Найти в Дзене

Терем в Талашкино, Флёново.

А далеком 1901 году началось строительство сказочного домика – Теремка, сохранившегося до наших дней. Вы только посмотрите на его яркий фасад! Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба образуют навес-нишу. Богато украшено восточное окно Теремка. В центре наличника – лебедь, выше – восходящее солнце, серп луны и звезды. Стоим на лужайке и любуемся на эту красоту. Сказочный домик "Теремок", созданный по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества, два этажа которого выстроены на кирпичном основании. Прекрасный день, я оглядываюсь и нахожу взглядом княгиню, она прогуливается неподалеку, чувствую, что улыбается, а иначе и быть не может. Княгиня всегда рада гостям. Идём к Теремку и самое время вспомнить слова Сергея Маковского. Лучше, пожалуй, чем он, трудно сказать: Сказочный. "Деревянные затейно-резные ворота указывают путь к навесному крыльцу. <...> Черепичная крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными наличникам

А далеком 1901 году началось строительство сказочного домика – Теремка, сохранившегося до наших дней. Вы только посмотрите на его яркий фасад!

  • Украшают резные с росписью наличники: тут и солнце, и сказочные коньки, и завитки трав, спутанные ветром и дождем, и жар-птица с красным гребешком. Какое дивное разноцветье красок!

Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба образуют навес-нишу.

Фото автора.
Фото автора.

Богато украшено восточное окно Теремка. В центре наличника – лебедь, выше – восходящее солнце, серп луны и звезды.

Стоим на лужайке и любуемся на эту красоту.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Сказочный домик "Теремок", созданный по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества, два этажа которого выстроены на кирпичном основании.

Фото автора.
Фото автора.

Прекрасный день, я оглядываюсь и нахожу взглядом княгиню, она прогуливается неподалеку, чувствую, что улыбается, а иначе и быть не может. Княгиня всегда рада гостям.

Фото автора.
Фото автора.

Идём к Теремку и самое время вспомнить слова Сергея Маковского. Лучше, пожалуй, чем он, трудно сказать:

Сказочный. "Деревянные затейно-резные ворота указывают путь к навесному крыльцу. <...> Черепичная крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочныя "солнца", волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов. <...> В них чувствуется особая, "берендеевская" красота".
Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Что было в Теремке во времена княгини Тенишевой?

  • Здесь располагались учительская и ученическая читальни, стояло пианино.

Сегодня представлена фотолетопись Талашкина, Флёнова, их владельцев, множество фотографий. С некоторыми, правда, мы с вами уже познакомились. И дальше обязательно продолжим это знакомство.

На втором этаже — сохранившиеся вышитые, резные, керамические изделия в русском стиле, созданные в талашкинских мастерских.

👉В том числе и знаменитые балалайки, расписанные Михаилом Врубелем.

  • Красивая лестница на второй этаж, это моя слабость такие лестницы, я могу долго стоять, поглаживая медленно перила и чувствуя их живое тепло руками...
Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Ремесленные занятия в сельскохозяйственной школе положили начало талашкинским художественным мастерским.

Они позволили княгине Тенишевой реализовать ее давнюю мечту.

"Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею?"

Мария Клавдиевна призвала к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым.

Таким человеком, по совету Михаила Врубеля, стал художник Сергей Васильевич Малютин, с 1900 года возглавивший талашкинские художественные мастерские.

  • Три года под его началом и по его эскизам создавались из дерева и керамики в "былинно-сказочной" стилистике столы, диваны, стулья, сани, ларцы, рамки, игрушки и многое другое.

Сегодня мы увидим некоторые предметы его творчества и мебельный резной гарнитур по эскизам художника, принадлежавший его семье.

  • Ко времени своего приезда С.В. Малютин имел успешный опыт работы театральным художником-декоратором и иллюстратором, но раскрыть многие грани своего таланта сумел именно при поддержке княгини М.К.Тенишевой
С.Малютин. Фото автора  со стенда.
С.Малютин. Фото автора со стенда.

Восстановленная изразцовая печь по проекту С.В. Малютина 1900-х годов. Фото автора.
Восстановленная изразцовая печь по проекту С.В. Малютина 1900-х годов. Фото автора.

Внутри Теремка привлекательна балконная дверь с изображением медведя. Ну и конечно буква "М".

С.В. Малютин. Кабинетное кресло. 1903. Дерево, резьба. Наверху деталь украшения наличника. Поволжье. Конец 19, начало 20 века. Фото автора.
С.В. Малютин. Кабинетное кресло. 1903. Дерево, резьба. Наверху деталь украшения наличника. Поволжье. Конец 19, начало 20 века. Фото автора.

С.В. Малютин. Кабинетное кресло. 1903. Фото автора.
С.В. Малютин. Кабинетное кресло. 1903. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

С.В. Малютин. Буфет. 1903-1904 гг.Дерево, моржовая кость, инкрустация.Фото автора.
С.В. Малютин. Буфет. 1903-1904 гг.Дерево, моржовая кость, инкрустация.Фото автора.

На столе Ендова, дерево, резьба, раскраска работа А.Мишонова. Стол работа Малютина. Фото автора.
На столе Ендова, дерево, резьба, раскраска работа А.Мишонова. Стол работа Малютина. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Сундук. С Малютин.Фото автора.
Сундук. С Малютин.Фото автора.

Скамья –укладка С.В.Малютин талашкинские мастерские 1900-1903 дерево резьба тонировка. Киот. Малютин дерево резьба  металл цветные  эмали тонировка.Фото автора.
Скамья –укладка С.В.Малютин талашкинские мастерские 1900-1903 дерево резьба тонировка. Киот. Малютин дерево резьба металл цветные эмали тонировка.Фото автора.

Рама для зеркала1902-1903 дерево резьба тонировка раскраска, С. Малютин.Фото автора.
Рама для зеркала1902-1903 дерево резьба тонировка раскраска, С. Малютин.Фото автора.

Балалайка прима «Лебедушка» роспись С.В. Малютина. Мастер В.А. Германов. 1900 год.  Балалайка секунда Роспись С.М.Малютин Мастер Германов. Мастерская Талашкинской школы княгини М.К. Тенишевой 1901 дерево металл, роспись, перламутр, инкрустация.Фото автора.
Балалайка прима «Лебедушка» роспись С.В. Малютина. Мастер В.А. Германов. 1900 год. Балалайка секунда Роспись С.М.Малютин Мастер Германов. Мастерская Талашкинской школы княгини М.К. Тенишевой 1901 дерево металл, роспись, перламутр, инкрустация.Фото автора.

Балалайка альт«Жар –птица и Иванушка –дурачок » Роспись А.П.Мишонов дерево металл роспись перламутр инкрустация. Балалайка прима.Роспись Мишонов Фото автора.
Балалайка альт«Жар –птица и Иванушка –дурачок » Роспись А.П.Мишонов дерево металл роспись перламутр инкрустация. Балалайка прима.Роспись Мишонов Фото автора.

Балалайка Бас, роспись Малютина, мастер Германов. Свирели смоленские. Талашкинские мастерские.
Балалайка Бас, роспись Малютина, мастер Германов. Свирели смоленские. Талашкинские мастерские.

Столик ступа из дуба со вставкой  из окаменелого дуба. По эскизу С.В. Малютина. Талашкинские мастерские 1900-1902гг.Фото автора.
Столик ступа из дуба со вставкой из окаменелого дуба. По эскизу С.В. Малютина. Талашкинские мастерские 1900-1902гг.Фото автора.

Шкаф-бюро. Малютин. Талашкинские  мастерские.  1901-1903 дерево резьба тонировка.Фото автора.
Шкаф-бюро. Малютин. Талашкинские мастерские. 1901-1903 дерево резьба тонировка.Фото автора.

Изразцы 1900-1903 Малютин. Глина полива обжиг.Фото автора.
Изразцы 1900-1903 Малютин. Глина полива обжиг.Фото автора.

Керамическое панно "Каменный век. Север. Олени", выполнено другом и единомышленником княгини в деле "русского возрождения" Николаем Рерихом.

Н.К.Рерих панно «Каменный век. Север. Олени» 1904 глина контррельеф, цветные эмали.Фото автора.
Н.К.Рерих панно «Каменный век. Север. Олени» 1904 глина контррельеф, цветные эмали.Фото автора.

Балалайки Врубеля.

М. К. Тенишева была давно знакома с М. А. Врубелем, ценила и всячески поддерживала его талант, встречалась с ним в Петербурге и Москве, покупала его картины.

В 1898 году в Москве М. А. Врубель загорелся идеей М. К. Тенишевой создать оркестр расписных балалаек и показать их на Всемирной выставке в Париже.

  • Он приезжает в Талашкино летом 1899 года с женой – оперной певицей Н. И. Забелой-Врубель (1868 – 1913).

Темой для росписи послужили излюбленные Врубелем сказочные мотивы. Художник мастерски вписал композиции в необычную форму инструмента.

Балалайка Прима "Царевна-лебедь", Балалайка Альт "Добрыня и Змей Горыныч", Балалайка Прима. Роспись Врубеля на балалайках.
Балалайка Прима "Царевна-лебедь", Балалайка Альт "Добрыня и Змей Горыныч", Балалайка Прима. Роспись Врубеля на балалайках.

Выступление детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году стало заметным явлением, а оригинальность балалаек вызвала полнейший восторг в Париже. Помимо Врубеля и Малютина балалайки расписал Коровин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной.

Тенишева говорила, что "получила массу предложений приобрести весь оркестр, благодаря главным образом рисункам Врубеля".

Сегодня балалайки хранятся в «Теремке», и часть в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.

Георгий Победоносец, поражающий копьем змия".

Меня лично поразил вот этот сложный по композиции, с многоцветным разнообразием эмалей дверной портал "Георгий Победоносец, поражающий копьем змия", созданный Марией Клавдиевной Тенишевой. Над ним она работала несколько лет. В центре портала изображен Георгий Победоносец в воинских доспехах на белом коне; у его ног извивается дракон. Эмалевые пластинки подобны разноцветной мозаике – такое в них разнообразие тонов!

Работы М. К. Тенишевой – декоративные бронзовые фигурки, стилизованные изображения птиц, ларцы, подсвечники, блюда – получили европейскую известность и экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Праге.

Княгиня получила заслуженное признание и в России, и в Европе как выдающийся эмальер.

  • В1916 году в Московском археологическом институте М. К. Тенишева защитила диссертацию на тему “Эмаль и инкрустация”, которая в 1930 году была издана в Праге отдельной книгой.

М.К.Тенищева. Портал «Георгий Победоносец поражает змия»1908-1911 дерево, выемчатая эмаль. Фото автора.
М.К.Тенищева. Портал «Георгий Победоносец поражает змия»1908-1911 дерево, выемчатая эмаль. Фото автора.

Фрагмент портала. Фото автора.
Фрагмент портала. Фото автора.

Футляр для часов. Работа Тенишевой.
Футляр для часов. Работа Тенишевой.

Кресло.

Долго крутились возле кресла. Деревянное резное кресло с искусно вышитой спинкой.

  • Таких кресел в мире всего два. Оказывается, второе находится в Париже в коллекции Р. Герра — хранителя тенишевского французского архива.
Тенишева эскиз,  вышивка: Е.Е.Самусева  Кресло  1903-1905 дерево, резьба тонировка, металл, холст, льняные нити крашение вышивка Не находите в вышитых на кресле женских образах черты Тенишевой и Святополк-Четвертинской? Фото автора.
Тенишева эскиз, вышивка: Е.Е.Самусева Кресло 1903-1905 дерево, резьба тонировка, металл, холст, льняные нити крашение вышивка Не находите в вышитых на кресле женских образах черты Тенишевой и Святополк-Четвертинской? Фото автора.

Эскиз для вышивки был выполнен княгиней Тенишевой, а вышивала дочь местных крестьян Евлампия Самусева.

Именно из-за нее талантливый ученик талашкинской школы Саша Мишонов, не доучившись, самовольно покинул Академию Жюлиана в Париже, куда на собственные средства его отправила Тенишева. Причина была в том, что в письме от любимой Евлампии было написано, что ее хотят выдать замуж за незнамо кого. Та история закончилась благополучно и в Смоленске живет их внучка.

Талантливые резчики Талашкинских мастерских.Фото автора со стенда.
Талантливые резчики Талашкинских мастерских.Фото автора со стенда.

Для продажи изделий талашкинских мастерских М.К. Тенишева в 1903 году открыла в Москве "Родник" на углу Столешникова переулка и улицы Петровка. Именно "родником искусств" — источником творчества и вдохновения — называл Николай Рерих Талашкино.

Позже магазин появился и в Смоленске. Все товары — от мебельных гарнитуров до детских игрушек — пользовались популярностью у дворян, крестьян, городских жителей. Высокохудожественная продукция мастерских была по карману многим. Очень скоро о талашкинских начинаниях заговорили не только по всей России, но и за границей.

Как свидетельствовала дочь Сергея Малютина Ольга, "заказы поступали даже из Лондона. Англичане очень интересовались набойкой и деревянными резными предметами, а также шторами и скатертями вышитыми".

В числе резчиков, трудившихся над заказами были А.П, Самусев, А.П. Мишонов, В.З. Яковлев.

Фото автора со стенда.
Фото автора со стенда.

1903 году Малютина сменил талантливый выпускник Строгановского училища Алексей Зиновьев. Его влияние сказалось в гармоничном сочетании особенностей русской старины и стиля модерн.

Но это уже другой рассказ...

Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.