А теперь, собственно, о поездке. Изначально мы планировали добраться до Рязани за три дня с двумя ночевками, но предполагали, что в итоге ночевки все же будет три, а путь займет четыре дня (как и вышло в итоге). Заранее мы нигде ничего не бронировали (кроме Рязани), так как не было четкого понимания, какое расстояние удастся проходить за день, какой будет ситуация на таможнях. Решили импровизировать. Но было четкое понимание, что первая остановка будет в Румынии или в Венгрии. Маршрут проложили приблизительный. Ехали по двум навигаторам - автомобильному и телефонному.
От точки выезда до границы с Румынией мы добрались всего за полтора часа, там около ста километров. По пути остановились выпить чайку.
Легкая и непринужденная таможня
На таможне не было никакого особого ажиотажа, больших очередей. Только оплатили проезд по дамбе (это таможня Стынка-Костешть). Что нас больше удивило, так это абсолютно халатный (как нам показалось) подход сотрудников таможни. Фактически у нас проверили только паспорта, попросили открыть багажник и на этом всё. Наличие котов их вообще не интересовало, никаких документов на животных не запросили, не проверили. Сумок никто не проверял, хотя ими был забит весь багажник и половина салона. А это, на минуточку, въезд на территорию Европейского Союза. Больше контроля на границах между государствами членами ЕС на тот момент не было никакого.
Ну, заветные штампы в паспортах были проставлены, и меньше чем через полчаса мы спокойно продолжили путь. Кстати, страховку на машину для всего ЕС и виньету для Румынии мы заранее оплатили дома онлайн.
Первые впечатления
Нельзя сказать, что у нас было ощущение пересечения границы и нахождения в другом государстве. Рельеф (до горных районов), ландшафт, инфраструктура (которая оставляет желать лучшего), даже манера вождения (упаси Бог) – все идентично с Молдовой. Вот такие симпатичные пейзажи с цветущими полями, лугами не менялись несколько сотен километров.
А вот пример европейских отбойников, ржавых и покосившихся по обе стороны дороги. Ну, забегая вперед скажу, что такое встречается во многих европейских государствах. Не все там так сладко, как вещают нам с экранов телевизоров (пытаются вещать, по крайней мере). Да – есть крупные города, экономические или промышленные центры, курорты, где сконцентрированы деньги. Но вообще очень хорошо ощущается, что их распределение между странами ЕС происходит очень непропорционально.
Горы близко
По мере приближения к горным районам Румынии ландшафт постепенно меняется. Он становится более неоднородным, холмистым. Появляются первые высокие сопки. Дорога начинает больше петлять, и это, конечно, сказывается на скорости и времени, которое затрачивается на поездку.
Местная архитектура
По пути мы проезжали через несколько небольших городов, довольно уютных и со специфической архитектурой. Понравилось отсутствие плотной застройки и высоток (максимум 5 этажей), что обусловлено в первую очередь сейсмической активностью региона.
Вот такая интересная архитектура попадается то тут, то там. Есть и необычные церквушки с такими своеобразными остроконечными куполами (их называют коническими или шатровыми), обшитыми деревом, характерными именно для Румынии. В прежние времена их делали из соломы. Есть и более монументальные каменные строения.
Красивые горные пейзажи
Ближе к горным хребтам встречаются только небольшие поселения, вытянутые вдоль узких трасс, железнодорожных путей, берегов бурных речек. Появляются первые горы.
По мере подъема по узким серпантинам меняется и погода. Становится пасмурно, холодно и даже начинает сыпать мелкий снежок, которым покрыты и вершины пиков.
За перевалом погода снова меняется, выглядывает солнышко, возвращаемся в весну.
Кстати, на фото выше вы видите бетонное укрепление. Так вот, они есть далеко не везде. На некоторых участках серпантинов отвесные скалы покрыты только защитной сеткой сомнительной надежности, а в некоторых местах местные органы самоуправления ограничились установкой знаков «Осторожно, возможно падение камней». Дороги, естественно, везде узкие, в две полосы, что характерно для любой горной местности. По пути есть много красивых мест, но остановиться негде, потому что не обустроены нормальные площадки, карманы. Нет полос аварийного торможения для грузовиков.
Для наглядности прикреплю видео, в котором хорошо видно, в каком состоянии находятся отбойники на некоторых участках серпантина (там, где они вообще есть). На одном участке дороги из грузовика просыпались арбузы. Со второй минуты видео там хорошо видно, что происходит с отбойниками – во многих местах они замяты. Кстати, это не самый сложный серпантин, есть участки и более крутые и извилистые.
https://rutube.ru/video/f0994ff661f58089718ce2aa87b70363/
Что понравилось, и что – нет
В целом места такие, очень атмосферные. Горы покрыты хвойными лесами, ландшафт разнообразный, луга и поля цветущие, уютные маленькие городки, поселки – все это радует глаз. Много красивых пейзажей, особенно для человека, который не бывал в горах. В некоторые моменты складывается ощущение, что попадаешь в локации из старинных былин и сказок. Ехать через Румынию интересно, но думаю, только в хорошую погоду. По крайней мере, через горные районы, а они как раз самые живописные.
Что не понравилось – это манера вождения, как и в Молдове, которая оставляет желать лучшего. Выражается это в превышении скоростных ограничений, опасных маневрах, обгонах, каких-то необоснованных и необдуманных перестроениях и, конечно, в способах парковаться. Не понравилась инфраструктура, которой тоже стоило бы уделить больше внимания и выделить чуть больше средств. Есть очень красивые места, где и хотелось бы остановиться, передохнуть, сделать фото, да там не обустроено никаких безопасных съездов, площадок.
Что еще не понравилось, так это цены. Возьмем бензин, дизель – это более чем в два раза дороже в сравнении с российскими ценами (даже после последнего подорожания). Расценки на посуточные ночлеги тоже довольно высокие, как и на продукты. Представляю себе, что у них в курортных районах. Кстати, многие об этом говорили в этом году – цены там совершенно не соответствуют уровню сервиса, поэтому те, кто едут из Молдовы, предпочитают для отдыха на море Болгарию, Грецию, Турцию.
Еще один момент - на нашем пути не было крупных магазинов, а питание в придорожных кафе или на заправках довольно дорогое удовольствие. Но есть небольшие сетевые маркеты и отдельные магазинчики, в которых можно купить воду, продукты первой необходимости. Вообще советую всем, кто планирует подобные долгие поездки на автомобиле, обзавестись парочкой хороших больших термосов для чая и кофе. Это существенно уменьшит статью расходов в путешествии.
Наш ночлег
Номер мы сняли в гостевом доме, бронировали через букинг без проблем, выбирали в населенных пунктах на пути следования, ближайших к нам. Гостевой дом был практически пуст, потому что сезон к тому моменту еще не начался, да и район совсем не курортный. Но цена была все равно довольно высокой. Если перевести в рубли, то это что-то около 4000-4500 рублей или 45 евро. В принципе, это и не слишком дорого, но для сравнения – в Польше во второй раз мы снимали номер за 3000 рублей, и не номер, а полноценную студию со своей кухней, гардеробной, гостиной и отдельной спальней.
Номер в Румынии у нас был на втором этаже, простой, стандартный, с удобствами внутри (душ, туалет, совмещенный санузел). Ничего особенного – кровать, тумба, телевизор, интернет. Но с выходом на свой отдельный балкончик-террасу, откуда открывался красивый вид на окрестности.
Кстати, по информации на сайте и на памятке в номере в стоимость входит завтрак, но никто его утром не подавал (на первом этаже есть ресторан-столовая). Уехали мы не солона хлебавши :) Хотя, ужин себе устроили царский - у нас были сосиски под коньячок :) А вообще, в долгой дороге нет ничего лучше, чем возможность принять душ и с комфортом выспаться. В этом мы не раз убедились.
Итог таков – страна красива своим ландшафтом, разнородным рельефом, пейзажами, интересна архитектурой. Есть интересные туристические маршруты, включая горную трассу "Трансфэгэрашан", замок "Бран" (нам было не по пути, поэтому туда мы не заезжали). Но инфраструктура оставляет желать лучшего. Ну, а цены – цены европейские, что тут скажешь.
За первый день пути нам удалось без происшествий пройти около 600 километров. Это сравнительно немного, но с учетом таможни, а главное – горных серпантинов, это вполне неплохо. Ехать быстро по извилистым узким дорогам среди гор на полностью груженом автомобиле – это безрассудно, да и невозможно. А у нас главная цель – это добраться, и "полдня туда - полдня сюда" большой роли для нас не играли, и не будут играть, главное – безопасность. Но с непривычки и после всех этих серпантинов вестибулярный аппарат даже после этих 600 километров начал немного сбоить. Чувствовалось легкое пошатывание при нахождении в статичном положении :-)
Котики переносили поездку нормально, иногда напоминали о себе громким "мяяяяу", но в целом быстро освоились. И вечером даже покушали, хотя все еще пребывали в состоянии легкого стресса, который вскоре прошел. Уже в Польше они чувствовали и вели себя вполне вальяжно :)
Пока мы прощаемся с Румынией, но лишь на время, еще вернемся к ней, потому что по воле судьбы мы еще дважды ехали по ее территории – автобусом и автомобилем (и еще проедем). Впереди нас ждет Венгрия, Словакия и Польша!