Несомненно, за Первым и Вторым Началами Термодинамики скрыта тайна, заложенная в основу Мироздания. Вопреки, вроде бы, непосредственной очевидности содержания, при констатации положений Начал, используется множество оговорок. Таких, как: идёт ли речь о замкнутой системе, или открытой, рассматриваются ли процессы в равновесии или оно смещено в ту или иную сторону, необратимые сдвиги претерпевает сущее или же обеспечивается полная обратимость, имеют место самопроизвольные переходы энергии/работы или с соблюдением условий. При этом, если существование энергии никогда не подвергалось сомнению, то вопрос о том, является ли энтропия сущим - имеет под собой основания. И дело даже не в факте наличия или отсутствия энтропии, а в том, какое фундаментальное начало выражается энтропией, чему инвариантна всякий раз энтропия в свете того или иного её представления с целью соотнести её с понятными и очевидными свойствами сущих.
В последнее время появилось немало предположений относительно происхождения энергии как таковой, как явления. Приводятся самые разные догадки - от обретения информацией дополнительных степеней свободы до необъяснимых взаимодействий материи и антиматерии. Пожалуй, получив ответ на вопрос: когда и как появилась энергия, можно понять и происхождение Мира.
Представляется, что сохранение энергии и возрастание энтропии отражают некую фундаментальную ограниченность. Причём, одна и та же ограниченность выступает в Началах под разными именами. Напрашивается, даже объединённая трактовка Начал, в которой необратимое возрастание энтропии и сохранение энергии объяснялось бы задействованием непреходящего, но ограниченного в количестве ресурса. Такая трактовка, предположительно, появилась бы на стыке универсального толкования бытия и сущего. Брать на свои плечи груз - выработку Объединённых Начал - было бы легкомыслием, поэтому, стоит ограничиться лишь тем, чтобы очертить круг вопросов, на которые следует поискать ответы.
Совершенно не случайны усилия дать толкование энтропии, исходя из математической аксиоматики (постулаты К.Каратеодори). С другой стороны, наблюдались и продолжаются попытки очертить физические границы информационной ёмкости (предел Бекенштейна). Всё это, а также применение энтропии в биологии, информатике, помимо термодинамики, свидетельствует о тесной связи, сродстве природ энергии, материи и информации. Приходится, правда, констатировать, что преобразования симметрии при нахождении инвариант энтропии применительно к разным областям, ведут к определённой "энтропии смыслов" - утрате ясности в использовании.
Как противодействовать подобному "разупорядочению"? Прежде всего, необходимо указать на уникальное сущее, которое должно лечь в основу универсализации подходов к энергии и энтропии. Связь. С одной стороны, связь - есть канал трансформации энергии, с другой, она - через Число Степеней Свободы (ЧСС) - есть мера и механизм упорядочивания состояния в диапазоне от мёртвого порядка до мёртвого же хаоса. Действительно, гармония - такое пересоставление связей внутри системы, при котором общая энергия замкнутой системы, преобразуемая через эти связи, принимает равновесное состояние. Метафизически, является ли Жизнь - лишь стремлением к гармонии в динамике пересоставления связей, смертью своей имеющим равновесное состояние - успокоение? Закон сохранения энергии тогда - не более, чем одна из трактовок Великого Круговорота Истины?
В почти всех формулировках Второго Начала Термодинамики (ВНТ) фигурирует понятие необратимости. Здесь следует рассмотреть два аспекта. Первый - это рассмотрение необратимости обосновано только в рамках наличествующей связанности. Второе, это то, что связанность наличествует лишь в единстве бытия и сущего. Интересный факт, на который хотелось бы обратить особое внимание: в многочисленных формулировках ВНТ отсутствует применение термина "воспроизводимый" применительно к процессам - спонтанному, самопроизвольному. А ведь, именно воспроизводимость вызывает Субъекта (С) на сцену, где разворачивается действо Начал, поскольку он - первооснова экзистентности явлений Природы.
Субъект - это тот, кто "размыкает" бытиё, направляет сущее по заданной им траектории. Бытиё не течёт само по себе, но отражает процесс бесконечной смены дискретизаций и континуальностей. Дискретизация сущего от континуума, обретение им наличного бытия означает, что элементу сущего одновременно вручается право на образование собственных связей, а точнее, связей с новыми связанностями. Он, элемент, получает на это время свободу выбора - Субъектность. Субъектность - минимум самопроизвольности, спонтанности, тогда как отсутствие субъектности, или её минимум - самопроизвольность, спонтанность. С одной лишь оговоркой: это, если речь идёт о рациональной субъектности. Если же в качестве С выступает Связанность Мира (СМ), то всё происходит наоборот. В привязке к энтропии спонтанность - веление СМ - всегда увеличивает энтропию, тогда как рациональная субъектность, размыкая систему, позволяет проводить полезную работу без увеличения энтропии. Исходя из этого, причина, например, низкого КПД - ограниченность, с одной стороны, в возможности образовывать полезные связи (в условиях засилья мнимых), и сопротивление СМ - с другой.
Энтропия - характеристика - чего? - состояния, или субъекта, который переводит систему из одного состояния в другое? Можно сказать и так: осуществляет преобразование симметрии. Не важно при этом - какой С - спонтанный или рациональный. Главное, при движении к цели он руководствуется отражённым потаённым, скрытым смыслом - εἶδος сущих - первопричиной, действительным началом объективности. Не уподобляются ли те, великие исследователи в области термодинамики, молекулярной статистики, информатики этому С, давая сущим имена: энтропия, энергия, прикидывая вероятность того или иного логического сценария? Не отрабатывают ли они эти сценарии, подобно прикидкам в рамках Бытийных Перекрёстков Сущего (БПС) на предмет проходимости, или нет, траектории? В целях наиболее очевидной, фундаментальной трактовки ВНТ? Это сравнение, конечно, требует большой натяжки. Хотя…
Итак, чтобы подступиться к пониманию энтропии, необходимо дать толкование тому, что считается состоянием и характеристике состояния - абсолютной температуре.
Состояние - термодинамически, информационно, как угодно, в том числе в области идеального - есть место в Иерархии Абсолютной Связанности (ИАС). Если есть иерархия, даже континуум, то можно говорить о совокупности ряда локальных мест в этой иерархии. Всякое такое место - есть, понятным образом, связанность. Тогда, имеет ли смысл вообще говорить о континуумах, например, расстояния и времени? Может, скорее, о континууме АС? Если вообще имеет смысл говорить об абсолютном континууме в противоположность локальной субъектности. Тогда возникает подозрение: "истинное по форме" ВНТ - есть совокупность локальных трактовок, но не единая глобальная, универсальная? И все усилия мудрецов напрасны - вывести эталонную формулу, эквивалентную наивысшему месту в Иерархии - близ Связанности Мира?
Если, всё же, единая, то, отталкиваясь от предположения, сделанного ранее, о том, что такая формулировка Первого и Второго Начал может быть найдена "на стыке" бытия и сущего по модели БПС, следует сравнить онтические (со стороны сущего) и онтологические (бытия) аспекты энтропии. Казалось бы, несмотря на то, что энтропия и теплоёмкость имеют одинаковые размерности, обе парциальны по природе, энтропия - термодинамическая характеристика состояния сущего, то есть, совокупности его связей, тогда как теплоёмкость - характеристика бытия, процесса. Однако, неуловимая разница состоит в том, что теплоёмкость относится к любому процессу, тогда как путь, которым спонтанно передаваемая энергия переходит от более нагретого тела к более холодному обладает признаками проходной траектории. Для упрощения понимания, его ещё, этот путь, обычно, представляют сечениями многомерного континуума - адиабатой, изотермой, изобарой, наконец, изохорой. Математически эта разница высвечивается в сравнении смыслов простого дифференциала и полного, коим является энтропия. Поэтому, энтропия - характеристика состояния связанности в плане удалённости её от обретения места в ИАС со стороны бытийных проявлений. Можно сказать, энтропия характеризует способы бытия через механизмы дискретизации континуума.
Абсолютная температура (не путать с термином температура Абсолюта, если бы таковой термин существовал), подобно темпоральному времени - εποχή - есть мера, характеризующая состояние со стороны сущностных, онтических его проявлений. Правильнее было бы дать ей имя - "связностная температура". Кстати, в информатике эта мера такой смысл и несёт. Что касается энергии, входящей в состав выражения энтропии, то это тоже - не любой, произвольный инкремент, но маркированный заряд энергии, эквивалентный, в зависимости от того, что положено в трактовку ВНТ, либо полезной работе, либо энергии, необходимой для обратимого возвращения системы в исходное состояние. Можно с натяжкой, конечно, сказать, это характеристически квантованная энергия, так или иначе, присущая данной системе. А именно, характеризующая близость её или удалённость от Абсолюта, Идеала или сродства с Абсолютным континуумом, определяемая совокупностью количественных и качественных характеристик связей. Таким образом, абсолютная температура инвариантна связанности вблизи любого локального места в ИАС.
Напоследок стоило бы указать на аналогию между "изобретением" вечного двигателя и подсознательными попытками найти структуру процесса, цикла, по свойствам своим эквивалентную Ценным Сложно-Составным Структурам (ЦССС). "Изобретателями", упускающими при этом, что против них работает вездесущий С - Связанность Мира. И ещё. Явление необратимого возрастания энтропии во всемирном масштабе инвариантно смерти Связанности Мира. Имя этой смерти - тепловая смерть Вселенной.
Как уже было упомянуто, по сию пору продолжаются попытки сформулировать Второе Начало Термодинамики наиболее лаконично и без использования дополнительных оговорок и условий. Насколько это известно, такие попытки до сих пор не увенчались успехом. Чтобы внести свой скромный вклад в этот процесс можно предложить следующую формулировку: время не имеет ни начала, ни конца, однако, ресурс маркированного времени в распоряжении Связанности Мира ограничен.