Найти в Дзене

Почему мой ребёнок может устать от таких занятий, как ваши?

Почему мой ребёнок может устать от таких занятий, как ваши? Почему не стоит совмещать курс с любой другой физикой и лирикой? Это частые вопросы от новичков на моих курсах. Я могу удариться в длинную и пространную теорию о том, как и при каких условиях формируются новые нейронные связи в мозгу, как мозг обучается новым паттернам движения, почему это тонкая и хрупкая работа, в которую не нужно вмешиваться примерно ничем. Но… не в этот раз. Давайте я лучше расскажу о своих наблюдениях за нормотипичными взрослыми, с которыми я на днях провела 2 урока АТМ (Осознавание через движение), и вы (верю 🙏) всё сами поймёте. АТМ – это один из видов практики метода Фельденкрайза, который выглядит так: вы лежите (или сидите, или стоите) на коврике и по голосовым подсказкам вашего специалиста выполняете двигательный урок. Практик подсказывает, что делать, как часто и много это делать, как часто и много отдыхать между деланием и неделанием, на что обращать своё внимание в движениях и ощущениях, и так

Почему мой ребёнок может устать от таких занятий, как ваши?

Почему не стоит совмещать курс с любой другой физикой и лирикой?

Это частые вопросы от новичков на моих курсах. Я могу удариться в длинную и пространную теорию о том, как и при каких условиях формируются новые нейронные связи в мозгу, как мозг обучается новым паттернам движения, почему это тонкая и хрупкая работа, в которую не нужно вмешиваться примерно ничем. Но… не в этот раз. Давайте я лучше расскажу о своих наблюдениях за нормотипичными взрослыми, с которыми я на днях провела 2 урока АТМ (Осознавание через движение), и вы (верю 🙏) всё сами поймёте.

АТМ – это один из видов практики метода Фельденкрайза, который выглядит так: вы лежите (или сидите, или стоите) на коврике и по голосовым подсказкам вашего специалиста выполняете двигательный урок. Практик подсказывает, что делать, как часто и много это делать, как часто и много отдыхать между деланием и неделанием, на что обращать своё внимание в движениях и ощущениях, и так далее. Уроки АТМ прекрасно подходят для знакомства с методом, регулярная практика помогает сделать FI (функциональную интеграцию, или собственно мануальную работу) более эффективными.

Девушки, которые пришли на АТМ, в методе новички. У каждой был свой запрос, в целом всё в пределах нормы. Мы провели два несложных (!) урока длительностью каждый по 45 минут с перерывом в 2 дня. И их «накрыло»: в ходе первого урока обе сильно расслабились, стали активно зевать, им захотелось заснуть крепким сном и никуда больше не идти (а надо было идти на работу)). У каждой произошли свои изменения: кто-то ощутил себя мягче и «длиннее», кто-то почувствовал своё тело целиком (тогда как в начале урока ощущались лишь его части), у кого-то что-то сначала «прострелило», затем отпустило; у кого-то стала более объёмной грудная клетка (урок был именно про это), кому-то стало легче дышать и двигаться – и так далее. Весь урок девушки провели лёжа на спине, но когда встали, почувствовали изменения и в статичной позе стоя, и в походке (!). Я наблюдала за ними после урока еще около часа, и они всё ещё приходили в себя: двигаться быстро им не хотелось, видна была какая-то внутренняя сосредоточенность, сфокусированность на себе.

После второго урока «восстановление» произошло чуть быстрее, но опять-таки им потребовалось время, чтобы «вернуться в реальность». Их мозг принимал что-то новое. И снова урок проходил на полу (тема урока была другая), и снова изменения как в позе лёжа на спине, так и стоя, и в походке.

В перерыве между АТМ длиной 2 дня девушки ловили «афтершоки». У нас не было времени поговорить об этом очень подробно, да и новичкам сложно отследить весь каскад изменений, но даже то, что я услышала, меня впечатлило – изменения продолжали догонять.

Устали ли они? Да, я даже думала, что стоит отменить второе занятие, но так как у меня редко выпадает такая возможность – провести два АТМ за неделю, – мы решили рискнуть.

Можно ли их реакции на АТМ сравнивать с реакциями детей с особенностями развития на мои мануальные уроки? И да, и нет.

1️⃣ С одной стороны, у клиенток нормотипичная организация нервной системы, но при этом они – обычные взрослые люди с типичными проблемами: хронической усталостью, загруженностью на работе, массой семейных дел и вопросов, стрессами, проблемами со сном и другими спутниками современной взрослой жизни.

Дети не приходят с таким грузом жизненных проблем на своих плечах, но в особенной жизни не меньше стрессов, при этом ресурсов у нервной системы для их разрешения – намного, намного меньше. И я как раз вижу, что как только мне удаётся добраться до процесса осознавания ребёнком того, что с ним происходит (как это происходит со взрослыми на уроках АТМ), – он очень быстро устаёт и готов вот-вот перегрузиться.

Но не все дети осознают. Не все хотят, не все могут, не все готовы, кому-то просто нужно больше времени. И тогда работает вот это ⬇️

2️⃣ С другой стороны, с детьми я на 90% выполняю функциональную интеграцию. То есть информацию о движении в теле я передаю своими руками. Девушки во время АТМ, возможно, так устали, потому что прилагали слишком много усилий (хотя в этом конкретном случае не похоже, я много времени уделила рассказу о делании без усилий). Но если бы там были сплошные усилия, урок бы не получился и они не достигли поставленных целей. Именно так работает метод. А они их достигли в полной мере и даже больше.

Взрослый человек без нейроотличий более осознанный, чем ребёнок, возразите мне вы. Я думаю, это утверждение, которое кажется логичным, но в жизни всё чуть сложнее. В той жизни, которую выбрали мы с вами (я про культуру), царит телесная диссоциация – отделённость разума от тела. Мы рождаемся очень телесными, растём и развиваемся, но как только шагаем в социум, быстро учимся отделяться от своих телесных ощущений. Именно поэтому возврат в них у взрослых вызывает такую усталость и где-то даже шок от каскада ощущений.

А теперь задумаемся, какой каскад ощущений может возникнуть у ребёнка, который из-за спастики, или из-за гипотонии, или из-за аутизма много чего в своём теле не ощущал, не видел и не понимал – никогда раньше?.. 👀