Найти в Дзене

Сказочный Терем.

Продолжение. А теремок и вправду волшебный, сказочный! Последняя статья о нем была здесь, если вдруг кто пропустил. ⬇️ Мысли вновь возвращаются к Теремку, много чего интересного ещё хочется рассказать... На Тенишеву производит сильное впечатление начатая Барщевским в Ростове Великом фотофиксация всех выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Мария Клавдиевна вместе с Андрианом Викторовичем Праховым отправляется в путешествие по древнерусским городам. Они посещают Ярославль, Ростов Великий, Москва, Киев. Барщевский едет с ними и выполняет фотографии древнерусской архитектуры для журнала Тенишевой «Мир искусства». Наличники, доски надкалиточные, балясины привезены с различных губерний и пополняют музей. Иконы. Позднее Прахов привезет ей из Кракова для коллекции редчайшую византийскую икону ХIII века (ныне – в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина). Как относился к коллекционированию жены князь Вячеслав Николаевич Тенишев? Не особо поддерживал, относя его к разряду «балов

Продолжение.

А теремок и вправду волшебный, сказочный! Последняя статья о нем была здесь, если вдруг кто пропустил. ⬇️

Мысли вновь возвращаются к Теремку, много чего интересного ещё хочется рассказать...

  • Однажды, через своего друга, археолога В.И.Сизова, одного из основателей Исторического музея, Мария Клавдиевна Тенишева знакомится с выдающимся фотографом И.Ф.Барщевским.

На Тенишеву производит сильное впечатление начатая Барщевским в Ростове Великом фотофиксация всех выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

Мария Клавдиевна вместе с Андрианом Викторовичем Праховым отправляется в путешествие по древнерусским городам. Они посещают Ярославль, Ростов Великий, Москва, Киев. Барщевский едет с ними и выполняет фотографии древнерусской архитектуры для журнала Тенишевой «Мир искусства».

Наличники, доски надкалиточные, балясины привезены с различных губерний и пополняют музей. Иконы. Позднее Прахов привезет ей из Кракова для коллекции редчайшую византийскую икону ХIII века (ныне – в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Как относился к коллекционированию жены князь Вячеслав Николаевич Тенишев?

Не особо поддерживал, относя его к разряду «баловства». Так же недолюбливал художников и богемную жизнь. Но в просветительской и меценатской деятельности он горячо поддерживал любимую жену.

  • К слову сказать, помимо Талашкино и Фленово была ещё Бежица. Там располагался Брянский рельсопрокатный завод, руководимый мужем. Марии Клавдиевне за четыре года проживания в Бежице удалось сделать следущее:

➡️Открыть бесплатное ремесленное училище для подростков на 60 человек.

➡️Открыть вечерние классы для черчения.

➡️ Выстроить новое двухэтажное каменное здание для обучения: машины и станки из-за границы, водопровод, электрическое освещение.

➡️При училище открыть низшую ремесленную школу для младших детей.

➡️Открыть ремесленная школа для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

➡️Создать народную столовую.

➡️Создать театр для рабочих и клуб для служащих.

Тенишева также предложила руководству завода выделить рабочим пустующие земли вокруг завода и пособие на постройку дома для расселения рабочих из бараков, не приспособленных для жизни. И это тоже было сделано.

«Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят».

А вот Талашкино и Фленово это были следующие этапы в жизни.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Хороша русалка! А.П.Зиновьев. Буфет. Талашкинские мастерские. 1904-1905гг. Фото автора.
Хороша русалка! А.П.Зиновьев. Буфет. Талашкинские мастерские. 1904-1905гг. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Наличник оконный  поволжье первая половина 19 века дерево резьба. корчик россия 19 век? Дерево резьба  долбление. ковшик  россия  19 век ? Дерево резьба  долбление. ковш  россия 19 век ? Дерево резьба  долбление роспись. Фото автора.
Наличник оконный поволжье первая половина 19 века дерево резьба. корчик россия 19 век? Дерево резьба долбление. ковшик россия 19 век ? Дерево резьба долбление. ковш россия 19 век ? Дерево резьба долбление роспись. Фото автора.

Стойка подсвечника выносного. Россия  XVII век дерево, резьба, раскраска. Фото автора.
Стойка подсвечника выносного. Россия XVII век дерево, резьба, раскраска. Фото автора.

Балясина  нижегородская губерния 19 век дерево резьба раскраска. Фото автора.
Балясина нижегородская губерния 19 век дерево резьба раскраска. Фото автора.

Как же решались творческие задачи в мастерских?

С одной стороны художники придумывали вещь, а мастера ее воплощали.

С другой ремесленники уже приносили готовые изделия, которые дорабатывались по эскизам, украшались резьбой, росписью, вышивкой.

Такой опыт и слияние идей а в итоге и приводил к созданию шедевров.

1.А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска речные камешки. 2. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска. 3.А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево металл  резьба раскраска
1.А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска речные камешки. 2. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска. 3.А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево металл резьба раскраска

4. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска 5. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска речные камешки 6. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево,  резьба, раскраска, речные камешки. Фото автора.
4. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска 5. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска речные камешки 6. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево, резьба, раскраска, речные камешки. Фото автора.

7. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска 8. А.П.Зиновьев  Ковш Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска речные камешки 9 А.П.Зиновьев бочонок с крышкой Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево  резьба раскраска речные камешки
7. А.П.Зиновьев Яйцо пасхальное. Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска 8. А.П.Зиновьев Ковш Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска речные камешки 9 А.П.Зиновьев бочонок с крышкой Талашкинские мастерские 1904-1905 дерево резьба раскраска речные камешки

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Декоративная ваза. Врубель.Фото автора.
Декоративная ваза. Врубель.Фото автора.

Вот так постепенно Талашкино и стало тем мирком , где на каждом шагу кипела жизнь.

Из воспоминаний Тенишевой:

...> везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. <...> В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь — и сердце радуется".

Крестьянки вошли во вкус и "немного погодя не было отбоя от них".

С мастерскими сотрудничали 2 тысячи женщин из более чем 50 окрестных деревень.

По воспоминаниям Тенишевой:

"материал весь покупался у баб: сукно, пряжа, холсты. Все это у нас окрашивалось, кроилось, подбирались подходящие нитки, и снова шло к ним в работу. Не покидая своей избы, зимой крестьянка, хорошая рукодельница, легко зарабатывала 10–12 и даже больше рублей в месяц, что для них представляло значительные суммы.

Среди крестьянок были настоящие мастерицы, с врожденным вкусом, умением и фантазией.

  • Каждая вещь, будь она со сложным рисунком, богатая по краскам, чисто и тонко выполненная, составляла радость и гордость всей мастерской.

Кружево.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

К ним у меня особая любовь. Все началось с той старой, найденной на чердаке одного из домов села Симы тетради. Каким чудом она сохранилась, сейчас сложно сказать. Нам показала ее директор музея "Усадьба князей Голицыных". Именно в этой усадьбе провел последние дни своей жизни великий полководец Багратион. После экскурсии разговорились и нам эту заветную тетрадочку показали. Большая редкость. Пока я листала ее, то все мысли были о том человеке, что с любовью собирал все эти образцы. Посмотрите это видео, это интересно.⬇️

Летом в Талашкино красиво, кругом яркая зелень. Старые липы украшают аллеи, а любимым цветком Марии Клавдиевны всегда были розы. При ее жизни здесь благоухали огромные розарии, возможно, в будущем все будет также, нам бы очень этого хотелось.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Пруды. Фото автора.
Пруды. Фото автора.

1905 год, революция. Находясь в вынужденной эмиграции в Париже, Тенишева знакомит западную публику с русским народным декоративным искусством из собственного собрания.

  • Выставка, устроенная в залах Лувра в 1907 году — в отделе прикладного искусства павильона Марсан, — имела огромный успех. Шесть тысяч экспонатов музея Тенишевой были выставлены. Это была первая выставка русского народного искусства за границей.

Признание русского традиционного искусства.

"я надумала показать Парижу талашкинские произведения и познакомить его с кустарными работами наших крестьянок. Я выписала все оставшиеся у меня на руках после закрытия "Родника" и мастерских вышивки и деревянные изделия, наняла залу на "рю Комартен" (Общество современных художников) и устроила выставку, носящую национальный характер". Она вспоминает, что "успех выставка имела с первого дня, вещи понравились, заинтересовали и художников, и профанов <...> Вся пресса единодушно заговорила о нашей выставке в самых лестных выражениях. <...> мне был очень приятен сочувственный прием нашему родному искусству".

А вот что писала в те дни искусствовед Ольга Базанкур:

"Сара Бернар, Режан, Пакэн, Дузе и другие известные законодатели мод — все перебывали на этой выставке, приобретая изделия талашкинских крестьянок. Применение этих работ сказалось на парижских модах, на покроях костюмов для гулянья, неуловимо напоминающих старинные шушуны и телогреи, не говоря уже о кружевных пальто и отделках платьев, совсем явственно навеянных русской стариной".

  • В истории костюма принято начинать отсчет русского влияния на европейскую моду с оперных и балетных постановок Русских сезонов Сергея Дягилева, начало которым было положено также в 1907 году. Однако русское искусство, привезенное талантливым антрепренером, не было подлинным открытием для европейской публики.
Николай Рерих напишет: "Из истории русского искусства Талашкино не выкинуть. Особенно теперь, когда оно так нашумело в Париже".

Более ста лет назад став княгиней и получив социальный статус, Мария Клавдиевна Тенишева решает употребить его не на личное процветание, а на служение русской культуре.

На протяжении всей своей жизни она приложила свои силы и огромные материальные средства для возрождения русского стиля и подъема национального самосознания.

И добилась выдающихся результатов!

Хотя это было непросто. Находились те, кто противился усилиям Тенишевой и называл это "капризами избалованной женщины".

А Тенишева недоумевала:

"что же случилось с <...> так называемыми образованными сословиями?"

И сама же отвечала:

Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма, и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи".

Заглянем в Смоленск. Там находилась рисовальная школа Тенишевой. Теперь это тоже художественные мастерские, руководит ими хорошо нам знакомый И.Ф.Барщевский, крупный специалист по древнерусской архитектуре. Идея Тенишевой создать церковь целиком силами местных мастеров и художников претворяется в жизнь. В конкурсе на лучший проект, кроме Барщевского, принимает участие сама Тенишева, М.Врубель, С.Малютин, А.Прахов, К.Коровин, В.Суслов.

Но об этом будет следующий рассказ...

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.

#фленово,

#талашкино,

#терем,

#музей,

#путешествие