Найти в Дзене
Ольга Пурчинская

Всемирному Дню Оперы посвящается...

Занавес театра Palais Garnier (ПАриж, Франция). Фотография из свободных источникрв на просторах интернета
Занавес театра Palais Garnier (ПАриж, Франция). Фотография из свободных источникрв на просторах интернета

25 октября отмечается этот совсем ещё молодой праздник. Что ж, более уместного повода для #топ5опер (моя версия) не сыскать. На этот раз национальная принадлежность значения не имеет. Само собой, «самых любимых» гораздо больше, но надо же ведь из чего-то выбрать.
1. П.И.Чайковский. «Евгений Онегин». Ребята, этот шедевр, по ходу, будет жить в любой моей подборке. Так уж вышло. Ничего личного. Просто прикипела душой к сотворчеству двух величайших мастеров русского литературного и музыкального искусства. Даже пробовать сосчитать не берусь, сколько раз пересмотрела, останавливаться и не подумаю!
2. Ш.Гуно. «Ромео и Джульетта». Этот образец французского оперного романтизма - моя большая любовь с первой до последней ноты. Произведение, прямо скажу, не маленькое - классическая романтическая опера состоит из 5 актов, равно как и аналогичная драма. Правда, в театрах сейчас его делают в 2 или 3 действиях, попросту объединяя по 2-3 в 1. Удовольствие длится более 3 часов. И, что самое удивительное, его всегда мало! Хочется ещё и ещё, как минимум, добавки. Кстати, в текущем сезоне ожидается премьера этого чуда в Театре
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера». И уже 11 сезонов эта жемчужина радует столичных меломанов в «Новой Опере» имени Е.В.Колобова.
3. Ш.Гуно. «Фауст». Ещё один шедевр эпохи романтизма. Да, так уж сложилось, что именно эта эпоха у меня одна из любимейших в искусстве, и особое место в моем сердце всегда занимала Франция. Ну а литературная основа сочинения - философская трагедия И.В.Гёте. Это признанный эталон в своём жанре. А опера - блеск! Хит на хите, и хитом погоняет. Многие фрагменты знают даже те из нас, кто об опере и слыхом не слыхивал. Несмотря на трагический финал, произведение вызывает едва ли не эйфорию. Во всяком случае, у меня.
4. Ж.Бизе. «Кармен». И ещё один французский бриллиант эпохи романтизма. С непростой судьбой. Трудно сейчас поверить, что когда-то эту оперу категорически не принимали, публика не хотела смотреть и слушать то, что, якобы, противоречило ее эстетическим идеалам. А мне кажется, что освистывали только из-за того, что так было модно. Типа, не освистал, значит не видел. Но мы в XXI столетии Карменситу обожаем и всегда с удовольствием посещаем. Жаль, к слову, очень жаль, что травля, которая вскоре после мировой премьеры замучила композитора, так сильно подорвала его здоровье, что столь же ярких историй он больше не написал. Не успел. Хейтеры - это, конечно, беспредел! И тогда от них покоя не было, и сейчас…
5. Дж.Пуччини. «Богема». А вот это уже про искренность, про естественность, про эмоции, про жизнь. Веризм, одним словом. Одно из тех произведений, на которые иду в театр, чтобы поплакать. Да-да, иногда и такое бывает надо, тут уж ничего не поделаешь. Сколько всего живет в этой музыке, какая глубина - слов не хватает! Говорить не надо - надо слушать. Тогда все становится предельно понятно. Но не толко грусть там имеется. В конце концов, это страницы из жизни парижской богемы, а это значит, что есть место и грустным фрагментам, и весёлым, и забавным, и трогательным.
В общем, всюду жизнь, и она прекрасна! Равно как и Ее Величество Опера, способная пробудить самые разные чувства. Она явно стоит самого пристального внимания! Правда, иногда в трагических сюжетах все бывает просторечно так, что тянет посмеяться. И тут виной не нелепая режиссура, а классическое либретто.
Кстати, список далеко не полный. Но ещё несколько наименований упомяну. Трепетно и нежно люблю «Травиату» и «Риголетто» Дж.Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Тоску» Дж.Пуччини, «Иоланту» и «Пиковую даму» П.И.Чайковского, «Севильского цирюльника» и «Золушку» Дж.Россини… В общем, список могу продолжать бесконечно. Но пока на этом остановлюсь, лучше потом с другой подборочный выступлю. А пока. С наступающим, дорогие! Как говорится, Viva Opera!