Суббота - день покоя, день когда мы поминаем наших усопших сродниках, день завершающий неделю. Какие смыслы Господь может открыть нам в контексте ближайшей нам субботы, какова роль святого Иоанна Нового Богослова для становления духовной жизни России? На эти вопросы отвечает в своей проповеди, прозвучавшей за Божественной Литургией в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, которую возглавил Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Епископ Кронштадтский Вениамин в субботу 25.10.2025 20-й недели по Пятидесятнице, иерей Петр Афонин.
Предстоящий субботний день – день особый. В ветхозаветной традиции, которую чтил и исполнял Сам Господь наш Иисус Христос, суббота была днем покоя, седьмым днем творения, когда Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:2).
Традиция соблюдения субботы в Ветхом завете возникла сразу после исхода из Египта и до появления Синайского законодательства: в Исх.16:22–30 описано, как Моисей получил откровение о субботе и сразу отмечено, что в субботу Господь не посылал манну. Таким образом, народу было предписано проводить этот день в полном покое. Этот аспект, то есть появление заповеди о субботе прежде заключения Завета, отмечен в версии Декалога по книге Второзакония: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой (Втор.5:12). Далее уже предписание о субботе стало 4-й заповедью Декалога, впоследствии появились два разных объяснения причин субботнего покоя: в воспоминание творения Богом мира (Исх.20:9-11) (в седьмой день Бог почил от дел творения) и как праздник избавления Израиля от египетского рабства (Втор.5:15). Суббота была признана «знамением», то есть отличительным знаком Завета между Богом и Израилем (Исх.31:13); за нарушение святости субботы были предписаны самые суровые наказания: соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего (Исх.31:14).
В израильском обществе суббота была днем отдыха для всех категорий людей и домашних животных, в том числе и для рабов (Исх.23:12). Таким образом, суббота – древнейший всеобщий выходной день. Считается, что именно в Ветхом Завете появилась практика обязательного выходного дня, которой тогда не знали культуры и законодательства других народов. Точно так же современная практика выходных дней восходит к ветхозаветному постановлению о субботе.
Суббота сама по себе была праздничным днем: в Лев. 23:3 она указана первой среди «праздников Господних», в Чис.28:9–10 указаны дополнительные жертвоприношения, которые полагались в субботы «сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем».
Примечательный аспект в отношении соблюдения иудеями субботы в межзаветный период отмечен в 1 Маккавейской книге: во время антисирийского восстания под предводительством Маттафии иудеи однажды отказались принимать сражение по причине субботы и были перебиты врагами. Этот горький опыт побудил их принять решение о том, что впредь в подобных случаях они будут делать исключения из буквального соблюдения субботы и будут вступать в битву с врагами (1Мак.2:32–41).
В Новозаветном Церковном богослужении в рамках суточного круга богослужения суббота посвящается «особому чествованию Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших упокоения в Господе, а равно поминовение всех усопших, скончавшихся в вере и надежде жизни вечной».
И вот в контексте этого дня покоя и памяти мы слышим Евангельское чтение (Лк. 6:1–10). Фарисеи обвиняют учеников Христовых в том, что они в субботу срывали колосья и растирали их руками, то есть трудились. А затем Господь в ту же субботу исцеляет человека с сухой рукой. Что же говорит нам Христос? Он являет истинный смысл субботы: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Субботний покой – не для рабского бездействия, а для дел милосердия, для спасения души, для творения добра. Это покой, наполненный любовью и деятельной силой Божией. Поминая усопших, мы совершаем дело милосердия и любви, а значит, исполняем подлинный дух субботы.
И это приводит нас к апостольскому чтению (2 Кор. 1:8-11). Апостол Павел говорит о скорбях, которые постигли его в Асии, о том отчаянном положении, когда он «положился уже не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». Он просит коринфян молиться о нем, дабы «за дарованное нам чрез многих многие воздали благодарения». Вот она, связь! Память об усопших – это не просто скорбь, это наша надежда на Бога, воскрешающего мертвых. наша вера в общее воскресение. Молясь о усопших, мы, как и коринфяне за Павла, оказываем им духовную помощь, и эта помощь становится поводом для благодарения многих.
И здесь, братья и сестры, нам является удивительная связь времен. Завтра Церковь молитвенно вспоминает преподобного Симеона Нового Богослова – святого, который всей своей жизнью показал, что значит наполнить каждый день, каждое мгновение деланием, угодным Богу. Он, великий учитель «обожения человека», автор дивных глав в «Добротолюбии», утверждал, что цель христианской жизни – стяжание Святого Духа, прямое, живое предстояние пред Богом. Его ученик, Никита Стифат, продолжил и записал это учение о умном делании, о внутреннем подвиге.
И что же мы видим? Эта сокровищница духовного опыта – практика умного делания, умной молитвы – не была утрачена. Она, как драгоценная лампада, сохранялась на Афоне. А затем великий старец Паисий Величковский перенес этот священный огонь на русскую землю, возродив традицию старчества и переводя творения святых отцов. И вот уже Оптинские старцы, память которых мы с любовью праздновали в вчера, 24.10.2025, стали теми дивными плодами, теми светильниками, которые воссияли уже в нашем отечестве. Они были прямыми преемниками Симеона Нового Богослова, Паисия Величковского, всей этой великой традиции. Они учили той же умной молитве, тому же трезвению сердца, тому же стяжанию мира Христова, без которого немыслим истинный покой.
Так что же получается? Суббота ветхозаветная, с ее покоем и памятью об усопших, находит свое исполнение в субботе новозаветной. Это покой во Христе, наполненный молитвой, милосердием и надеждой на воскресение. Это делание, которому учили Симеон Новый Богослов и Оптинские старцы – делание, обращенное внутрь сердца, чтобы обрести там истинный мир и соединиться с Богом.
Поэтому, братья и сестры, в этот субботний день, поминая всех от века почивших, особенно наших сродников, будем помнить, что мы делаем это не как безысходную дань памяти, а как деяние любви, исполненное надежды. Будем подражать вере апостолов, дерзновению преподобного Симеона и кротости Оптинских старцев. Будем учиться у них истинному покою – покою в служении Богу и ближним, в творении добра, в непрестанной молитве. И тогда наша суббота станет тем, чем она и должна быть – прообразом вечного покоя в Царствии Небесном, куда мы с вами, по милости Божией и молитвам всех святых, надеемся войти.
Аминь
Иерей Петр Афонин
С полной аудиозаписью проповеди можно ознакомиться по ссылке.
В целом о концептах дней недели ранее освещавшихся нами на канале "Интересное Богословие" можно ознакомиться по ссылке. Также есть обобщающая презентация.
Проповеди и иные материалы, составляющие основу нашего духовного становления можно также получить изучая ТГ-канал "Интересное Богословие: путь к Благодати", созданный в развитие данного канала