Продолжение.
А теремок и вправду волшебный, сказочный! Последняя статья о нем была здесь, если вдруг кто пропустил. ⬇️
Мысли вновь возвращаются к Теремку, много чего интересного ещё хочется рассказать...
- Однажды, через своего друга, археолога В.И.Сизова, одного из основателей Исторического музея, Мария Клавдиевна Тенишева знакомится с выдающимся фотографом И.Ф.Барщевским.
На Тенишеву производит сильное впечатление начатая Барщевским в Ростове Великом фотофиксация всех выдающихся памятников древнерусской архитектуры.
Мария Клавдиевна вместе с Андрианом Викторовичем Праховым отправляется в путешествие по древнерусским городам. Они посещают Ярославль, Ростов Великий, Москва, Киев. Барщевский едет с ними и выполняет фотографии древнерусской архитектуры для журнала Тенишевой «Мир искусства».
Наличники, доски надкалиточные, балясины привезены с различных губерний и пополняют музей. Иконы. Позднее Прахов привезет ей из Кракова для коллекции редчайшую византийскую икону ХIII века (ныне – в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина).
Как относился к коллекционированию жены князь Вячеслав Николаевич Тенишев?
Не особо поддерживал, относя его к разряду «баловства». Так же недолюбливал художников и богемную жизнь. Но в просветительской и меценатской деятельности он горячо поддерживал любимую жену.
- К слову сказать, помимо Талашкино и Фленово была ещё Бежица. Там располагался Брянский рельсопрокатный завод, руководимый мужем. Марии Клавдиевне за четыре года проживания в Бежице удалось сделать следущее:
➡️Открыть бесплатное ремесленное училище для подростков на 60 человек.
➡️Открыть вечерние классы для черчения.
➡️ Выстроить новое двухэтажное каменное здание для обучения: машины и станки из-за границы, водопровод, электрическое освещение.
➡️При училище открыть низшую ремесленную школу для младших детей.
➡️Открыть ремесленная школа для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.
➡️Создать народную столовую.
➡️Создать театр для рабочих и клуб для служащих.
Тенишева также предложила руководству завода выделить рабочим пустующие земли вокруг завода и пособие на постройку дома для расселения рабочих из бараков, не приспособленных для жизни. И это тоже было сделано.
«Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят».
А вот Талашкино и Фленово это были следующие этапы в жизни.
Как же решались творческие задачи в мастерских?
С одной стороны художники придумывали вещь, а мастера ее воплощали.
С другой ремесленники уже приносили готовые изделия, которые дорабатывались по эскизам, украшались резьбой, росписью, вышивкой.
Такой опыт и слияние идей а в итоге и приводил к созданию шедевров.
Вот так постепенно Талашкино и стало тем мирком , где на каждом шагу кипела жизнь.
Из воспоминаний Тенишевой:
...> везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. <...> В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь — и сердце радуется".
Крестьянки вошли во вкус и "немного погодя не было отбоя от них".
С мастерскими сотрудничали 2 тысячи женщин из более чем 50 окрестных деревень.
По воспоминаниям Тенишевой:
"материал весь покупался у баб: сукно, пряжа, холсты. Все это у нас окрашивалось, кроилось, подбирались подходящие нитки, и снова шло к ним в работу. Не покидая своей избы, зимой крестьянка, хорошая рукодельница, легко зарабатывала 10–12 и даже больше рублей в месяц, что для них представляло значительные суммы.
Среди крестьянок были настоящие мастерицы, с врожденным вкусом, умением и фантазией.
- Каждая вещь, будь она со сложным рисунком, богатая по краскам, чисто и тонко выполненная, составляла радость и гордость всей мастерской.
Кружево.
К ним у меня особая любовь. Все началось с той старой, найденной на чердаке одного из домов села Симы тетради. Каким чудом она сохранилась, сейчас сложно сказать. Нам показала ее директор музея "Усадьба князей Голицыных". Именно в этой усадьбе провел последние дни своей жизни великий полководец Багратион. После экскурсии разговорились и нам эту заветную тетрадочку показали. Большая редкость. Пока я листала ее, то все мысли были о том человеке, что с любовью собирал все эти образцы. Посмотрите это видео, это интересно.⬇️
Летом в Талашкино красиво, кругом яркая зелень. Старые липы украшают аллеи, а любимым цветком Марии Клавдиевны всегда были розы. При ее жизни здесь благоухали огромные розарии, возможно, в будущем все будет также, нам бы очень этого хотелось.
1905 год, революция. Находясь в вынужденной эмиграции в Париже, Тенишева знакомит западную публику с русским народным декоративным искусством из собственного собрания.
- Выставка, устроенная в залах Лувра в 1907 году — в отделе прикладного искусства павильона Марсан, — имела огромный успех. Шесть тысяч экспонатов музея Тенишевой были выставлены. Это была первая выставка русского народного искусства за границей.
Признание русского традиционного искусства.
"я надумала показать Парижу талашкинские произведения и познакомить его с кустарными работами наших крестьянок. Я выписала все оставшиеся у меня на руках после закрытия "Родника" и мастерских вышивки и деревянные изделия, наняла залу на "рю Комартен" (Общество современных художников) и устроила выставку, носящую национальный характер". Она вспоминает, что "успех выставка имела с первого дня, вещи понравились, заинтересовали и художников, и профанов <...> Вся пресса единодушно заговорила о нашей выставке в самых лестных выражениях. <...> мне был очень приятен сочувственный прием нашему родному искусству".
А вот что писала в те дни искусствовед Ольга Базанкур:
"Сара Бернар, Режан, Пакэн, Дузе и другие известные законодатели мод — все перебывали на этой выставке, приобретая изделия талашкинских крестьянок. Применение этих работ сказалось на парижских модах, на покроях костюмов для гулянья, неуловимо напоминающих старинные шушуны и телогреи, не говоря уже о кружевных пальто и отделках платьев, совсем явственно навеянных русской стариной".
- В истории костюма принято начинать отсчет русского влияния на европейскую моду с оперных и балетных постановок Русских сезонов Сергея Дягилева, начало которым было положено также в 1907 году. Однако русское искусство, привезенное талантливым антрепренером, не было подлинным открытием для европейской публики.
Николай Рерих напишет: "Из истории русского искусства Талашкино не выкинуть. Особенно теперь, когда оно так нашумело в Париже".
Более ста лет назад став княгиней и получив социальный статус, Мария Клавдиевна Тенишева решает употребить его не на личное процветание, а на служение русской культуре.
На протяжении всей своей жизни она приложила свои силы и огромные материальные средства для возрождения русского стиля и подъема национального самосознания.
И добилась выдающихся результатов!
Хотя это было непросто. Находились те, кто противился усилиям Тенишевой и называл это "капризами избалованной женщины".
А Тенишева недоумевала:
"что же случилось с <...> так называемыми образованными сословиями?"
И сама же отвечала:
Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма, и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи".
Заглянем в Смоленск. Там находилась рисовальная школа Тенишевой. Теперь это тоже художественные мастерские, руководит ими хорошо нам знакомый И.Ф.Барщевский, крупный специалист по древнерусской архитектуре. Идея Тенишевой создать церковь целиком силами местных мастеров и художников претворяется в жизнь. В конкурсе на лучший проект, кроме Барщевского, принимает участие сама Тенишева, М.Врубель, С.Малютин, А.Прахов, К.Коровин, В.Суслов.
Но об этом будет следующий рассказ...
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.
#фленово,
#талашкино,
#терем,
#музей,
#путешествие