Это не сценарий фильма. Это – криминальная хроника Парижа, которая потрясла весь мир. 19 октября 2025 года группа неизвестных совершила то, что считалось невозможным: они провела ювелирную операцию в сердце Лувра и бесследно испарилась вместе с сокровищами, которые Франция хранила веками.
Напомним, что ограбление в самом известном музее Франции произошло 19 октября 2025 года. Четверо злоумышленников, которые с помощью специального подъемника проникли в Лувр, в течение семи минут вскрыли несколько витрин, украли восемь ювелирных украшений и скрылись с места происшествия на двух мотоциклах. Среди украшений оказались тиары, серьги, ожерелья, броши и диадема, а также корона супруги Наполеона III, украшенная 1354 бриллиантами, которую преступники выронили во время бегства.
Хронология ограбления Лувра
По словам представителей Министерства культуры и МВД Франции, преступление заняло у грабителей от 4 до 7 минут. Такая скорость говорит о тщательной подготовке: преступники знали расположение залов, режим работы сигнализации и график патрулей.
Как действовали грабители
Четыре человека в масках проникли в Лувр утренние часы. Они разбили витрины ― специалисты предполагают использование термических резаков или инструментов с алмазным напылением. Простого молотка для бронированного стекла, по мнению экспертов, было бы недостаточно.
Похитив драгоценности, злоумышленники скрылись на оживленных улицах Парижа на скутерах. В настоящий момент французская полиция разыскивает грабителей. Несмотря на то, что СМИ удалось получить кадры, на которых запечатлен момент кражи, лица преступников не удалось идентифицировать.
Опись ущерба: что украли из Лувра
Общая стоимость похищенного пока не названа. Однако нет сомнений, что историческая и культурная ценность предметов не поддается денежному измерению. Страховые компании уже начали подсчитывать ущерб ― речь может идти о десятках миллионов евро.
Прокуратура Парижа опубликовала официальный список пропавших артефактов. В него вошли предметы из трех ключевых коллекций.
Наследие императрицы Марии-Луизы
Мария-Луиза была второй женой Наполеона Бонапарта. Из ее коллекции пропали ожерелье и серьги. Эти украшения создавали в эпоху расцвета имперского стиля ампир. Для них характерны сложные орнаменты и использование крупных камней. Украшения символизировали мощь Французской империи.
Драгоценности королевы Марии-Амалии и Гортензии де Богарне
Похитили три ювелирных изделия: колье, серьги и тиару. Гарнитур изначально принадлежал Марии-Антуанетте. После Великой французской революции он перешел к Жозефине Богарне, первой жене Наполеона. Сапфировый гарнитур — не только украшение, а материальное свидетельство политических пертурбаций XVIII-XIX веков.
Коллекция императрицы Евгении
Императрица Евгения, супруга Наполеона III, славилась любовью к роскоши. Грабители взяли четыре предмета из ее собрания: две броши, бант для лифа и тиару. Последнюю позже нашли сломанной недалеко от музея. Это может означать, что преступники торопились или посчитали ее слишком узнаваемой.
Судьба сокровищ: версии следствия
Прокуратура Парижа рассматривает два основных сценария. Оба они предполагают, что преступники действовали не как обычные воры, а как расчетливые дельцы теневой экономики.
Заказное ограбление
Эта версия предполагает существование богатого коллекционера, который спонсировал кражу. Такой человек не будет выставлять артефакты на публику. Он станет тайно хранить их в частной коллекции для личного удовольствия или статуса. Подобные случаи в истории уже были. Похищенные шедевры годами не появляются на черном рынке.
Классическим примером служит кража в 1990 году в бостонском музее Изабеллы Стюарт Гарднер. Были похищены полотна Вермеера, Рембрандта и Дега общей стоимостью свыше $500 млн. Несмотря на усилия ФБР, местонахождение картин остается неизвестным уже 35 лет. Следствие считает, что произведения все это время могли находиться в частной коллекции, а их обладатель так и не попытался их продать.
Тернистый путь сокровищ
Существует и более прагматичный, но при этом варварский сценарий. Украшения могут переплавить, чтобы изменить до неузнаваемости и продать в виде слитков или новых ювелирных изделий. Это уничтожает историческую ценность, но сохраняет материальную.
Крупные камни часто извлекают из оправы и переогранивают, после чего их крайне сложно идентифицировать. Ювелирная промышленность — крупнейший потребитель золота в мире с долей в 43,68%, что обеспечивает легкий сбыт.
Именно поэтому найденная возле Лувра сломанная тиара императрицы Евгении — важная улика. Она указывает, что преступники либо торопились, либо столкнулись с непредвиденными обстоятельствами, либо намеренно избавились от самого узнаваемого предмета, оставив себе то, что проще реализовать.
Всего было похищено, по словам прокурора Парижа Лор Беко, девять предметов, в том числе ожерелье, броши, диадема, а также корона императрицы Евгении, супруги Наполеона III, инкрустированная 1354 бриллиантами.
Ограбление парижского Лувра нанесло музею ущерб в размере 88 миллионов евро.