Найти в Дзене
Дедушка Максима

Юрий Лоза - Что сказано, то сказано (О чем писали советские газеты).

Оглавление
13 июня 1990
13 июня 1990
-2

ЧТО СКАЗАНО, ТО СКАЗАНО

  • 15 и 16 июня в 20.00 в Таллиннском городском холле с программой "Вся жизнь - дорога” высту­пает поэт, певец, композитор Юрий ЛОЗА.

Песни Юрия Лозы очень пичностны, они часто рождены его музы­кальным и жизненным опытом. А попробовал он многое: был рабочим, спортсменом, служил в армии, играл на гитаре на свадьбах, пел в ресторане, импровизировал в джазе. В конце 70-х стал музыкан­том ВИА "Интеграл".

В 1983-1987 гт. Лоза сотруднича­ет с другим составом - группой "Зодчие". Здесь он практически вы­ступает отдельным номером, исполняя лишь собственные песни. Его целью в этот период становится композиторская работа, создание и исполнение авторских песен, творчество. Как и многие музыкан­ты его поколения, он мыслит не отдельной песней, а песенной серией, циклом из десяти-двенад­цати номеров, разнящихся по сю­жетам, но спаянных общей линией, характерной для его песенного мира.

Мир этот непривычен, странен, но легко узнаваем. Это жизнь и быт "маленького человека", его будни и праздники, привычки и заботы, мысли и развлечения, его любовь. Многое выглядит на первый взгляд карикатурно деформированным, нелепым, примитивным. Люди в этих песнях эгоистичны и мелки, ча­сто они просто не в состоянии понять друг друга. Порой лишь красивые нежные мелодии вступа­ют в противоречие с ироничными язвительными текстами, смягчают их. В пластинке фирмы "Мелодия""Что сказано, то сказано" все песни легко разбить на блоки.

Песни о любви, о ее разрушении, кризисе, оборотной стороне. "Что сказано, то сказано" - быт, убива­ющий любовь ("нас одолели ме­лочи, которым нет числа"). "Не принимай" - вариация на ту же те­му. Люди разошлись, но их вновь тянет друг к другу. Однако - "сколь­ко можно начинать сначала?" и потому: “внезапно прилечу - ты не принимай!” Знакома и трагически- пошловатая ситуация "Ста часов". Здесь "герой" приезжает изредка и ненадолго, потому что ему так удобно по привычке, не любя и ничего не обещая, кроме "венка из ожиданий на всю оставшуюся жизнь"... Но ничего не проходит бесследно - эгоизм, себялюбие оборачиваются одиночеством: "Не от кого слезы прятать, не с кем го­ре разделить" ("Одиночество").

Третья группа песен - это "Зима" (проникновенный лирический пейзаж). "Я умею мечтать"(песня- надежда поколения, насильно лишенного самостоятельности и инициативы, но еще не потерянно­го) и "Плот"-фантазия-видение, попытка уйти из опостылевшего бы­та ("из монотонных будней я тихо уплыву").

И, наконец, стоящая особняком баллада "Мать пишет". Одна из наиболее поэтичных, беспокойных, внутренне напряженных песен пластинки. Мать и сын вдали друг от друга. Но ни время, ни расстояние не властны над материнской лю­бовью, над сыновними преданно­стью и пониманием.

М. КИРСИ.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ