Мистический треугольник веры . Он существует сегодня в Каталонии . Три прекрасных жемчужины цистерцианского искусства . Три монастыря божественности .Три нетронутых временем Королевских обители.Цистерцианский путь.
Три исключительных монастырских комплекса, веками избираемых королями и знатью в качестве места своего последнего упокоения. Великолепные образцы готической архитектуры.Поблет и Вальбона, где до сих пор проживают две цистерцианские общины, хранят в себе суть средневековой духовности.
Но мой рассказ о третьем монастыре - музее, откуда ушла община , но не дух обитавших здесь монахов. А где этот дух зародился ?
Около 320 года в Табениси (Фиваида) Пахомий основал первый монастырь, названный «лаурой». Монахи подчинялись настоятелю и следовали общему уставу, но не могли посвятить себя индивидуальному подвижничеству.
В Галлии святой Мартин, римский солдат, ставший монахом, основал две отшельнические общины: одну близ Пуатье в 360 году и другую в 372 году близ Тура, епископом которой он был избран в 371 году.
В V–VI веках развивалось монашество: в 410 году было основано Леринское аббатство в Каннском заливе, около 415 года — базилика Святого Виктора в Марселе. В 529 году святой Бенедикт Нурсийский основал аббатство Мон-Кассино.
В VIII веке Правило Святого Бенедикта не всегда соблюдалось в аббатствах, что в период правления Карла Великого, представляло собой политическое влияние.В 909 году бенедиктинское аббатство в Клюни перешло под исключительную власть Святого Престола.
Продолжалось распространение Клюнийского Ордена.К концу XI века число приоратов, разбросанных по всей Европе и находящихся под контролем материнского аббатства, составляло 1200.По мере роста Ордена наиболее требовательные души перестали считать Клюни образцом монашеской жизни.
В конце XI века новый орден, цистерцианский, должен был возродить и реализовать подлинный бенедиктинский идеал, вернувшись к первоначальным ценностям.
Бернар, родившийся в 1090 году, был сыном сеньора Фонтена. У Бернара было пять братьев и одна сестра. Он был единственным, кто был посвящён в каноники коллегиальной церкви Сен-Ворль.
Бернард был одарен исключительным умом. В 1112 году в возрасте двадцати двух лет вместе с тридцатью товарищами он поступил послушником в Новый монастырь близ леса Систель, идеалом которого были уединение, бедность и духовный аскетизм.
В 1125 году он опубликовал «Апологию», в которой призывал к аскетизму, бедности и цистерцианской простоте в противовес более показной жизни монахов Клюни.Написано в то время, когда орден цистерцианцев находился в полном расцвете и становился новой моделью монашества.
В 1128 году он присутствовал на синоде в Труа, который определил миссию ордена тамплиеров, основанного в 1118 году для защиты франкских государств Сирии и Палестины.После своей смерти в 1153 году оставил после себя обширное наследие и был канонизирован в 1174 году.
Белыми монахами цистерцианцев прозвали из-за их ряс, которые изготовлялись из неотбеленной и неокрашенной шерсти белых овец. Это одеяние монахи не снимали даже на ночь, оно было их единственной собственностью, если не считать столовой ложки и иглы, которой постриженики чинили свою прохудившуюся одежду.
Владеть чем бы то ни было монахам цистерцианского ордена было запрещено, поскольку они стремились по всей строгости соблюдать правила святого Бенедикта Нурсийского, считавшего, что жизнь в монастыре должна отличаться суровой аскетичностью.
Они были вегетарианцами и ели преимущественно растительную пищу. Исключения делались только для больных, которым давали мясо, или в праздничные дни, когда разрешались рыба и яйца .
К моменту смерти Бернарда орден насчитывал около 350 монахов. К 1250 году их число увеличилось до шестисот пятидесяти. Орден присутствовал по всей Европе, на острове Кипр и даже в Сирии.
В славянских государствах и Германии цистерцианцы принимали участие в миссии по евангелизации языческого населения.
Не обошло цистерцианство стороной и католическую Испанию.
Монастырь Сантес Креус возник между лесом и рекой . Волнующий своей поэтической долиной , ландшафт утопает в зелени среди невысоких холмов. Ансамбль появляется неожиданно броским пятном , молочным , кофейным.Его элегантный силуэт напоминает дворец, а не скромную обитель монастыря . Дворец , конечно , появился . Ведь монастырь королевский .
Расположение цистерцианских монастырей были хорошо изучены.Чаще всего их строили за пределами крупных населенных пунктов, вблизи лесов, чтобы побудить монахов медитировать и молиться, а также поблизости от мест, располагающих многочисленными водными ресурсами, необходимыми для снабжения водой различных частей монастыря.
Монахи-цистерцианцы умело использовали земли вокруг монастыря, привлекая рабочую силу и обучая крестьян новейшим сельскохозяйственным инновациям.
Будучи новаторами в области земледелия и усовершенствования сельскохозяйственных орудий, они также построили многочисленные гидротехнические сооружения для улучшения орошения.
Вступление цистерцианцев в Арагонскую корону было ответом на инициативу Раймонда Беренгера IV.
Спустя несколько лет после завоевания Раймондом Беренгером IV земель Каталонии, находившихся во владении мусульманских королевств, цистерцианцы были призваны колонизировать и заново заселить эти земли.
Монастырь получает привилегии от графов, королей, дворян и пап; качественно меняется его предназначение когда Петр II Великий указывает в своем завещании, что местом захоронения он выбирает монастырь Сантес-Креус, который впоследствии становится королевским пантеоном.
В пантеон мы ещё заглянем . А пока приблизимся к величественной стене монастыря. Она напоминает щиты с зубцами , а может быть королевские короны. Недоступная, играет роль крепостной защиты. Через Королевские ворота проникаем в Клуатр.Наряду с королевской усыпальницей, клуатр 14-го века является главной достопримечательностью монастыря. И действительно, он исключительно красив.
Клуатр расположен между церковью и приделом трансепта. Он служил местом распределения монашеской деятельности.Так как здание крытое, можно было переходить из одной хозяйственной постройки в другую, оставаясь при этом в укрытии.
Состоит из четырех галерей, покрытых ребристыми сводами, которые открываются к центру большими, очень изящными готическими проёмами.
Замковые камни украшены гербами, на которых чередуются четыре перекладины — геральдика короля Якова II — и геральдические лилии — геральдика Бланки Анжуйской.На капителях изображены растительные мотивы, животные, фантастические и мифологические существа, библейские сцены и геральдические элементы.
Южная галерея представляет собой павильон-прачечную, где монахи омывали руки перед едой. Граф Яков II и Бланка Анжуйская оказали помощь в строительстве трапезной, достойной монастыря, связанного с королевской семьёй.Она находится в приятном соседстве с умывальней.В центре павильона расположен круглый фонтан.Павильон имеет шестиугольную форму, капители украшены растительным декором из простых листьев рикардии.
Из восточной галереи клуатра ведёт широкая лестница на первый этаж. Здесь находится один из самых впечатляющих залов монастыря. Спальня монахов. С математической точностью разработан дизайн . Воздушные арки как судоверфи для прекрасных кораблей.
Галера фантазмагорическая появлялась во сне. Такое огромное открытое пространство должно было рождать волшебные сказки сновидений у монахов. Им снились дальние странствия по дорогам и весям. С котомкой за плечами , со скудными пожитками , но великими надеждами .
Построенный в середине XIII века, зал представляет собой просторный неф длиной 46 метров и шириной 11 метров. Двускатная крыша поддерживается одиннадцатью ланцетными прозрачными арками, опирающимися на толстые стены и консоли со строгим растительным и геометрическим орнаментом.
Монахи спали в одной комнате, каждый на своей кровати, одетые и перевязанные поясом или верёвкой, готовые к богослужению. Кровати младших были переставлены с кроватями старших.
В глубоком литургическом сне , вне опочивальни , пребывают и покровители монастыря.
Их благородные надгробия - мавзолеи упокоены в тишине церкви Они грандиозны. Всё лучшее ,что было в искусстве и архитектуре брошено к их ногам. Божественные , неповторимые, искусно сотворённые.
Монастырская церковь была построена в период с 1174 по 1225 гг. в форме латинского креста с тремя нефами и имеет аскетичное оформление в соответствии с цистерцианскими канонами. Алтарь церкви выполнен в барочном стиле в 1640 г.
В трансепте находятся королевские захоронения. Королевские гробницы в виде небольших готических павильонов: справа — гробница Петра II Великого, построенная между 1291 и 1295 годами под покровительством Якова II и его жены Бланки Анжуйской.
"Ванна " Петра Великого представляет собой повторно использованную порфировую , установленную на двух мраморных львах.
Король Педро II распорядился похоронить себя именно в Santes Creus. Когда он умер в 1285 году, его друг и главный военачальник, адмирал Роджеро де Лаурия, привёз из Сицилии красную порфировую урну, бывшую римскую ванну, и из неё сделали саркофаг королю.
Саркофаг Педро II сделан из порфира, символизирующего мир в этой и другой жизни.
Он соответствует римской монете эпохи Поздней империи, некогда найденной в каменоломне в египетской пустыне.Урна покрыта крышкой в стиле саркофага, а в центре её венчает высокая шпилька. Балдахин, как и малый павильон, сохраняет свою первоначальную полихромию, где преобладают синий, красный и золотой цвета.
Сам Роджеро де Лаурия распорядился похоронить себя в его ногах, что и было выполнено в 1305 году. Адмирал так хорошо позаботился о своём короле, что порфировый саркофаг спас гробницу Педро II от разорения в 1835 году, когда мародёрствующие солдаты, грабившие монастырь, просто не смогли её открыть из-за тяжести камня.
Справа от трансепта , с противоположной стороны от мавзолея Петра Второго , его визави и верховная власть, находится двойное надгробие .Король Яков II Справедливый и его жена Бланка Анжуйская. С одной стороны изображена лежащая фигура короля, с другой — его супруги.
У ног короля Хаиме лежит лев, символ силы.У ног королевы Бланки лежат две маленькие собачки, символ верности. Король Хаиме и его жена были активными вкладчиками в Santes Creus, поэтому, когда Бланка скончалась в 1310 году, Хаиме похоронил её там. Кроме того, он зарезервировал место и для себя, и установил белые мраморные балдахины над могилами отца и жены.
В дизайне гробницы использованы элементы, типичные для роскошных захоронений сицилийских императоров и готического стиля Франции времён короля Людовика IX Святого.
За исключением нескольких сицилийских монархов, "ванны " использовались в качестве гробниц лишь одиннадцать раз во всей Европе. Порфир — более твёрдый камень, чем гранит, что служит знаком отличия.
Было бы не справедливо не отметить заслуги каталонских королей перед народом. В конечном счёте , как это не кажется странным, завоевания делались не только для обогащения монархов , но и для их подданных .
Педро II Великий правил в 1276—1285 гг. Он прославился двумя достижениями: в 1284 г. без боя овладел Сицилией, воспользовавшись восстанием местных жителей против своих французских правителей, и провозгласил себя сицилийским королём. За это папа Мартин IV, союзник французов, отлучил его от церкви и объявил крестовый поход против Арагонской короны. Будучи в критической ситуации, Педро II нанёс врагам (всё тем же французам) сокрушительное поражение и отстоял свою страну.
Хаиме II Справедливый правил в 1291—1327 гг. Как средний сын Педро II, он был назначен руководить захваченной Сицилией и после смерти отца стал её королем. В 1291 г. Хаиме становится королем всех арагонских владений.
Заключив мир с французами, подкрепил его браком с французской принцессой Бланкой из дома Анжу и занялся расширением своего королевства.
Он немного продвинулся на юг на Иберийском полуострове, но его главным достижением является установление, в борьбе с генуэзцами, контроля над Корсикой и Сардинией. Тем самым он завершил превращение Арагонской короны в главную средиземноморскую державу того времени.
Спасибо, что дочитали до конца. Лайки и комментарии приятны автору и дают стимул для написания статей. ❤️
Юлия Семибратская Волгина
24.10.25
Монастырь Сантес Креус , Таррагона , Испания