На календаре и на улице в самом разгаре осень, а в Русском музее в Петербурге продолжается одна из самых летних выставок сезона. «О, море, море!» - произведения русских художников XVIII-XX вв., посвященные морской тематике, покинули свои постоянные места в Русском музее и собрались на время в Корпусе Бенуа. Здесь в 7 залах размещено более сотни произведений, отражающих море во всех его многообразных проявлениях.
Выставка не совсем обычна, поэтому не так-то просто оказалось о ней рассказать, но я попробую. Дело в том, что временная экспозиция в данном случае (а это на выставках бывает редко) не подчинена ни хронологическим, ни тематическим принципам.
Хотя, условное деление, конечно, присутствует. Его можно проследить по информационным стендам, которые размещены в каждом из залов и представляют посетителю основные сведения (иногда достаточно пространные) о выставленных в конкретном зале работах. Если ограничиться этой информацией, а также стендом при входной группе, то можно выделить главные разделы выставки.
Главные разделы выставки
- буря на море и кораблекрушения,
- морские сражения,
- виды портов и изображения морских судов,
- морские и прибрежные пейзажи,
- море и Север,
- человек и море.
Деление, повторяю, условное, поскольку в одном и том же зале можно увидеть и бурю, и штиль. Так же, как и картины одного и того же художника можно увидеть в разных залах. При этом в одном и том же зале развешаны картины, хронологически между собой никак не связанные.
Более того, на ряде полотен вообще изображено не море, а реки.
Например, Дон:
Или Волга:
Такая хаотичность вначале немного напрягает. Но постепенно к этому привыкаешь и начинаешь понимать, что, возможно, выставка о море и должна быть именно такой – переменчивой и неожиданной, как сама водная (не только морская) стихия. Посетитель здесь не загружен информацией, да и никакой даже минимальной художественной подготовки от него не требуется. Это скорее «выставка-настроение».
Здесь можно просто переходить из зала в зал, будто прогуливаясь по морскому берегу. И по моим наблюдениям многие так и делали – первый раз обошли выставку, заглядывая в названия и читая описания, а потом возвращались и проходили маршрут еще и еще раз, уже просто получая эстетическое удовольствие. Даже те, кто брал напрокат аудиогид, в конце концов его выключали и просто наслаждались визуальными впечатлениями.
Кстати, общую атмосферу удачно дополняют подлинные экспонаты, предоставленные из коллекции Центрального военно-морского музея.
Не случайно для посещения не установлено возрастных ограничений. Видела на выставке маму с малышом. Дитё совершенно не капризничало, а удобно расположившись в рюкзаке-переноске с любопытством взирало на море на картинах русских художников. Согласитесь, такой опыт, приобретаемый буквально с младенчества, дорогого стоит.
И все же на этой замечательной выставке, помимо собственно эстетического удовольствия, каждый сможет получить и новые для себя знания, ради которых ее также, безусловно, стоит посетить.
5 причин, по которым стоит побывать на выставке «О, море, море!»
1. Увидеть знакомые полотна известных художников, включая шедевры И. Айвазовского.
2. Познакомиться с творчеством русских художников-маринистов, которые творили «в тени» великого Айвазовского и потому не получили столь широкой популярности, но от этого не перестали быть большими художниками.
3. Проследить (и сравнить), как развивался художественный образ моря на протяжении двух столетий.
4. Восстановить в памяти страницы морской истории России и имена знаменитых флотоводцев.
5. Увидеть, помимо живописи, образцы произведений скульптуры и подлинное морское оборудование.
Символично, что выставка начинается и заканчивается ключевыми картинами главного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
В первом зале размещен его «Девятый вал», а в последнем зале завершает выставку «Волна», которую художник считал «лучшей из своих бурь».
Между ними – море, созданное другими художниками в разные эпохи и в разных манерах.
И здесь становится понятно, что у каждого – художника и зрителя – всегда было и будет свое море.
Яркими примерами того, как менялся данный образ, станет сравнение, например, этих 4 картин - каждая создана в разное время разными мастерами.
Так. старая добрая классика Сильверста Щедрина начала XIX в. сменяется импрессионистскими мотивами Константина Коровина конца того же века.
А это уже начало прошлого столетия и тоже импрессионизм, но иной.
И, наконец, почти кубизм в работе середины XX в. Море можно увидеть и таким!
Особое внимание посетителей привлекают сюжеты кораблекрушений и морских бурь. У этих картин многие подолгу задерживаются и, действительно, каждая из них по-своему завораживает.
Но и каждый штиль притягателен по-своему. Судите сами!
Большое место уделено на выставке истории русского флота.
По этим полотнам можно в буквальном смысле изучать историю.
И, конечно, широко представлен такой излюбленный маринистами сюжет, как "корабли на рейде".
Здесь и Кронштадтский рейд, и Севастопольский.
А узнаваемый вид на Неву в Петербурге давно стал классикой.
Живописные произведения дополняют многочисленные скульптуры.
Это важная познавательная составляющая экспозиции.
Скульптурный раздел вообще интересен сам по себе. Здесь можно увидеть и бюст художника И. Айвазовского.
Заслуживают внимания скульптурные портреты матросов.
Выполненные в лучших традициях соцреализма, они отражают характерные черты советских моряков.
Когда художественный образ оказывается созвучен нашему восприятию, достигается полная гармония.Устроителям выставки удалось достичь такой гармонии. Она и в хаотичном построении пространства, и в самих отобранных для выставки работах. В результате так получилось, что здесь все понятно каждому.
Поэтому данную выставку рекомендую посетить не только ценителям и знатокам искусства, но и всем, для кого море - будь то водная стихия, живописный морской пейзаж или значимое событие в истории флота – это и детская мечта, и приятное воспоминание, и неразгаданная тайна.
Кстати, в заголовке статьи выставку я назвала «летней», но в залах представлены изображения моря не только теплого, но и холодного (северного).
Хотя, конечно, основные ассоциации, которые вызывает море, связаны с летом и хорошей погодой.
В связи с этим на канале о путешествиях будет уместно привести цитату с одного из выставочных стендов:
"К теплому морю устремлены помыслы запертых в холодных бетонных домах горожан, для которых поездки на морские курорты давно стали неотъемлемой частью летнего отдыха".
Хотя мне больше понравилась другая цитата, которая могла бы послужить эпиграфом к выставке в целом.
Об этом тоже не будем забывать.
Выставка в Корпусе Бенуа Русского музея продлится до 10 ноября 2025 года.
Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!
Данный обзор носит информационный характер, не является рекламой и основан наличном выборе автора.
Это канал о путешествиях от тревел-эксперта. Автор профессионально занимается подбором туров по России и миру, составлением индивидуальных маршрутов, консультированием путешественников.
В моем Telegram-канале больше информации о турах для интеллектуалов и не только - присоединяйтесь: https://t.me/intel_travel
Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.