Заворот желудка и острое расширение желудка — это не поведенческие проблемы, а исключительно физиологические. Более того, это очень опасные состояния, когда собаку нужно буквально спасать — везти в ветеринарную клинику при первых признаках. И если не успеть — очень вероятен летальный исход. Что же тут могу посоветовать я — не ветеринарный врач, но специалистка по поведению? Давайте разбираться.
Как вы знаете, я много лет веду курс дрессировки, на котором курсанты меня периодически спрашивают: «Вот мы много тут кормим собак, активно двигаемся с ними, есть же риск заворота?» За все эти много лет, что я веду курс, ни у кого заворотов не случалось, но, конечно, я за информирование владельцев, но за информирование научное — исследования, эксперименты, доклады на конференциях и вот этот вот все.
Поэтому, прежде чем рассказывать курсантам и вам о завороте желудка, я проконсультировалась по этой проблеме с ветеринарным гастроэнтерологом Дарьей Булут-Федотовой. Она некоторое время назад делала на конференции большой доклад на эту тему и перелопатила все, что есть в ветеринарной науке про это на сегодняшний день. А у меня здесь есть и личный, и профессиональный интересы. Личный, потому что моя собака Клюква, ирландский волкодав, в зоне риска, а профессиональный, потому что курсанты тоже должны быть в безопасности. И от Даши я не отстала, пока она мне все не рассказала.
Но обо всем по порядку. Заворот желудка — это смертельно опасная штука: желудок собаки перекручивается вокруг своей оси, в нем накапливаются газы, происходит отек и нарушение кровоснабжения. Острое расширение желудка — это внезапное увеличение объема этого органа из-за атонии стенок (снижается тонус). Оба эти состояния характеризуются вздутием живота, рвотой (часто безуспешной), беспокойством, слюнотечением. Если немедленно не помочь собаке хирургически, все закончится летально.
В зоне риска крупные с глубокой грудной клеткой собаки, например, немецкие доги, бернские зенненхунды, сеттеры, псовые борзые, ирландские волкодавы. Хотя регистрировались случаи заворота и у собак мелких и средних пород, а также у дворняг. Происходит эта беда чаще после 5-6 лет. И всегда внезапно. Поэтому нередки случаи, когда утром пес был бодр и весел, не показывая никакого вообще беспокойства. А вечером владелец, придя с работы, находит его уже неживым. Естественно, при таком течении болезни и кажущейся невозможности ее профилактики, заворот желудка оброс мифами: хочется же сделать все (даже ненужное и не помогающее), чтобы с твоей собакой никогда такого не случилось.
Если вы владелец большой и/или грудастой собаки, вы наверняка слышали эти мифы. Якобы, чтобы не случились заворот или расширение нужно: не кормить собаку перед прогулкой, не кормить сухим кормом (он типа разбухает в желудке и заворачивает его), не давать еду вместе с водой, не кормить во время активного движения, выждать час или два после прогулки и только тогда кормить, не разрешать двигаться собаке после еды ну и так далее. Пока я эти мифы опровергаю, можете накидать в коменты, если знаете еще какие-то.
На самом деле есть только две доказанные причины, почему могут случаться заворот и острое расширение желудка. На одну из них мы, увы, повлиять не сможем. Вторая нам подконтрольна.
Первая причина — генетическая предрасположенность. Проще говоря, если мать и отец вашей собаки страдали от заворота, у всех детей очень высокая вероятность пойти по их стопам. И тут сразу несколько плохих новостей: во-первых, науке неизвестно, как определять эту генетическую поломку, тестов на предрасположенность к завороту не существует. Во-вторых, у заводчиков тоже мало возможностей вести селекцию по этому признаку, точнее по его отсутствию, — заворот случается у собак во второй половине жизни, когда они уже с высокой долей вероятности оставили потомство с таким вот подарком.
Но есть и хорошая новость: существует операция для предотвращения будущего заворота. Называется гастропексия. Желудок фиксируют внутри грудной клетки, подшивая его к задней или передней брюшной стенке. Обычно это происходит после первого случая заворота у собаки, но в целом можно сделать и заранее, если есть предпосылки, например, та же генетическая предрасположенность или породный риск. Однако это все же оперативное вмешательство, и следует взвесить все «за» и «против» вместе с лечащим врачом вашей собаки, учитывая ее особенности.
Вторая причина звучит очень прозаично — немытые миски. Не то, чтобы все собаки, миски которых не моют после каждого приема пищи, заворачиваются. Но ученые нашли некоторую корреляцию и объяснили ее причину. Собаки, как правило, вылизывают свои миски после еды, оставляя там слюну. Слюна провоцирует рост бактерий, и уже во время следующего песьего обеда эти бактерии отправляются внутрь собаки и провоцируют «газики». Что собака ест из этой своей миски (мясо, корм или кашу) — неважно. А вот мыть миски после каждой еды очень важно именно для профилактики заворота. Причем мыть так, как мы моем свою посуду. В посудомойке или руками, но со средством для мытья посуды.
Что нам дают эти факты? Повод поинтересоваться родословной своей собаки, спросив у заводчика, были ли завороты у родителей и бабок-дедок. И если да, повысить бдительность. Однако, если у предков была такая склонность, меры предосторожности вряд ли помогут. По словам Дарьи Булут-Федотовой, которая много лет работала в ветклиниках на приеме, пациенты с заворотом приезжают не после прогулок с активностями и едой и не после того, как запивали сухой корм водой, а глубокой ночью, когда ни прогулок, ни активностей, ни еды не было. Но зато была злая генетическая предрасположенность. Заворот и острое расширение желудка случаются даже у собак в коме, которые не получают пищу традиционным способом и не двигаются вообще.
И стоит знать еще об одном доказанном риске: при прочих равных вероятность заворота и острого расширения желудка есть у собак с так называемой подвижной нервной системой. И тому есть объяснение: перистальтика перестает работать, когда собака “на взводе”, а псы с подвижной психикой “на взводе” очень часто. От частого дыхания в желудке копятся газы, а это в сочетании с остановкой перистальтики благодатная почва, чтобы “завернуться”. Потому, если вы знаете за своей собакой способность волноваться по поводу и без, и она входит в зону риска по анатомическому строению, стоит быть бдительными вдвойне.
А теперь мои выводы как специалистки по поведению собак. Кормить перед прогулкой можно (но, пожалуйста, из чистых мисок). Более того, это иногда помогает работать с неподбором еды с земли на улице. Об этом я подробнее рассказываю в своем курсе по неподбору, но и тут тоже подчеркну: если для вашей собаки это рабочий способ снизить интенсивность маниакального собирательства, кормите ее до выхода на улицу. Это не фактор заворота. Кстати, еще кормление до прогулки помогает собакам, которые не хотят гулять, потому что мечтают попасть домой, где их ждет одинокая миска с едой. Если миску выдать до, то прогулка станет бодрее.
Кормить и поить собаку во время дрессировки с интенсивным движением тоже можно и неопасно. И даже неважно, будет это сухая прикормка или мокрая. Главное, чтоб не из вчерашней немытой миски. Что еще по мифам? Они нам не помогут, если у собаки есть генетическая предрасположенность к завороту. И даже в комнате с мягкими стенами, в смирительной рубашке, в полном покое и голоде все может произойти, к сожалению. И если так случилось, что вы знаете о том, что предки собаки «заворачивались», то следите в оба за состоянием собаки и упомянутыми выше симптомами. Не ждите, что само рассосется и имейте контакты ночных ветклиник под рукой.