В последнее время среди соотечественников стало «модно» высказываться против «западных веяний» и, в том числе, высмеивать стремление западных стран к сохранению окружающей среды. Да, экологические ужесточения, особенно в отношении всего, что связано с транспортом, порой кажутся абсурдными. Но кто бы что ни говорил, а мы имеем дело с глобальным трендом. Автопроизводители по всему миру ведут настоящую борьбу за каждый миллилитр сожженного топлива и с каждой частицей выбросов.
Как итог, под капотом новых машин теперь живут не простые «рабочие лошадки», а высокооборотистые, турбированные, невероятно точные инженерные устройства. Они мощнее своих предков, но при этом и несравнимо более уязвимы. Старые формулы масел им уже не подходят. Для «ювелирной» работы современных движков нужна особая смазка. Отсюда – все новые и новые стандарты моторных масел, такие как API SQ, введенный Американским институтом нефти в марте этого года.
Попробуем понять, в чем новизна данной спецификации и в чем ее отличие от предыдущей, введенной пять лет назад, API SP.
216 часов огня и копоти
Чтобы получить сертификат по стандарту качества API SQ, масло должно пройти ряд обязательных стендовых испытаний. Одно из самых показательных и сложных – тест Sequence X (ASTM D8279). Один такой тест длится 216 часов – это 9 суток непрерывной, экстремальной работы специально подготовленного современного двигателя. Стоимость лишь одного цикла такого испытания превышает 48 000 долларов, и это обязательный рубеж для любого масла, претендующего на сертификацию по API SQ.
В чем суть теста? Главный испытуемый в нем – четырехцилиндровый турбированный двигатель Ford EcoBoost объемом 2 литра. Инженеры намеренно создают для него самые жесткие условия, с которыми сталкиваются современные моторы с непосредственным впрыском топлива (GDI): повышенное содержание сажи в картерных газах, перепады температур и нагрузок.
Главный объект исследования в этом тесте – цепь ГРМ. Именно она, растягиваясь под натиском абразивных частиц сажи, становится индикатором уровня защиты. Масло проходит испытание, только если растяжение цепи к его финалу не превышает 0,085%. Это микроскопическая, но критически важная величина, за которой стоит сохранность всего механизма газораспределения. Проще говоря, этот тест отвечает на вопрос: способно ли масло на практике уберечь двигатель от износа, вызванного самыми суровыми реалиями работы.
Что еще должно уметь масло стандарта API SQ?
Помимо умения защищать цепь ГРМ, масло проходит проверку на способность предотвращать LSPI – то самое низкоскоростное предварительное зажигание, которое является настоящей бедой современных турбомоторов. Это явление, при котором топливная смесь в цилиндре взрывается не вовремя, с разрушительной силой. Масла стандарта API SQ содержат специальный пакет присадок, который сводит этот риск к минимуму. Хорошо ли этот пакет работает на практике, устанавливает обязательный 200-часовой тест Sequence VI В (ASTM D8350).
Чтобы проверить, насколько эффективно масло борется с окислением и отложениями, для спецификации API SQ был усовершенствован тест Sequence IIIH. Этот тест мы достаточно подробно описываем в одной из наших прошлых статей.
Тест Sequence VH (ASTM D8256), также обязательный для масел стандарта API SQ, проверяет их способность противостоять образованию шлама при низких температурах. А серия тестов Sequence VI D/E/F (ASTM D7589, D8114, В8226) оценивает реальный вклад масла в экономию топлива. Что важно, масло категории SQ должно не просто пройти эти тесты, а показать результат, превосходящий все предыдущие стандарты.
Есть и еще один критически важный нюанс – зольность. API SQ устанавливает жесткий лимит на содержание сульфатной золы – не более 0,9%. Почему это так важно? Потому что зола, будучи продуктом сгорания некоторых металлосодержащих присадок, является главным врагом сажевых фильтров (GPF). Забитый фильтр – это падение мощности, дорогой ремонт и вред экологии. Таким образом, низкая зольность масел SQ – это залог долгой жизни дорогостоящей системы очистки выхлопа и сохранности нервов автовладельца.
Интересно, что выход API SQ синхронизирован с появлением нового стандарта ILSAC GF-7. Они идут рука об руку и открывают дорогу на рынок маслам сверхнизкой вязкости, таким как 0W-12 и 0W-8, которые до этого не были охвачены ни одним из предыдущих стандартов. При этом оба стандарта сохраняют обратную совместимость: если ваша машина ранее использовала масла GF-6 или API SP (и ниже), вы можете спокойно переходить на новое поколение.
Новый стандарт в России
В завершении статьи стоит сказать, что масел с действующим сертификатом API SQ в российских магазинах пока еще очень и очень мало. И даже масел с предыдущим стандартом API SP в продаже пока еще значительно меньше, чем продуктов с маркировкой API SN – стандарта, введенного в далеком 2012 году. Такова уж специфика отечественного авторынка.
В этом контексте нам особенно приятно отметить, что бренд HYUNDAI XTeer в числе первых на российском рынке предлагает продукты, соответствующие передовым стандартам API SQ и ILSAC GF-7. Так что, если вы как раз собирались попробовать что-то самое новое и актуальное из моторных масел, теперь вы знаете, где искать!