Найти в Дзене

Философский отклик на фильм «Призраки Якутска»: где находятся призраки?

Якутский фильм «Призраки Якутска» подтверждает известную истину: бояться стоит живых, а не мертвых. Тем, кто боится смотреть фильмы про призраков, скажу: здесь они нестрашные. Куда больше пугают поступки живых. В моем восприятии, два главных героя молодой радиоведущий Ньургун и таксист средних лет по имени Джулус - символические воплощения противоположных сил: жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла, созидания и разрушения. Если вспомнить древнегреческую мифологию, то Эрос - бог любви, страсти и жизненной силы, а Танатос - бог смерти. В психоанализе эрос - инстинкт жизни, стремление к самосохранению и продолжению рода, а танатос - инстинкт смерти (влечение к смерти), разрушения и агрессии. Тогда можно сказать, что Ньургун - это Эрос (инстинкт жизни), а таксист Джулус - это Танатос (инстинкт смерти). В начале фильма есть сцена, где девушка-коллега неожиданно признаётся Ньургуну в любви. И еще мы узнаём, что он поёт и играет на гитаре. Когда девушка Туйаара встречает его в ночном

Якутский фильм «Призраки Якутска» подтверждает известную истину: бояться стоит живых, а не мертвых. Тем, кто боится смотреть фильмы про призраков, скажу: здесь они нестрашные. Куда больше пугают поступки живых.

В моем восприятии, два главных героя молодой радиоведущий Ньургун и таксист средних лет по имени Джулус - символические воплощения противоположных сил: жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла, созидания и разрушения. Если вспомнить древнегреческую мифологию, то Эрос - бог любви, страсти и жизненной силы, а Танатос - бог смерти. В психоанализе эрос - инстинкт жизни, стремление к самосохранению и продолжению рода, а танатос - инстинкт смерти (влечение к смерти), разрушения и агрессии. Тогда можно сказать, что Ньургун - это Эрос (инстинкт жизни), а таксист Джулус - это Танатос (инстинкт смерти).

Ньургун
Ньургун

В начале фильма есть сцена, где девушка-коллега неожиданно признаётся Ньургуну в любви. И еще мы узнаём, что он поёт и играет на гитаре. Когда девушка Туйаара встречает его в ночном клубе и они обмениваются номерами телефонов, она ощущает себя счастливой. Всё это указывает, что образ Ньургуна связан с жизнью, любовью и созиданием.

Совсем иное - образ Джулуса. В сценах его приема у врача чувствуются агрессия и отчаяние, но в начале он все еще надеется на излечение. Он борется со своими внутренними демонами, но постепенно приходит к саморазрушению: сначала убивает надежду на светлое будущее и любовь (девушку Туйаару), а затем - пожилого врача (символ разума и исцеления). На первый взгляд кажется, будто Джулус убивает врача, который не смог его вылечить, но на самом деле он уничтожает разумную и исцеляющую часть самого себя.

-3

Убивая невинную девушку, злодей словно убивает в себе бога. Золотистое платье героини символизирует божественность, а также отсылает к золоту - символу богатства и власти. Вспоминается крылатая фраза «люди гибнут за металл», осуждающая погоню за материальными благами. Злодей не смог устоять перед соблазном обрести власть над телом и жизнью девушки. Пугающий танец на черно-красных кадрах аллегорично показывает сцену изнасилования и последующее убийство девушки.

Ньургун, как герой сказки, отправляется на поиски возлюбленной. По пути он встречает гадалку - образ современной Бабы-Яги, что символизирует его готовность встречи с потусторонним и прохождения испытаний.

Лес, по которому он бродит, является отсылкой к сумрачному лесу из «Божественной комедии» Данте. Но если у Данте это метафора кризиса середины жизни, то Ньургун ещё молод, и в лес он попадает не по своей воле - его туда привозят. Вместе с ним по сумрачному лесу блуждает и Джулус, внутри которого происходят разрушительные процессы. Лес становится символом перехода и внутренней трансформации: кто-то выходит из него обновлённым, а кто-то остается навсегда.

-4

Особенно философской оказалась сцена в морге, где два мертвеца - молодая женщина, погибшая от огнестрела, и пожилой мужчина, скончавшийся в автокатастрофе - просят у охранника воды утолить жажду и жадно пьют из бутылки. Вода - это символ жизни. Недаром астрономы, открывая новую планету, первым делом ищут следы воды - ведь там, где вода, может быть жизнь. Просьба умерших дать им напиться воды означает жажду жизни и тоску по утраченной жизни. В коротком диалоге мертвецов скрыт ответ на вопрос, что в жизни самое главное, но охранник, слушавший их разговор, ничего не понял. Обливаясь потом от страха, он задает мертвецам единственный вопрос – каких вредных консервантов избегать в продуктах, чтобы прожить долгую жизнь. Трагикомичность его вопроса в том, что можно знать все номера вредных добавок, но это не спасёт от случайности - от пьяного водителя или несчастного случая.

Эта беседа мертвецов как будто обращена к живым: живите, а не существуйте. Ведь в какой-то момент человек может заметить, что живёт на автомате, и кажется, будто жизнь проходит мимо. Он работает на нелюбимой работе, живёт с нелюбимым человеком, гоняется за вещами, которые быстро перестают радовать, копирует чужую жизнь и постепенно теряет жажду жизни. Так же, как призрак существует между мирами, человек вдруг оказывается в подвешенном состоянии - перестаёт ощущать себя живым и живёт, будто призрак.

Фильм заставляет задуматься, где же находятся призраки - по ту или эту сторону экрана.

Несмотря на трагедию, произошедшую с девушкой, концовка фильма очень жизнеутверждающая и дарит надежду на бессмертие души.

-5