Я захожу в лавку боливийского шамана. На этой улице их много. Мне просто интересно. В лавке все заполнено какими-то волшебными зельями. Сразу бросаются в глаза высушенные мумии зародышей лам, и просто маленьких, наверное только что родившихся лам.
Высушенные броненосцы и летучие мыши, лягушки и морские коньки. На прилавке грудой лежат достаточно вонючие минералы, порошки сделанные на их основе и перетертые в мелкий порошок травы. Все имеет свое назначение. На полках вдоль стен стоят коробочки и бутылочки. С порошками, растворами и просто с высушенными корешками и травами.
Боливийские шаманы - отголосок до-инкской цивилизации Мольо. На местном наречии называются брухас, а сами себя они называют кальяуайха. Это великие знатоки свойств растений, животных, минералов. Инки, которые терроризировали все окрестные народы, не причиняли зла этим колдунам: во-первых даже императоры пользовались их услугами, во-вторых опасались в отместку получить какую-нибудь потустороннюю оплеуху.
Шаманы-кальяуайха ведут себя иначе, чем остальные жители страны. Если ты идешь по улицам Ла Паса, тебя просто зазывают во все лавки и магазины, таксисты призывно сигналят и спрашивают, не надо ли куда-нибудь подвезти. А в лавке колдуна сидит продавец и лениво наблюдает за вами. Как будто не покупатель потенциальный пришел, а так - какая-то помеха. Кстати, чаще в лавках сидят женщины, потому что их мужья совершают многокилометровые переходы в поисках ингредиентов для снадобий.
Я еще днем заприметил несколько полок с куклами по типу кукол Вуду и полок со свечами, в разных ипостасях изображающих смерть. Другие свечи изображали наоборот ангелов-хранителей.
И я пришел вечером специально, чтобы сфотографировать их и поговорить с продавцом. А по мне так с колдуном, раз он хозяин этой самой лавки. Хозяйку, потому что в лавке, куда я зашел, была именно хозяйка, разговорить было трудно. Она отвечала на вопросы, что сколько стоит, но неохотно отвечала, зачем то или иное снадобье нужно.
Она объяснила мне, что «натюрморт» с высушенной ламой, в ногах которой лежат стодолларовые купюры и другие предметы благосостояния, и рядом с которой лежат рисунки дома или автомобиля, должны принести мне богатство. Я бы назвал это добрым колдовством. Но меня просто таки тянуло на восковых чертей, фигурки Смерти и Черепа, мило улыбающиеся с полок.
Хозяйка не очень внятно рассказала, что в принципе, если нужно накликать смерть или какую то беду, на дом твоего врага, то достаточно, правда с ее помощью (что означало за деньги или иные какие блага) на фотографии врага сжечь фигурку черта. Если нужны более существенные результаты - то нужно сжечь фигурку Смерти. Нет фотографии - не беда. Можно нарисовать картинку или использовать одну из кукол.
«Волшебные» спички также в наличии у колдуньи. А можно наоборот, убрать сглаз или порчу, привнести в семейный очаг ангела-хранителя. Все зависит от того, какой фигуркой воспользоваться. И с какими мыслями подойти к вопросу колдовства.
Еще колдунья дала знать, что некоторое колдовство мне самому по силам, что мол, во мне есть некая сила, только она слепая. Не развитая. Но отдельные предметы ее лавки конечно же могут помочь направить мою силу в нужное русло. А серьезное колдовство возможно только с ее помощью. Что она имела в виду под серьезным и несерьезным колдовством - я не понял. Я понял только то, что практически все предметы ее лавки нужны для того чтобы усилить или направить силу ее мысли, соединить с силами природы и силой самого клиента. И сплетя все эти энергии воедино, заставить их работать вместе в одном направлении. Касаемо здоровья это еще куда ни шло, а вот касаемо смерти мне было непонятно. Но мы говорили с хозяйкой лавки на не родных для нас языках, и возможно я что то недопонял.
- А вот лучше купите средство для омолаживания кожи, вдруг ни с того ни сего предложила колдунья. Я отказался. Колдунья забилась в дальний угол лавки и больше не произнесла ни слова.
Был ли смысл в словах колдуньи или не был, я не знаю. Количество лавок подобного типа говорит о большом спросе на товары, предлагаемые в них. Таинственность и необъяснимые способности народов, населяющих эти места в прошлом, заставляют задуматься. Возможно, с уничтожением древней империи, а может и целой цивилизации, умевшей удалять катаракту глаза с помощью примитивных бронзовых инструментов, определять пол ребенка до его рождения, строить в высокогорье такие города как Мачу Пичу, селекционировать растения, изучать движение и тайны небесных светил, пропали не все знания. И эти знания могли сохраниться у местного населения в дальних уголках Анд или Амазонской сельвы. Ведь не зря на праздник Кольюрити, который проходит лишь раз в году, собираются сотни шаманов около горы Аусунгате, чтобы собрать на ней священный лед, который поможет им в их обрядах. Более того, собрать этот священный лед позволяют только 12 из пришедших. А этих 12 выбирают боги.
Наверное не зря считают Боливию зеркальным отражением Тибета. Потому что как и Тибет, Боливия пронизана таинственными энергиями древних знаний и умений. Плато Альтиплано, на котором расположена Боливия находится примерно на другой стороне от Тибета, так же как Северный полюс расположен по отношению к Южному. Такие же высоты, суровый климат, определяющий быт местного населения. Даже на лица Боливийцы похожи на Тибетцев. И без сомнения те и другие обладают некими знаниями, пока недоступными современной науке.
По вечерам на окраинах Ла-Паса можно повсеместно увидеть небольшие подставки, на которых люди жгут подношения, купленные в лавках кальяуайха. Язычество никуда не делось из этих мест, если даже в столице с небоскребами совершают шаманские обряды.
В заключение я хочу сказать, что я не мистик. Для меня волшебство заключается в микрочипах компьютеров, в двигателях современных лайнеров, и отнюдь не в плясках шаманов вокруг их костров. Но выходя из лавки колдуньи, я чувствовал холодок от ее взгляда в мою сторону. И улыбки черепов, запах засушенных трав еще долго сопровождал меня на улицах столицы Боливии - Ла-Паса.
Максим Богатырёв
подписывайтесь на телеграм-канал: