное для возложения количество цветов. Мне дали адрес оранжереи, где я мог ночью решить вопрос.

Каково же было моё удивление, когда в оранжерее я встретил своего товарища по предыдущему периоду службы в бригаде. Николай был у нас начальником офицерской столовой. Закончил службу, вышел на пенсию и каким-то образом остался в Берлине с сыном. В считанные минуты мы закрыли вопрос с цветами, заехали за венками на фирму и вернулись в бригаду. По дороге меня не покидала мысль о том, «как же всё-таки тесен мир!»

В 1997 году судьба привела меня в Саратов. Было не очень легко найти своё место в новом для меня городе, но удалось наладить бизнес, познакомиться с людьми, заработать денег и купить квартиру. В Саратове вопрос о том, что мир тесен предстал передо мной во всей красе. Однажды для подержания здоровья я записался на сеанс иглоукалывания к известному саратовскому целителю.

Накануне мы с семьёй отдыхали на даче, топили баню. Неожиданно пришёл наш приятель Сергей, сосед по даче, держась за бок. После неудачных действий на футбольном поле у него сильно заболела спина. Я пригласил его в баню, сделал массаж, «погладил» спину веником. Боль немного стихла. Конечно, он нуждался в помощи специалиста.

На следующий день в 9:00 я сидел в приёмном покое целителя в компании жаждущих «уколоться». Он приехал только к 10 часам, сразу начал процедуры, объяснив своё опоздание тем, что пришлось оказывать помощь другу из налоговой, который, «потянул» мышцы спины, играя в футбол. На мой вопрос, не Сергею ли Николаевичу из налоговой он поправлял спину, Герман Валерьевич сказал: «Надо же, как тесен мир!». Сидевшая неподалёку с иголками в руках женщина сказала: «Ребята, мир ещё теснее, чем вы подумали. Я классный руководитель Саши – сына Сергея Николаевича». Удивление на наших лицах красноречиво описывало сложившуюся ситуацию.

Через некоторое время наши саратовские друзья Лена и Миша поехали в отпуск. Как обычно, в купе познакомились с соседями. Завязался разговор. Темы менялись время от времени. Заговорили про работу. Соседка наших друзей рассказала, что она обучает детей английскому языку. Недавно к ней пришла очень талантливая девочка Алиса, которой удивительно легко даётся изучение языка. Прошло совсем немного времени с начала занятий, а она делает успехи в разговорном английском. Миша с Леной переглянулись: «Кажется, с этой девочкой мы знакомы!». Оказалось, что речь шла о нашей с Наташей дочери Алисе.

Ну что сказать? «Как же всё-таки тесен мир!»

Но это ещё не всё. Лена с Мишей встречались с друзьями по какому-то поводу в ресторане. За столом зашёл разговор о бизнесе. Один из участников застолья занимался торговлей машинами. Среди прочего, он посетовал, что люди в основном покупают машины в кредит. Лишь недавно один мужик купил жене автомобиль Мицубиси за наличку. А через месяц пришёл и купил ещё один автомобиль себе. Лена с Мишей переглянулись и сказали: «Нам кажется, что мы знаем этого мужика! Его зовут Пётр?».

Около 10 лет мы прожили в Саратове. На каком-то этапе решили переехать поближе к родителям жены. Тем более, что в Серпухове у нас была квартира. Сначала уехал я один. В поисках работы оказался в НИИ развития профессионального образования. Со мной проводил собеседование сотрудник института. Узнав, что я тоже офицер запаса, служил в Берлинской бригаде, он задал только один вопрос: «Сергея Николаевича знаешь?» Мой ответ его вполне устроил. Сергей Николаевич в Берлине был заместителем командира бригады. Мало того, моя срочная служба проходила
в Альтенграбове, где в одной из воинских частей проходил службу в своё время мой собеседник под началом Сергея Николаевича. Приказ о моём приёме на работу состоялся в тот же день.

Так бывает, «когда тесен мир»!

Однажды мы с женой провели часть отпуска в Санкт-Петербурге. Прогуливаясь по Невскому проспекту, встретились с родственниками
из Серпухова, с которыми давно не виделись. И опять прозвучала знакомая фраза:
«Как тесен мир!»

Те же самые слова: «Как тесен мир!» мы произнесли одновременно
с моим минским другом Владимиром, встретившись в Москве у Белорусского посольства. Случилось так, что я дважды поменял место жительства и работу за короткое время. У него тоже были перемены в жизни. В общем, мы потерялись. Не знаю, по какой причине я пошёл с работы дорогой, по которой никогда не ходил. А Владимир возвращался с деловой встречи в гостиницу при посольстве.

В 2023 г. Кемеровский госуниверситет, моя «альма-матер», отмечал 70 летие. Оргкомитет создал чат участников и организовал подготовку мероприятия. Однажды в чате появилась просьба к коллегам отозваться, если есть какая-то информация о двух немецких аспирантах, работавших на истфаке в «нулевые» годы. Их хотели пригласить на торжество. Оказалось, что один из аспирантов был мне хорошо знаком.

«Как тесен мир!» - подумал я. Дело в том, что по приглашению Йорга Морре в январе 2017 года я участвовал в подготовке и открытии выставки ABZUG-ВЫВОД в Германо-российском музее Берлин-Карлсхорст. Директором музея по возвращении из России Йорг стал в 2009 году по результатам очень сложного конкурса, в котором участвовали 47 человек.

Зал подписания Акта о капитуляции. Январь 2017 г.
Зал подписания Акта о капитуляции. Январь 2017 г.

В ходе подготовки выставки планировалось проведение встречи с жителями Карлсхорста. Йорг попросил меня написать несколько строк для представления присутствующим. Среди других сведений я указал также, что закончил исторический факультет Кемеровского госуниверситета. Прочитав мою записку, Йорг посмотрел на меня и спросил, не знаю ли я декана истфака, и назвал фамилию одного из самых любимых и уважаемых мною преподавателей. Получив утвердительный ответ, он прошептал что-то на немецком языке. У меня тоже невольно вырвались слова: «Как же тесен мир!»

Встреча с жителями Карлсхорста. Январь 2017 г. С микрофоном Йорг Морре. Я в костюме и белой рубашке
Встреча с жителями Карлсхорста. Январь 2017 г. С микрофоном Йорг Морре. Я в костюме и белой рубашке

О сотрудничестве с Йоргом Морре при подготовке выставки я поделился с однокурсницей Татьяной. А в ответ услышал, что «мир теснее», чем я думал. Во время прохождения стажировки немецких коллег декан истфака устроил для них дружеский ужин, пригласив к себе домой. В качестве гостя
на этом ужине побывала и моя однокурсница, тем более, что она прекрасно говорит на немецком языке.

В прошлом году один из моих сослуживцев по имени Владислав во время телефонного разговора рассказал о своей службе в Белоруссии после вывода войск из Германии. Очень хорошо отзывался о своих командирах. Радовался, что командир дивизии отмечал его успехи в службе. Когда он произнёс: «Пётр Григорьевич…», я на автомате его поправил: «Пётр Дмитриевич!», поскольку речь шла о командире полка, в котором я проходил срочную службу в ГСВГ. И во многом под влиянием командира я после срочной службы остался в армии, экстерном закончил военное училище, стал офицером.

П. Д. Грибанов. В прошлом командир учебного танкового полка, в котором я начинал армейскую службу
П. Д. Грибанов. В прошлом командир учебного танкового полка, в котором я начинал армейскую службу

Я часто вспоминаю разные периоды своей непростой, но интересной жизни. И всегда добрым словом вспоминаю тех, кто в разные периоды оказывался рядом со мной. И знаю точно, что «МИР ТЕСЕН!»