Найти в Дзене

Как подобрать сабвуфер в современный автомобиль? Какие варианты эффективны, а какие нет?

Современные автомобили обладают продуманным дизайном салона и багажника и не так то просто добавить сюда сабвуфер, как с точки зрения габаритов, так и с технической точки зрения. Раньше, когда все ездили на ВАЗе, таких проблем не было, в багажник просто ставился короб и все, сейчас же такие решения вызывают только недоумение из-за грубости конструкции и потери места в багажнике.

Постараемся рассказать среднестатистическому владельцу современно автомобиля, как правильно выбрать и установить сабвуферное звено.

Отличный набор для установки сабвуфера в машину. Компактный усилитель и мощный динамик.
Отличный набор для установки сабвуфера в машину. Компактный усилитель и мощный динамик.

В первую очередь спросите себя: «Зачем мне сабвуфер?»

· «Хочу просто добавить низких частот, чтобы музыка звучала полнее» — вам подойдет недорогой активный или качественное интегрированное решение под конкретный автомобиль.

· «Я хочу мощный, громкий бас, чтобы чувствовать его телом» — ваш вариант — пассивный сабвуфер с отдельным усилителем.

Бюджет должен включать не только сам сабвуфер, но и:

· Для активного сабвуфера: провода (акустические, силовые, межблочные), предохранитель.

· Если устанавливать пассивный сабвуфер: усилитель, провода, межблоки, настройка.

· Для любого типа: возможные работы по установке (если не сами).

2. Тип сабвуфера: Активный vs Пассивный

Активный сабвуфер (укомплектован усилителем)

Что это: Сабвуферный динамик, уже встроенный в корпус, с усилителем на борту.

Плюсы:

Простота установки. Подключил питание и линейный вход от магнитолы — и готово. Все компоненты (динамик, усилитель, корпус) уже подобраны друг под друга.

Минусы:

Ограниченная мощность (по сравнению с раздельными системами). Часто проигрывает в качестве и громкости пассивной связке за те же деньги.

Для кого: Для большинства автолюбителей, кто хочет быстро и без хлопок улучшить звук.

Пассивный сабвуфер (только динамик в корпусе)

Что это: Отдельный динамик, для которого нужен отдельный усилитель и корпус (который часто нужно собирать или покупать отдельно).

Плюсы:

Максимальная гибкость. Вы можете подобрать связку "усилитель-динамик-корпус" под свои задачи. Высокая мощность и лучшее качество звука.

Минусы:

Сложность выбора и установки. Нужно больше места. Выше итоговая стоимость (усилитель, провода, корпус).

· Для кого: Для энтузиастов, кто хочет получить максимальный результат и готов вложить больше сил и средств.

3. Конструктив (Тип корпуса)

Существует большое количество корпусов и вариантов акустического оформления, но мы советуем ориентироваться на ЗЯ (закрытый ящик), по сути это замкнутый объём той или иной формы. Именно такой вариант корпуса гарантирует максимальную отдачу и точность воспроизведения низких частот.

Наиболее популярным вариантом ЗЯ является так называемый – стелс, это корпус который встраивается в крыло в багажнике и не заминает там места. Дело в том, что в правой или левой боковине в багажнике всегда есть место, куда можно «утопить» корпус с динамиком и не потерять при этом функционал и вместительность багажника. Используя такой вариант корпуса можно добиться очень качественного и точного звучания, часто используется в машинах участвующих в соревнованиях по качественному звучанию SQ.

Плюсы стелса:

Компактность установки. Сохранение места в багажнике. Хорошо смотрится сам по себе. Позволяет установить различные динамики вплоть до профессиональных серий.

Минусы стелса:

По сути он один – стоимость. Хороший стелс имеет сложную форму и делается под конкретный автомобиль и динамик, что отражается на его цене.

Пример сабвуфера в корпусе стелс интегрированным в крыло автомбиля
Пример сабвуфера в корпусе стелс интегрированным в крыло автомбиля

Вторым по популярности идет корпус, который устанавливается в нишу под полом в багажнике рядом с запаской. Такие корпуса очень просты в установке и тоже не занимают места в багажнике. Данное решение уже является компромиссным ибо звучание таких сабвуферов несколько проще и зависит от загруженного багажника.

Плюсы корпуса в нишу багажника:

Малая стоимость корпуса и установки. Не занимает места в багажнике. Может быть достаточно мощным.

Минусы корпуса в нишу багажника:

Из-за небольшой глубины корпуса несколько ограничен выбор динамиков. Пол багажника будет гасить часть звуковой волны, что отразится на качестве звучания.

Вариант (продвинутый) интеграции сабвуфера под пол в багажнике
Вариант (продвинутый) интеграции сабвуфера под пол в багажнике

Третьим вариантом является классический отдельный корпус. Пожалуй, это самый правильный корпус с точки зрения звука и качества. За счет формы, в такой корпус можно установить любой динамик. А за счет того, что форма корпуса ничем не ограничивается, можно очень точно рассчитать его объём под контурный динамик.

Плюсы отдельного корпуса:

Низкая стоимость решения. Высокая эффективность с точки зрения качества звучания. Универсальность, легко снять при необходимости.

Минусы отдельного корпуса:

Занимает место в багажнике. Нужно сделать надежное крепление.

Отдельный короб для Subaru, динамик калибром 10 дюймов, сам короб 25 литров.
Отдельный короб для Subaru, динамик калибром 10 дюймов, сам короб 25 литров.
Вариант сабвуфера для Zeekr, динамик 12 дюймов, короб 28 литров.
Вариант сабвуфера для Zeekr, динамик 12 дюймов, короб 28 литров.

4. Характеристики (на что смотреть)

· Диаметр: 8", 10", 12", 15". Не гонитесь за размером! Качественный 10-дюймовый саб в хорошем корпусе часто звучит лучше и точнее, чем дешевый 15-дюймовый.

o 8-10" — быстрые, точные, оптимально для закрытого ящика.

o 12" — универсальный размер, но не везде помещается.

o 15"+ — для максимального давления и низких частот. Редко используется из-за размеров.

В современных инсталляциях обычно применяются 10 и 12 дюймовые динамики. Выбор «калибра» лучше согласовать со специалистами т.к. тут не бывает универсальных решений, каждый случай уникален.

Не нужно гнаться за мощностью, особенно в случаях, когда вы стараетесь сделать качественный и точный сабвуфер, а не «долбящий» на всю улицу.

Подбирайте динамик, параметры которого подходят под объем и тип выбранного корпуса. Установив мощный динамик в маленький корпус, вы получите меньше, чем в обратном случае.

Пару слов о электромеханических параметрах динамика. Резонансная частота - Hz, чем меньше тем лучше. Мощность магнитной системы - BL, чем она л7больше тем лучше. Вес подвижной системы не должен быть очень большим, для 10-12 дюймов он должен быть в рамках 120-200 грамм.

5. Подбор усилителя (для пассивного сабвуфера)

Это отдельная большая тема, но есть базовые принципы для выбора все же есть.

Мощность усилителя должна соответствовать мощности сабвуфера или быть немного выше. Недостаточная мощность — из-за потери контроля усилителя над катушкой динамика, катушка смещается и трется о магнит, создавая короткое замыкание, это самая частая причина выхода из строя динамика. Излишняя мощность тоже может повредить динамик выводя его на нерасчётный ход.

Обращайте внимание на размеры усилителя, большой усилитель будет сложно установить в салоне или багажнике современного автомобиля. Большие усилители как правило достаточно мощные, но не факт, что вам это надо.

Остерегайтесь дешёвых усилителей с хорошими заявленными параметрами, это ловушка (вранье), чудес не бывает. Обращайте внимание на то, насколько подробно производитель показывает параметры устройства, чем больше тем лучше. Если в описании только: мощность, сопротивление и т.п. забудьте, если есть такие вещи как; демпинг-фактор, КНИ, АЧХ, то уже стоит присмотреться.

Ключевые шаги при выборе:

1. Честно определите свои пожелания и бюджет.

2. Оцените, сколько места вы готовы под него выделить и где.

3. Если не хотите заморачиваться — берите активный сабвуфер.

4. Если хотите максимальный результат — выбирайте пассивный сабвуфер.

5. Отнеситесь внимательно к выбору динамика (для пассивного варианта).

6. Правильная установка и настройка — это 50% успеха! Можно купить лучшие компоненты, но испортить звук плохой установкой.

Итог: Для 90% автолюбителей лучшим компромиссом будет качественный активный сабвуфер в закрытом корпусе. Он даст тот самый недостающий бас, не опустошит кошелек и не займет весь багажник. Если же вы аудиофил или ценитель громкого баса — ваш путь это пассивная система, собранная и установленная профессионалами.

Если у Вас остались вопросы, можете задать профессионалам из студии Stereo-Systems