Найти в Дзене

Для влюбленных в море: выставка с летним настроением в Русском музее

На календаре и на улице в самом разгаре осень, а в Русском музее в Петербурге продолжается одна из самых летних выставок сезона. «О, море, море!» - произведения русских художников XVIII-XX вв., посвященные морской тематике, покинули свои постоянные места в Русском музее и собрались на время в Корпусе Бенуа. Здесь в 7 залах размещено более сотни произведений, отражающих море во всех его многообразных проявлениях. Выставка не совсем обычна, поэтому не так-то просто оказалось о ней рассказать, но я попробую. Дело в том, что временная экспозиция в данном случае (а это на выставках бывает редко) не подчинена ни хронологическим, ни тематическим принципам. Хотя, условное деление, конечно, присутствует. Его можно проследить по информационным стендам, которые размещены в каждом из залов и представляют посетителю основные сведения (иногда достаточно пространные) о выставленных в конкретном зале работах. Если ограничиться этой информацией, а также стендом при входной группе, то можно выделить гла
Оглавление

На календаре и на улице в самом разгаре осень, а в Русском музее в Петербурге продолжается одна из самых летних выставок сезона. «О, море, море!» - произведения русских художников XVIII-XX вв., посвященные морской тематике, покинули свои постоянные места в Русском музее и собрались на время в Корпусе Бенуа. Здесь в 7 залах размещено более сотни произведений, отражающих море во всех его многообразных проявлениях.

Афиша выставки "О, море, море!" в Русском музее
Афиша выставки "О, море, море!" в Русском музее

Выставка не совсем обычна, поэтому не так-то просто оказалось о ней рассказать, но я попробую. Дело в том, что временная экспозиция в данном случае (а это на выставках бывает редко) не подчинена ни хронологическим, ни тематическим принципам.

Чернецов Н.Г. Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря. 1836
Чернецов Н.Г. Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря. 1836

Хотя, условное деление, конечно, присутствует. Его можно проследить по информационным стендам, которые размещены в каждом из залов и представляют посетителю основные сведения (иногда достаточно пространные) о выставленных в конкретном зале работах. Если ограничиться этой информацией, а также стендом при входной группе, то можно выделить главные разделы выставки.

Главные разделы выставки

  • буря на море и кораблекрушения,
  • морские сражения,
  • виды портов и изображения морских судов,
  • морские и прибрежные пейзажи,
  • море и Север,
  • человек и море.

Деление, повторяю, условное, поскольку в одном и том же зале можно увидеть и бурю, и штиль. Так же, как и картины одного и того же художника можно увидеть в разных залах. При этом в одном и том же зале развешаны картины, хронологически между собой никак не связанные.

Более того, на ряде полотен вообще изображено не море, а реки.

Например, Дон:

Лагорио Л.Ф.Устье реки Дона.1860-е гг.
Лагорио Л.Ф.Устье реки Дона.1860-е гг.

Или Волга:

Репин И.Е. Шторм на Волге. 1891 (?). Начата в 1870, позднее переписана
Репин И.Е. Шторм на Волге. 1891 (?). Начата в 1870, позднее переписана

Такая хаотичность вначале немного напрягает. Но постепенно к этому привыкаешь и начинаешь понимать, что, возможно, выставка о море и должна быть именно такой – переменчивой и неожиданной, как сама водная (не только морская) стихия. Посетитель здесь не загружен информацией, да и никакой даже минимальной художественной подготовки от него не требуется. Это скорее «выставка-настроение».

Бобровский Г.М. Пустынный берег. Крым. 1916
Бобровский Г.М. Пустынный берег. Крым. 1916

Здесь можно просто переходить из зала в зал, будто прогуливаясь по морскому берегу. И по моим наблюдениям многие так и делали – первый раз обошли выставку, заглядывая в названия и читая описания, а потом возвращались и проходили маршрут еще и еще раз, уже просто получая эстетическое удовольствие. Даже те, кто брал напрокат аудиогид, в конце концов его выключали и просто наслаждались визуальными впечатлениями.

Кстати, общую атмосферу удачно дополняют подлинные экспонаты, предоставленные из коллекции Центрального военно-морского музея.

Колокол судовой с колесной яхты «Держава». 1871
Колокол судовой с колесной яхты «Держава». 1871

Не случайно для посещения не установлено возрастных ограничений. Видела на выставке маму с малышом. Дитё совершенно не капризничало, а удобно расположившись в рюкзаке-переноске с любопытством взирало на море на картинах русских художников. Согласитесь, такой опыт, приобретаемый буквально с младенчества, дорогого стоит.

Дорогов А.М. Море и скалы с тонущим кораблем.1850
Дорогов А.М. Море и скалы с тонущим кораблем.1850

И все же на этой замечательной выставке, помимо собственно эстетического удовольствия, каждый сможет получить и новые для себя знания, ради которых ее также, безусловно, стоит посетить.

5 причин, по которым стоит побывать на выставке «О, море, море!»

1. Увидеть знакомые полотна известных художников, включая шедевры И. Айвазовского.

2. Познакомиться с творчеством русских художников-маринистов, которые творили «в тени» великого Айвазовского и потому не получили столь широкой популярности, но от этого не перестали быть большими художниками.

3. Проследить (и сравнить), как развивался художественный образ моря на протяжении двух столетий.

4. Восстановить в памяти страницы морской истории России и имена знаменитых флотоводцев.

5. Увидеть, помимо живописи, образцы произведений скульптуры и подлинное морское оборудование.

Символично, что выставка начинается и заканчивается ключевыми картинами главного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Айвазовский И.К. Девятый вал.1850
Айвазовский И.К. Девятый вал.1850

В первом зале размещен его «Девятый вал», а в последнем зале завершает выставку «Волна», которую художник считал «лучшей из своих бурь».

Айвазовский И.К. Волна. 1889
Айвазовский И.К. Волна. 1889

Между ними – море, созданное другими художниками в разные эпохи и в разных манерах.

Чернецов Г.Г. Мертвое море. 1850
Чернецов Г.Г. Мертвое море. 1850

И здесь становится понятно, что у каждого – художника и зрителя – всегда было и будет свое море.

Мартынов А.Е. Вид взморья. Между 1800 и 1805 (?). Изображено побережье Финского залива
Мартынов А.Е. Вид взморья. Между 1800 и 1805 (?). Изображено побережье Финского залива

Яркими примерами того, как менялся данный образ, станет сравнение, например, этих 4 картин - каждая создана в разное время разными мастерами.

Щедрин С.Ф. Вид Сорренто близ Неаполя. Конец 1820-х
Щедрин С.Ф. Вид Сорренто близ Неаполя. Конец 1820-х

Так. старая добрая классика Сильверста Щедрина начала XIX в. сменяется импрессионистскими мотивами Константина Коровина конца того же века.

Коровин К.А., Клодт Н.А. Киты (Скалы на берегу моря). Декоративное панно для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года. 1899
Коровин К.А., Клодт Н.А. Киты (Скалы на берегу моря). Декоративное панно для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года. 1899

А это уже начало прошлого столетия и тоже импрессионизм, но иной.

Анисфельд Б.И. Капри. 1911
Анисфельд Б.И. Капри. 1911

И, наконец, почти кубизм в работе середины XX в. Море можно увидеть и таким!

Лизак И.Л. В бурю. 1934
Лизак И.Л. В бурю. 1934

Особое внимание посетителей привлекают сюжеты кораблекрушений и морских бурь. У этих картин многие подолгу задерживаются и, действительно, каждая из них по-своему завораживает.

Орловский А.О. Кораблекрушение.18(09?)
Орловский А.О. Кораблекрушение.18(09?)

Но и каждый штиль притягателен по-своему. Судите сами!

Волков Е.Е. Взморье. Рыбачьи лодки. 1874
Волков Е.Е. Взморье. Рыбачьи лодки. 1874

Большое место уделено на выставке истории русского флота.

Блинов Л.Д. Прибытие русской эскадры на тулонский рейд.1895
Блинов Л.Д. Прибытие русской эскадры на тулонский рейд.1895

По этим полотнам можно в буквальном смысле изучать историю.

Боголюбов А.П. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Эскиз одноименной картины. Между 1867 и 1858
Боголюбов А.П. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Эскиз одноименной картины. Между 1867 и 1858

И, конечно, широко представлен такой излюбленный маринистами сюжет, как "корабли на рейде".

Лагорио Л.Ф. Вид Кронштадтского рейда. 1876
Лагорио Л.Ф. Вид Кронштадтского рейда. 1876

Здесь и Кронштадтский рейд, и Севастопольский.

Титов И.Ф. Севастопольский рейд.1950-е
Титов И.Ф. Севастопольский рейд.1950-е

А узнаваемый вид на Неву в Петербурге давно стал классикой.

Беггров А.К. Петербург. Вид на Неву. 1912
Беггров А.К. Петербург. Вид на Неву. 1912

Живописные произведения дополняют многочисленные скульптуры.

Нейман Я.Я. Витус Беринг. 1985
Нейман Я.Я. Витус Беринг. 1985

Это важная познавательная составляющая экспозиции.

Керенский В.Н. Адмирал Нахимов.1952
Керенский В.Н. Адмирал Нахимов.1952

Скульптурный раздел вообще интересен сам по себе. Здесь можно увидеть и бюст художника И. Айвазовского.

Чижов М.А. Портрет Ивана Константиновича Айвазовского.1873
Чижов М.А. Портрет Ивана Константиновича Айвазовского.1873

Заслуживают внимания скульптурные портреты матросов.

Исаева В.В. Моряк-балтиец. 1944 (отлив 1962)
Исаева В.В. Моряк-балтиец. 1944 (отлив 1962)

Выполненные в лучших традициях соцреализма, они отражают характерные черты советских моряков.

Семченко А.В. Матрос. Фрагмент горельефа на Финляндском вокзале.1967-1969
Семченко А.В. Матрос. Фрагмент горельефа на Финляндском вокзале.1967-1969

Когда художественный образ оказывается созвучен нашему восприятию, достигается полная гармония.Устроителям выставки удалось достичь такой гармонии. Она и в хаотичном построении пространства, и в самих отобранных для выставки работах. В результате так получилось, что здесь все понятно каждому.

Кончаловский П.П. Балаклава. Окно (Виноград на столе). 1929
Кончаловский П.П. Балаклава. Окно (Виноград на столе). 1929

Поэтому данную выставку рекомендую посетить не только ценителям и знатокам искусства, но и всем, для кого море - будь то водная стихия, живописный морской пейзаж или значимое событие в истории флота – это и детская мечта, и приятное воспоминание, и неразгаданная тайна.

Кстати, в заголовке статьи выставку я назвала «летней», но в залах представлены изображения моря не только теплого, но и холодного (северного).

Дроздов И.Г. Ледокол «Ермак» проводит караван судов.1935
Дроздов И.Г. Ледокол «Ермак» проводит караван судов.1935

Хотя, конечно, основные ассоциации, которые вызывает море, связаны с летом и хорошей погодой.

Судковский Р.Г. Штиль.1884
Судковский Р.Г. Штиль.1884

В связи с этим на канале о путешествиях будет уместно привести цитату с одного из выставочных стендов:

"К теплому морю устремлены помыслы запертых в холодных бетонных домах горожан, для которых поездки на морские курорты давно стали неотъемлемой частью летнего отдыха".
Бубликов Н.Е. Гонка яхт. 1934
Бубликов Н.Е. Гонка яхт. 1934

Хотя мне больше понравилась другая цитата, которая могла бы послужить эпиграфом к выставке в целом.

Из экспозиции выставки
Из экспозиции выставки

Об этом тоже не будем забывать.

Выставка в Корпусе Бенуа Русского музея продлится до 10 ноября 2025 года.

Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!

Данный обзор носит информационный характер, не является рекламой и основан наличном выборе автора.

Это канал о путешествиях от тревел-эксперта. Автор профессионально занимается подбором туров по России и миру, составлением индивидуальных маршрутов, консультированием путешественников.

В моем Telegram-канале больше информации о турах для интеллектуалов и не только - присоединяйтесь: https://t.me/intel_travel

Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.