Найти в Дзене
Безумно Дивно

В гости к графу Шереметеву. Египетский павильон Останкинской усадьбы открылся для посетителей

Оглавление

Октябрь преподнес приятный сюрприз любителям старины - публике стал доступен Египетский павильон знаменитой Останкинской усадьбы графа Шереметева. Однако стоит поторопиться, так как выставка носит временный характер. Продлится она лишь до 5 ноября. После этого усадьба вновь будет закрыта на реставрацию, которая началась ещё в 2013 году.

Макет музея-усадьбы «Останкино»
Макет музея-усадьбы «Останкино»

Deus conservat omnia - Бог сохранит все

Девиз на родовом гербе Шереметьевых как нельзя лучше отражает историю этого места.

Останкинская усадьба - единственный в России деревянный музей XVIII в. такой степени сохранности, дошедший до наших дней со всем своим убранством и уникальными произведениями искусства.

В 1620 г. эти земли были переданы князю Ивану Борисовичу Черкасскому - двоюродному брату царя Михаила Романову. Детей у Черкасского не было, и после смерти хозяина имение оказалось в руках князя Якова Куденетовича Черкасского. При его сыне Михаиле Яковлевиче Черкасском имение увеличилось до 55 дворов, в 1678-1683 гг. была выстроена церковь Троицы Живоначальной. Богато украшенная кокошниками, арками, поясами-карнизами, она и по сей день отражается в водной глади Останкинского озера. Предположительно, архитектором выступил крепостной мастер Павел Сидорович Потехин.

Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Троицы Живоначальной

В 1743 г. Останкинское имение было преподнесено в качестве свадебного подарка Варваре Алексеевне Черкасской, сочетавшейся браком с графом Петром Борисовичем Шереметевым.

Графиня В.А. Шереметева/граф П.Б. Шереметев
Графиня В.А. Шереметева/граф П.Б. Шереметев

За дерзкий нрав Варвару Алексеевну прозвали «тигрицей». Долгое время она отвергала многочисленных женихов, которые сватались к завидной невесте. Таким образом минуло княжне Черкасской 30 лет. То ли возраст сделал свое дело, то ли Шереметев сумел найти подход к неприступной красавице, но так или иначе сыграли свадьбу. Говорят, что изначально брак был по расчету, но получился довольно счастливым. У четы Шереметевых родилось семеро детей, однако до совершеннолетия дожили лишь двое.

Его страсть – театр

Единственным продолжателем рода Шереметевых стал Николай Петрович.

Граф Н.П. Шереметев
Граф Н.П. Шереметев

Получив прекрасное образование, опыт жизни заграницей, впитав идеи эпохи Просвещения, он долгое время, подобно отцу, занимал важные государственные посты. Однако истинной его страстью было искусство, в частности театр. Выйдя в отставку, Николай Петрович осел в Останкинской усадьбе. Он горел идеей создания «пантеона искусств», объединявшего под одной крышей живопись, скульптуру, графику, прикладное и театральное искусство.

Еще в 1792 г. в имении развернулось масштабное строительство. К реализации амбициозного проекта были привлечены Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги, а также крепостные зодчие П. Аргунов, А. Миронов и Г. Дикушин.

Шереметев сам участвовал в проектировании, на ходу менял решения и заставлял перестраивать уже готовые объекты.

Фото с сайта pastvu.com
Фото с сайта pastvu.com

Останкинская усадьба - яркий пример классицизма: четкость линий, строгость планировки, гармония пропорций, античные ордеры. Фасады выкрашены в цвет «утренней зари» или «Аполлонов цвет». Выбор цвета носит символичный характер, так как древнегреческий бог Аполлон – покровитель искусств.

Египетский павильон
Египетский павильон

Сердце усадьбы – театр, оснащенный современной машинерией и способный трансформироваться в бальный зал.

Пока, к сожалению, увидеть его своими глазами мы не можем. Окончание реставрационных работ планируется в 2028 г.

Крепостные театры в России

В 1762 г. император Петр III издает «Манифест о вольности дворянства», освобождавший привилегированное сословие от обязательной государственной и военной службы. Это обстоятельство в значительной степени меняет жизненный уклад российского дворянства, которое начинает обзаводиться родовыми гнездами, и чтобы в резиденциях не приходилось скучать, создаются домашние оркестры и театры, куда отбираются творчески одаренные крестьяне. Таким образом попала в труппу шереметевского театра его будущая прима – Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова).

П.И. Жемчугова в роли Элианы из оперы А. Гретри «Самнитские браки»
П.И. Жемчугова в роли Элианы из оперы А. Гретри «Самнитские браки»

При отборе актеров Николай Петрович велел следовать принципу:

«Мальчиков, несмотря на лицо, если голос хорош, то оставлять, а девочек, у которых хотя и голосу хорошего нет, да вид лица хороший, то таковых в актрисы оставить можно».

Конечно, не все могли позволить себе такую дорогостоящую забаву. Однако к концу XVIII в. в России насчитывалось пятьдесят три крепостных театра. Одним из них был домашний театр Шереметевых, достигший особого расцвета при Николае Петровиче Шереметеве.

Художественный руководитель

В вопросах театрального искусства Шереметев слыл истинным экспертом. Он лично подбирал репертуар, декорации, костюмы, руководил репетициями, доводя все до совершенства. Николай Петрович активно следил за тем, что было популярно в Европе. Для обучения участников крепостной труппы приглашались профессиональные хореографы и актеры. Также актеров обучали иностранным языкам, так как основу репертуара составляли французские и итальянские произведения. Творческий процесс настолько поглощал графа, что нередки были случаи, когда он забывал о гостях и садился играть вместе со своими музыкантами.

По задумке Шереметева, парк, окружающий дворец, должен был стать неким продолжением сцены, поэтому после спектаклей гости выходили во двор, чтобы полюбоваться иллюминацией и «потешными огнями».

Усадебный парк
Усадебный парк
«В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы».
Н. Рэксоль, английский путешественник.

Энергия и старания Шереметева привели к тому, что уровень его крепостного театра составил достойную конкуренцию Императорскому.

В разное время гостями Шереметевых были императоры Павел I, Александр I и Александр II, а также польский король Станислав Август Понятовский.

Что можно посетить сейчас?

Как уже было отмечено ранее, само здание театра по-прежнему на реставрации. Публике доступен пока только Египетский павильон. Путь к нему лежит через Восточную галерею, которая была закрыта для посетителей последние 80 лет, так как использовалась в качестве хранилища музейных ценностей.

-9

Стены коридора украшены картинами и гравюрами, стоят античные бюсты и деревянные резные столики для игры в ломбер. Так и видится картина, как разморенные после обеда или уставшие от танцев гости, проходят в Восточную галерею, чтобы перекинуться в карты и обсудить последние новости.

И наконец, под звук поскрипывающего (оригинального!) паркета посетитель оказывается в Египетском павильоне, обстановка которого настолько роскошна, что сложно поверить своим глазам.

Египетский павильон
Египетский павильон

Свое название павильон получил за статуи сфинксов, украшающие печи. Больше никаких деталей, указывающих на символическую связь со страной пирамид, нет. На стиль и обстановку зала повлияла распространенная в то время увлеченность античностью, поэтому перед нами предстает своеобразный сплав культур. Автором проекта выступил итальянский архитектор В. Бренна.

-12

Египетский павильон построен по принципу римского атриума со световым колодцем в центре свода, опирающегося на четыре колонны из серо-голубого искусственного мрамора.

-13

Восточная стена продолжается полукруглой глубокой нишей - там размещался оркестр.

В центре зала, будто в ожидании почетных гостей, накрыты столы, заставленные подлинными тарелками, блюдами, терринами, салатницами, корзинами для фруктов, вазочками для мороженого, сверкающими рюмками и бокалами для шампанского. К столам приставлены стулья из красного дерева с сафьяновой обивкой.

Павильон оформлен множеством деталей: лепнина, вазы-светильники, позолоченные торшеры в виде стволов пальм (П. Споль), крайне редкая в мировой скульптуре статуя богини Гигеи, выполненная с греческого оригинала V в. до н.э.

Египетский павильон использовался для организации праздников, приемов и небольших представлений. Как правило, после обеда столы отодвигались к стене, чтобы освободить место для танцев.

К Египетскому павильону примыкает проходная галерея, соединяющая его с театром. Переход из ярко освещенного зала в таинственный полумрак дает понять, что скоро начнется представление.

Коридор оформлен барельефами, нишами, расписанными цветочными и фруктовыми гирляндами, образцом для которых стали лоджии Рафаэля в Ватикане, а также изысканным осветительным ансамблем и бюстами монарших особ, посещавших Останкино.

А вам уже удалось побывать в Останкино? Какие впечатления?