А далеком 1901 году началось строительство сказочного домика – Теремка, сохранившегося до наших дней. Вы только посмотрите на его яркий фасад!
- Украшают резные с росписью наличники: тут и солнце, и сказочные коньки, и завитки трав, спутанные ветром и дождем, и жар-птица с красным гребешком. Какое дивное разноцветье красок!
Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба образуют навес-нишу.
Богато украшено восточное окно Теремка. В центре наличника – лебедь, выше – восходящее солнце, серп луны и звезды.
Стоим на лужайке и любуемся на эту красоту.
Сказочный домик "Теремок", созданный по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества, два этажа которого выстроены на кирпичном основании.
Прекрасный день, я оглядываюсь и нахожу взглядом княгиню, она прогуливается неподалеку, чувствую, что улыбается, а иначе и быть не может. Княгиня всегда рада гостям.
Идём к Теремку и самое время вспомнить слова Сергея Маковского. Лучше, пожалуй, чем он, трудно сказать:
Сказочный. "Деревянные затейно-резные ворота указывают путь к навесному крыльцу. <...> Черепичная крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочныя "солнца", волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов. <...> В них чувствуется особая, "берендеевская" красота".
Что было в Теремке во времена княгини Тенишевой?
- Здесь располагались учительская и ученическая читальни, стояло пианино.
Сегодня представлена фотолетопись Талашкина, Флёнова, их владельцев, множество фотографий. С некоторыми, правда, мы с вами уже познакомились. И дальше обязательно продолжим это знакомство.
На втором этаже — сохранившиеся вышитые, резные, керамические изделия в русском стиле, созданные в талашкинских мастерских.
👉В том числе и знаменитые балалайки, расписанные Михаилом Врубелем.
- Красивая лестница на второй этаж, это моя слабость такие лестницы, я могу долго стоять, поглаживая медленно перила и чувствуя их живое тепло руками...
Ремесленные занятия в сельскохозяйственной школе положили начало талашкинским художественным мастерским.
Они позволили княгине Тенишевой реализовать ее давнюю мечту.
"Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею?"
Мария Клавдиевна призвала к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым.
Таким человеком, по совету Михаила Врубеля, стал художник Сергей Васильевич Малютин, с 1900 года возглавивший талашкинские художественные мастерские.
- Три года под его началом и по его эскизам создавались из дерева и керамики в "былинно-сказочной" стилистике столы, диваны, стулья, сани, ларцы, рамки, игрушки и многое другое.
Сегодня мы увидим некоторые предметы его творчества и мебельный резной гарнитур по эскизам художника, принадлежавший его семье.
- Ко времени своего приезда С.В. Малютин имел успешный опыт работы театральным художником-декоратором и иллюстратором, но раскрыть многие грани своего таланта сумел именно при поддержке княгини М.К.Тенишевой
Внутри Теремка привлекательна балконная дверь с изображением медведя. Ну и конечно буква "М".
Керамическое панно "Каменный век. Север. Олени", выполнено другом и единомышленником княгини в деле "русского возрождения" Николаем Рерихом.
Балалайки Врубеля.
М. К. Тенишева была давно знакома с М. А. Врубелем, ценила и всячески поддерживала его талант, встречалась с ним в Петербурге и Москве, покупала его картины.
В 1898 году в Москве М. А. Врубель загорелся идеей М. К. Тенишевой создать оркестр расписных балалаек и показать их на Всемирной выставке в Париже.
- Он приезжает в Талашкино летом 1899 года с женой – оперной певицей Н. И. Забелой-Врубель (1868 – 1913).
Темой для росписи послужили излюбленные Врубелем сказочные мотивы. Художник мастерски вписал композиции в необычную форму инструмента.
Выступление детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году стало заметным явлением, а оригинальность балалаек вызвала полнейший восторг в Париже. Помимо Врубеля и Малютина балалайки расписал Коровин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной.
Тенишева говорила, что "получила массу предложений приобрести весь оркестр, благодаря главным образом рисункам Врубеля".
Сегодня балалайки хранятся в «Теремке», и часть в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.
Георгий Победоносец, поражающий копьем змия".
Меня лично поразил вот этот сложный по композиции, с многоцветным разнообразием эмалей дверной портал "Георгий Победоносец, поражающий копьем змия", созданный Марией Клавдиевной Тенишевой. Над ним она работала несколько лет. В центре портала изображен Георгий Победоносец в воинских доспехах на белом коне; у его ног извивается дракон. Эмалевые пластинки подобны разноцветной мозаике – такое в них разнообразие тонов!
Работы М. К. Тенишевой – декоративные бронзовые фигурки, стилизованные изображения птиц, ларцы, подсвечники, блюда – получили европейскую известность и экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Праге.
Княгиня получила заслуженное признание и в России, и в Европе как выдающийся эмальер.
- В1916 году в Московском археологическом институте М. К. Тенишева защитила диссертацию на тему “Эмаль и инкрустация”, которая в 1930 году была издана в Праге отдельной книгой.
Кресло.
Долго крутились возле кресла. Деревянное резное кресло с искусно вышитой спинкой.
- Таких кресел в мире всего два. Оказывается, второе находится в Париже в коллекции Р. Герра — хранителя тенишевского французского архива.
Эскиз для вышивки был выполнен княгиней Тенишевой, а вышивала дочь местных крестьян Евлампия Самусева.
Именно из-за нее талантливый ученик талашкинской школы Саша Мишонов, не доучившись, самовольно покинул Академию Жюлиана в Париже, куда на собственные средства его отправила Тенишева. Причина была в том, что в письме от любимой Евлампии было написано, что ее хотят выдать замуж за незнамо кого. Та история закончилась благополучно и в Смоленске живет их внучка.
Для продажи изделий талашкинских мастерских М.К. Тенишева в 1903 году открыла в Москве "Родник" на углу Столешникова переулка и улицы Петровка. Именно "родником искусств" — источником творчества и вдохновения — называл Николай Рерих Талашкино.
Позже магазин появился и в Смоленске. Все товары — от мебельных гарнитуров до детских игрушек — пользовались популярностью у дворян, крестьян, городских жителей. Высокохудожественная продукция мастерских была по карману многим. Очень скоро о талашкинских начинаниях заговорили не только по всей России, но и за границей.
Как свидетельствовала дочь Сергея Малютина Ольга, "заказы поступали даже из Лондона. Англичане очень интересовались набойкой и деревянными резными предметами, а также шторами и скатертями вышитыми".
В числе резчиков, трудившихся над заказами были А.П, Самусев, А.П. Мишонов, В.З. Яковлев.
1903 году Малютина сменил талантливый выпускник Строгановского училища Алексей Зиновьев. Его влияние сказалось в гармоничном сочетании особенностей русской старины и стиля модерн.
Но это уже другой рассказ...
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.