Найти в Дзене
Техносфера ВПК

История одной ракеты

В разгар холодной войны, когда авиация СССР получил новые высотные и скоростные бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, Пентагон остро нуждался в адекватном ответе. Этим ответом должен был стать комплекс перехвата, сочетающий невероятные летные данные самолета-носителя и столь же передовое ракетное вооружение. Речь идет о проекте, который и сегодня поражает воображение – испытаниях управляемой ракеты AIM-47A, запущенной с истребителя-перехватчика YF-12A. YF-12A сам по себе был машиной легендарной. Разработанный в глубочайшей тайне подразделением Skunk Works компании Lockheed под руководством Кларенса «Келли» Джонсона, этот самолет был воплощением скорости и высоты. Его стреловидный силуэт и огромные двигатели позволяли ему развивать скорость, превышающую М=3, и подниматься на высоту, где небо уже становится черным. Но самолет – это лишь платформа. Его главным клыком должна была стать ракета AIM-47A. Эта ракета, созданная на базе более ранних разработок, была чудом инженерн

В разгар холодной войны, когда авиация СССР получил новые высотные и скоростные бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, Пентагон остро нуждался в адекватном ответе. Этим ответом должен был стать комплекс перехвата, сочетающий невероятные летные данные самолета-носителя и столь же передовое ракетное вооружение. Речь идет о проекте, который и сегодня поражает воображение – испытаниях управляемой ракеты AIM-47A, запущенной с истребителя-перехватчика YF-12A.

YF-12A сам по себе был машиной легендарной. Разработанный в глубочайшей тайне подразделением Skunk Works компании Lockheed под руководством Кларенса «Келли» Джонсона, этот самолет был воплощением скорости и высоты. Его стреловидный силуэт и огромные двигатели позволяли ему развивать скорость, превышающую М=3, и подниматься на высоту, где небо уже становится черным. Но самолет – это лишь платформа. Его главным клыком должна была стать ракета AIM-47A.

Эта ракета, созданная на базе более ранних разработок, была чудом инженерной мысли своего времени. Она имела собственную РЛС с коническим сканированием, способную захватить и сопровождать цель на огромных дистанциях. Дальность пуска составляла заявленные 100 миль, что было феноменальным показателем. Ракета была рассчитана на поражение высоколетящих и маневренных целей, таких как советские бомбардировщики М-50 или разведчики МиГ-25.

Испытания, проводившиеся на секретных полигонах в Неваде и над Тихим океаном, были финальной проверкой всей системы. Сценарий был следующим: YF-12A на сверхзвуковой скорости взмывал на высоту более двадцати километров. Его мощная борговая РЛАС AN/ASG-18, самая крупная и сложная из созданных для истребителя, обнаруживала и сопровождала цель – беспилотный летательный аппарат B-47 или Q-2C, летящий на предельной высоте.

В нужный момент происходил пуск. Огромная, более трех метров в длину, ракета AIM-47A отделялась от внутреннего отсека вооружения YF-12A. Сначала она падала вниз, а затем включался ее твердотопливный двигатель, с ревом разгоняя ее до скорости, в несколько раз превышающей скорость звука. Наведение было комбинированным: ракета летела по командам с самолета-носителя, а на конечном участке trajectory переходила на самонаведение, используя свою собственную головку.

Результаты испытаний были впечатляющими. По разным данным, было выполнено несколько пусков, и большинство из них завершились прямым попаданием в цель или подрывом боевой части на опасном расстоянии. Один из самых известных тестов включал перехват беспилотного самолета-мишени, летевшего на высоте всего около 60 метров над водой, что демонстрировало способность системы поражать и низковысотные цели.

Несмотря на оглушительный технологический успех, судьба этого оружейного комплекса оказалась сложной. Программа YF-12A была свернута, отчасти из-за высокой стоимости, отчасти из-за изменения военной доктрины, сместившей фокус с пилотируемых перехватчиков на ракетные системы ПВО. Однако наследие этого проекта живет до сих пор. Накопленный опыт и технологии напрямую легли в основу создания знаменитой ракеты AIM-54 Phoenix, которая стала главным оружием палубного истребителя F-14 Tomcat, и систем управления, использовавшихся в других передовых разработках.

Таким образом, пуски AIM-47A с YF-12A в середине 1960-х годов стали не просто рядовыми испытаниями. Это была демонстрация высочайшего технологического предела, попытка создать оружие, опережавшее время. Хотя этот перехватчик так и не поступил на вооружение, он навсегда остался в истории авиации как символ дерзкой инженерной мысли и безграничных амбиций эпохи холодной войны.