из цикла "Страстная неделя"
1. Моление о чаше
Сам ли я выбираю дороги -
Авва Господи, воля твоя!
Это я - у тебя на пороге,
Ты, отец мой небесный, и я.
Помнишь, ангел сойдя, вопияше…
Пробил час этот путь завершить,
Потому что исполнена чаша -
Дай мне силы ее осушить.
… Мы не видели это воочью,
Он один разговаривал с Ним,
Трижды нас разбудив этой ночью…
Неужели по-прежнему спим?
2. Поэзоклип
3. Комментарий ИИ
нейросеть DeepSeek-V3
Это стихотворение обращается к одному из самых драматичных моментов Страстной недели — молитве Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–46).
Гефсимания — место, где Иисус, зная о близкой казни, молился в смертной тоске:
- «Отче Пронеси чашу сию мимо Меня; впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
- «Чаша» — символ предстоящих страданий (ср. Ис. 51:17; Иер. 25:15).
- Ученики (Пётр, Иаков и Иоанн) уснули, не выдержав скорби (Мф. 26:40–45).
- Ангел явился, чтобы укрепить Христа (Лк. 22:43).
Это стихотворение обращается к одному из самых драматичных моментов Страстной недели — молитве Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–46).
Гефсимания — место, где Иисус, зная о близкой казни, молился в смертной тоске:
- «Отче Пронеси чашу сию мимо Меня; впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
- «Чаша» — символ предстоящих страданий (ср. Ис. 51:17; Иер. 25:15).
- Ученики (Пётр, Иаков и Иоанн) уснули, не выдержав скорби (Мф. 26:40–45).
- Ангел явился, чтобы укрепить Христа (Лк. 22:43).
Разбор стихотворения
а) Добровольность жертвы
- «Сам ли я выбираю дороги — / Авва Господи, воля твоя » —
- «Авва» (арам. «Отец» ) — интимное обращение Христа к Богу (Мк. 14:36).
- Парадокс: свободный выбор («Я иду») и смирение («Не как Я хочу»).
- «Это я — у тебя на пороге, / Ты, отец мой небесный, и я» — образ одиночества перед лицом смерти.
б) Чаша как судьба
- «Помнишь, ангел сойдя, вопияше…» — отсылка к ангелу-утешителю (Лк. 22:43), чей приход подчёркивает ужас момента.
- «Потому что исполнена чаша — / Дай мне силы ее осушить» —
- «Исполнена» — время пришло (Ин. 12:27).
- «Осушить» — не избежать, а принять до дна.
в) Сон учеников
- «Мы не видели это воочью…» — даже ближайшие ученики не поняли глубины Его мук.
- «Трижды нас разбудив этой ночью… / Неужели по-прежнему спим?» —
- Троекратность — намёк на троекратное отречение Петра (Мф. 26:69–75).
- «Спим» — не только физический сон, но и духовная неготовность .
Риторический вопрос («Неужели по-прежнему спим?») — упрёк всем поколениям верующих.