Найти в Дзене

Отечественный лимузин ЗИЛ-114: История, назначение и характеристики!

ЗИЛ-114 — советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Пришёл на смену модели предыдущего поколения, ЗиЛ-111, выпускался Заводом имени Лихачёва с 1967 по 1978 годы. Де-факто являлся последним отечественным автомобилем данного класса, кузов которого стал основой для дальнейших модернизированных (рестайлинговых) модификаций: 115 (4104), 41045, 41047 и экспериментальной 4112Р — до появления в 2018 году автомобиля Aurus Senat, который прервал долгую паузу в развитии данного классаавтомобилестроения в России[2]. Всего было собрано 113 экземпляров[3] В начале 1960-х годов автомобильный дизайн, прежде всего американский, считавшийся одним из ведущих дизайнов, стал стремительно меняться. В моду начал входить строгий стиль, автомобильные кузова стали более угловатыми. Выпускавшийся для первых лиц страны лимузин ЗИЛ-111Г начал морально устаревать. Поэтому в это время началась работа над новой моделью лимузина, получившего обозначение ЗИЛ-114.

ЗИЛ-114 — советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Пришёл на смену модели предыдущего поколения, ЗиЛ-111, выпускался Заводом имени Лихачёва с 1967 по 1978 годы. Де-факто являлся последним отечественным автомобилем данного класса, кузов которого стал основой для дальнейших модернизированных (рестайлинговых) модификаций: 115 (4104)4104541047 и экспериментальной 4112Р — до появления в 2018 году автомобиля Aurus Senat, который прервал долгую паузу в развитии данного классаавтомобилестроения в России[2]. Всего было собрано 113 экземпляров[3]

В начале 1960-х годов автомобильный дизайн, прежде всего американский, считавшийся одним из ведущих дизайнов, стал стремительно меняться. В моду начал входить строгий стиль, автомобильные кузова стали более угловатыми. Выпускавшийся для первых лиц страны лимузин ЗИЛ-111Г начал морально устаревать. Поэтому в это время началась работа над новой моделью лимузина, получившего обозначение ЗИЛ-114. Во внимание были взяты лучшие тенденции дизайна среди автомобилей высшего класса того времени. Первый опытный образец был построен в 1966 году. Со следующего года началась сборка новых автомобилей на заводе, а в 1968 году ЗИЛ-114 полностью занял производство легковых представительских автомобилей ЗИЛа. В 1971 году автомобиль был несколько модернизирован. Внешние изменения коснулись в основном оформления передней части кузова, дизайн был унифицирован с дизайном седана ЗИЛ-117.

Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря атермальным стёклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным.

На машину устанавливался 7-литровый двигатель мощностью 300 лошадиных сил. У мотора ЗИЛ-114 — алюминиевый блок цилиндров, четырёхкамерный карбюратор, транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели клапанов. Это устройство, впервые применённое ещё на ЗИС-110 в 1946 году, делает ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего срока службы двигателя и резко снижает шум ГРМ.

Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Управление переключением передач — автоматическое, но допускает вмешательство водителя для выбора нужной передачи. Привод рулевого управления — с гидроусилителем. Шасси ЗИЛ-114 имело мощную раму периферийного типа, очень жёсткую на кручение и хорошо защищающую при столкновении (так как в центральной её части лонжероны были «разведены» к бокам и располагались практически за порогами кузова). 

Независимая передняя подвеска — бесшкворневая, на продольных торсионныхстержнях, работающих на скручивание. Они расположены вдоль лонжеронов. Задняя подвеска — зависимая на продольных листовых рессорах, обычного типа. Тормоза — дисковые на всех колёсах, с каскадной системой усилителей и раздельными контурами. Производство автомобиля ЗИЛ-114 продолжалось до 1978 года, пока его не сменила новая модель ЗИЛ-4104

Проектирование нового автомобиля высшего класса началось еще в 1962 году, причем его дизайн, ставший эталоном для всех последующих ЗИЛов, создавали без оглядки на зарубежную моду. 

🔘ЗИЛ-114 в отличие от лимузинов 111-й серии, имевших черты так называемого «детройтского барокко», стал воплощением нового фирменного стиля, которого придерживались до завершения производства легковых автомобилей на московском предприятии.

В конце августа 1967 года на Заводе имени И.А. Лихачёва был собран первый ЗИЛ-114. Несмотря на внушительную длину — 6,3 м, машина получилась элегантной и строгой одновременно. 

V-образный восьмицилиндровый мотор мощностью 300 л.с. работал в паре с двухступенчатой АКПП. 

➡️ЗИЛ-114, будучи современным автомобилем мирового уровня, получил принципиально новую конструкцию шасси: раму периферийного типа и два продольных торсиона в передней подвеске — такое решение обеспечивало высокую плавность хода и минимальные крены в поворотах. 

На всех колесах были дисковые тормоза, появилась возможность регулировки рулевой колонки.

-2

В 1971 году, с началом производства седана ЗИЛ-117, созданного на базе лимузина, обновили внешность и ЗИЛ-114, сохраняя верность единому стилю. Для защиты средств специальной связи от помех на некоторые экземпляры устанавливали экранированное электрооборудование, они получили индекс ЗИЛ-114Е. В 1975–1976 годах были собраны два санитарных автомобиля ЗИЛ-114А с кузовом универсал.

Всего было выпущено 122 ЗИЛ-114 разных модификаций.