Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.
Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г.
Продолжаем работать с тестами КИМов. В моем понимании "работать с тестами" - это не "натаскивание", а обучение особенностям алгоритма (последние зависят от типа теста), тренировка процессу анализа задания и отработка навыков его выполнения. О химической природе реакций тоже забывать не нужно. Но это уже совсем "другая история".
17-й блок заданий КИМа ОГЭ включает: "Наличие практических навыков планирования и осуществления следующих химических экспериментов: применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения характера среды в растворах кислот и щелочей; химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного обмена; качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка"
Приведу пример выполнения одного из реальных тестов 17-го задания КИМа.
Тренировочный КИМ ОГЭ по Химии 2026. Задание 17
Тренировочный КИМ ОГЭ по Химии 2026. Решение задания 17
Тренировочный КИМ ОГЭ по Химии 2026. Анализ задания 17
Задание выполняется последовательно. По каждой позиции устанавливаем различия между веществами:
1) определяем химическую природу реагентов
2) сравниваем катионы
3) сравниваем анионы
А) LiCl и KNO3
Оба соединения - соли, растворимые в воде (см. таблицу растворимости), образованные сильными основаниями и сильными кислотами.
В обоих веществах катионы - щелочные металлы. Химическим путем отличить их друг от друга достаточно сложно.
Сравниваем анионы. Поскольку все нитраты растворимы, ищем реактив на хлорид-ион. Отличная качественная реакция на ионы галогенов - Ag+ (ион серебра), который образуется при диссоциации нитрата серебра.
Между хлоридом лития и нитратом серебра протекает реакция с образованием белого осадка хлорида серебра.
Запомните! Это - качественная реакция на хлорид-ионы (и ионы серебра)
LiCl + AgNO3 → AgCl↓ + LiNO3
С другим веществом (нитратом калия) нитрат серебра не реагирует по понятным причинам - оба нитрата не реагируют между собой.
Б) (NH4)2SO4 и Na2SO4
Оба соединения - соли, растворимые в воде (см. таблицу растворимости)
(NH4)2SO4 (сульфат аммония) - образован слабым основанием и сильной кислотой.
Na2SO4 (сульфат натрия) - образован сильным основанием и сильной кислотой.
Анионы каждой соли - одинаковые (сульфат-ионы).
Сравниваем катионы. В сульфате аммония катион представляет слабое основание. Чаще всего именно "слабый" является "ахиллесовой пятой", которая позволяет отличить соединение. Как? Элементарно! "Слабое" вытесняется "сильным".
Слабое основание (да еще и летучее - аммиак) вытесняется сильным из растворов солей. Сульфат аммония реагирует с гидроксидом калия с образованием слабого неустойчивого основания - гидроксида аммония, которое тут же распадается на летучий аммиак и воду. Кстати, появляется запах аммиака (так пахнет нашатырный спирт).
Запомните! Это - качественная реакция на ионы аммония
(NH4)2SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2NH3↑ + H2O
С другим веществом (сульфатом натрия) гидроксид калия не реагирует, поскольку ион натрия представляет сильное основание.
В) СaCO3 и Ca3(PO4)2
Оба соединения - соли, нерастворимые в воде.
СaCO3 (карбонат кальция) образован сильным основанием и слабой кислотой.
Ca3(PO4)2 (фосфат кальция) образован сильным основанием и кислотой средней силы.
В обоих веществах катионы - ионы кальция (щелочноземельный металл, представляет сильное основание).
Сравниваем анионы. В карбонате кальция анион (карбонат-ион) представлен слабой гипотетической (т.е. предполагаемой) угольной кислотой, которая может существовать только в виде гидратированного диоксида углерода (СО2⋅Н2О). При действии на такую соль сильной кислотой происходит растворение карбоната и выделение слабой кислоты (угольной) в виде углекислого газа и воды.
Запомните! Это - качественная реакция на карбонат-ионы
СaCO3 + HBr → СaBr2 + CO2↑ + H2O
С другим веществом (фосфатом кальция) реакция тоже протекает и происходит растворение фосфата, но газ при этом не выделяется
Ca3(PO4)2 + 6HBr → 3CaBr2 + 2H3PO4
Эпилог
Думаю, более чем детальное объяснение помогло вам разобраться с особенностями алгоритма выполнения задания, повторить некоторые качественные реакции и понять один из основных принципов реакций обмена - "принцип сильного" (авторский термин).
"Нелюбимое" задание заинтересовало? Это - первый шаг. Скоро влюбишься!
Приходи ко мне на занятия - узнаешь намного больше!
NB! ПРОФИ по Русскому языку!
Есть очень крутой репетитор по Русскому языку для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, Сочинению - Елена Владимировна! Хотите сдать Русский на 100? Срочно пишите на WhatsApp +7(925)061-31-70
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова