С 1 сентября 2025 года в ряде регионов начала действовать так называемая средневзвешенная система оценивания школьных дисциплин. Что это такое?
Все так чудно начиналось, так отлично объяснялось. Одно сплошное благо!
Представьте, что у каждой оценки есть свой вес. Допустим, за домашку — единичка по весу, за ответ у доски — коэффициент два, самостоятельная - тройка, а вот контрольная работа тянет на все четыре или пять весовых пунктов, смотря какая она по значимости.
И так каждая оценка умножается на свой вес, потом все складывается, делится, в итоге сложно выводится средневзвешенная итоговая оценка.
То есть если контрольная три балла, а домашка вся на отлично, то своим весом контрольная перевесит, и в итоге может и четвёрки не выйти. Или контрольная три, а у доски отвечает отлично, дома подготовил чудесный реферат, но ответ у доски и этот реферат по весу тройку или не перетянут или еле на четвёрку сдвинут, отлично уже не видать, как не старайся исправить...
Нас пытаются убедить, что письменная работа - это истина, а ответ ученика устный - уже не совсем. А работа дома - ерунда (видимо, разработчики этой системы сами дома только списывали из решебников, по себе судят?)
И все же эти разработчики в один голос уверяют, что снизится субъективная оценка учителя!! Будет очень объективно. Учитель не будет влиять.
Постойте, как объективно? И зачем тогда учитель?
Почему вы сводите роль учителя к роли компьютера?
Уже не потому ли, что в далекой перспективе цель - заменить учителя ИИ??
Он точнее все средние рассчитает, все проверит. И будет безусловно объективен, только личность ребёнка, его настроение, темперамент, способность или на публике отвечать или одному работать - учитывать не станет. Никогда.
Ведь учитель тем и отличается от машины, что он знает и чувствует ученика! Учитель знает, кому лучше даются письменные работы, а кто их тупо скатывает. Кто знает предмет, но из-за торопливости может сделать досадную ошибку.
Некоторые дети имеют плохой почерк, кто-то боится письменных работ. Но учитель знает, что ребёнок понимает тему. Учитель вызывает ученика к доске, пару наводящих вопросов, и ребёнок раскрывается, быстро решает, сам находит свои ошибки, если вдруг сбивается. И получает заслуженную оценку. А если контрольная или самостоятельная не очень, то за пару тройку ответов ученик исправит результат устными ответами.
Некоторые ребята отлично готовят дома доклады, делают презентации, рефераты. В школе стесняются отвечать, а сами работают продуктивно и творчески, интроверты. Почему любая домашняя работа должна цениться ниже всего остального??
Да в конце-концов плохие отметки по контрольным могут быть следствием того, что человек болел, пропустил, не понял. Вышел с больничного, а через урок контрольная.
По старой системе есть возможность спокойно улучшить оценку. Особенно если учитель не безразличный сухарь, если хочет мотивировать детей на развитие. Стань лучше себя вчерашнего - основной девиз учёбы!
Но улучшаторы не дремлют! Они подкрались со средневзвешенной системой.
В Тюмени ввели этот ужас, там родители уже акции протеста устраивают, собрали более 50 тысяч подписей против.
Очень плохая система, демотивирует детей, говорят родители. Ни в коем случае нельзя вводить.
По этой системе ребёнку нет смысла исправлять оценки. Нет смысла стараться. Получил по контрольной тройку, считай все, потому что она "по весу" значительно выше, можно получить ещё две пятёрки у доски и тройка эта не перекроется. Потому что оценка у доски в два раза ниже контрольной.
Дети просто даже пытаться перестают. Смысл какой, если ничего не исправить, а если исправлять, то дикими усилиями.
Как бы отлично ты не готовился дома, оценка за реферат или доклад гораздо "легче" оценки в школе и особенно контрольной.
А домашнюю можно вообще не делать, она "копейки" стоит. Зачем сидеть часами, если можно одну контрольную списать и все, оценка "в кармане". Кто умеет списывать, а всегда такие в классе есть, с каменным лицом разведчика перед носом учителя и камерами сдуют что угодно с запрещённого телефона, - такие в дамках.
Система жуткая, требует много усилий от учителей по банальному подсчету и абсолютно демотивирует детей!!
А самое главное - полностью убирается личность учителя, его опыт и умение разглядеть каждого ребёнка, найти к нему подход. Лучше отвечаешь устно - прекрасно, отвечай. Хорошо работаешь самостоятельно, ищешь дополнительный материал - умница, покажи нам всем, что нашёл! Классно и быстро решаешь тесты - молодец, живой ум!
Все дети уникальны. У них разный темперамент, разные "лучшие" способы проявить себя.
Почему и кто решил, что только письменные работы имеют вес?
Почему и кто решил, что учителя надо отгородить от ученика и сделать оценивания "роботизированным"?
Не нужна такая "объективность"! Она бездушная, серая, тоскливая и убивает и так еле живое образование.
Для чего? По моему мнению - это первые шаги к стандартизации и замене учителя искусственным интеллектом. Иного объяснения не найти. Первые шаги, но в этом направлении...