Часть первая.
Я всегда говорил, что о личности писателя нельзя говорить, не зная его окружения, то есть среды, в которой он воспитывался и взрослел. Так и с Александром Солженицыным, как о нём говорить, не зная истоков.
Отца он не знал, тот за несколько месяцев до рождения Александра погиб на охоте. Но, судя по снимку, был не из крестьян.
К тому-же, с началом Первой мировой войны ушёл на фронт добровольцем, стал вольноопером, а затем офицером. Был награжден офицерскими орденами.
Мать, Таисия Щербак, тоже никак не тянет на крестьянку, с утра до вечера работающую в поле.
Они познакомились в Москве, когда фронтовой офицер пришёл в краткосрочный отпуск с фронта. Мать писателя в то время училась на технологических курсах княгини Голицыной, зная при этом два языка - английский и французский. После гибели мужа на охоте и рождения ребёнка, мать писателя перебирается в село Кубинка, где живут родители. Отец её, кстати, был одним из крупнейших землевладельцев, но после революции и установления Советской власти, был раскулачен и репрессирован. Вот они, истоки той ненависти к власти, питающей всю жизнь Александра Исаевича.Человек, имеющий право по рождению на многое, был лишен всего. Вот, что пишет о себе сам писатель:«Три офицерских ордена с Первой мировой войны, которые в моё детство считались опасным криминалом, мы с мамой, помню, закапывали в землю, опасаясь обыска». «Она воспитывала меня в невероятно тяжёлых условиях... всё время снимали в каких - то гнилых избушках у частников, за большую плату, а когда и получили комнату, то это была часть перестроенной конюшни». Конечно, написать можно многое, чтобы заретушировать правду, которая, даже за ретушью, видна невооружённым глазом.
Нынешние мифотворцы пишут очень красочно, к примеру - «В школе Александр подвергался насмешкам за ношение крестика, за отказ вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви».
При этом был старостой класса, любил историю, театр и футбол. В год окончания школы - вступает в комсомол, а школу оканчивает с золотой медалью.
После окончания школы поступает в Ростовский университет на физико-математический факультет. Учится отлично, является Сталинским стипендиатом. Никогда бы он не окончил школу с золотой медалью, не стал бы студентом и Сталинским стипендиатом, если бы они подвергались гонениям, как члены семьи раскулаченного и репрессированного отца и деда. Такое время было. Видимо, жили не так и плохо, как пишет и говорит Солженицын. И так во всём, сплошные подтасовки и враньё, как в личной жизни, так и в его произведениях.
То же самое и в его героическом военном прошлом.
Ещё до войны Александр Солженицын получил справку об ограниченной годности к военной службе, причём не потому, что имел слабое здоровье, а потому, что появилась такая возможность. У Лидии Ежерец, которая была подругой Натальи Решетовской, жены Солженицына, отец был врачом, он и смог организовать такую справку.
Вот,что пишет сама Решетовская -«Он даже постарался получить эту справку, боялся, что в мирное время служба повредит осуществлению планов». Если перевести на современный язык, то у нас таких называют - уклонист. И не правда, что приехав в Москву для сдачи сессии в МИФЛИ и узнав о войне, он бежит в военкомат. Отсутствие приписного свидетельства - это только уловка. Приехав в Ростов, он не в военкомат идёт, а уезжает в станицу Морозовскую, куда его распределили на работу в школу, уповая на справку об ограниченной годности. Но попытка откосить о армии не удалась, уже в октябре 1941 года его зачисляют ездовым в транспортный батальон. А что такое ездовой, мало того, что у него не ладилось с лошадьми, так ещё и тянуться надо перед каждым мало мальским командиром, да паёк оставляет желать лучшего. Его, ездового, и на фронт послать могут, а там стреляют... Поэтому Солженицын подаёт рапорт о том, что он, закончивший с отличием физико - математический факультет Сталинский стипендиат, может принести больше пользы, чем просто ездовой.
В 1942 году рапорт Солженицына о зачислении его в артучилище был удовлетворён. Уже в ноябре ему присваивают офицерское звание - лейтенант. Лейтенант - артиллерист- это вам не пехотный взводный, тем более, что служит лейтенант Солженицын командиром батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского артдивизиона. Звуковая разведка располагается не на передовой, а недалеко от линии фронта, по звуку выстрела определяя местонахождение вражеских батарей. Определяет нахождение батарей противника весь личный состав, но наградами не обходят и командира батареи, тем более, что командир артдивизиона, майор Пшеченко,чуть ли не лучший друг командира батареи. Я не хочу и не буду умалять подвига артиллеристов артдивизиона, служба она везде служба, но то, что все ордена Солженицына получены, в той или иной степени, благодаря дружбе с майором Пшеченко - установленный факт. Как и то, что жена Солженицына, благодаря тому же майору Пшеченко, была зачислена в состав батареи и целых три недели жила вместе с мужем в его землянке.Воевал, короче, с удобствами. Много мы уже слышали о ППЖ, было такое явление у старших офицеров, но чтобы у старшего лейтенанта... Но, тем не менее, это факт.
На фронте Солженицын, помимо дневника, вел активную переписку с друзьями, отправляя свои письма военной почтой. В письмах своему школьному другу Виткевичу он критикует Сталина, обвиняя его в искажении идей Ленина и других прегрешениях, называя при этом Сталина Паханом. Его письма и привлекли к нему внимание военной цензуры. За что он и был осуждён на восемь лет лагерей.
В заключение хочу привести выдержку из "Архипелага" - «Призрак настоящей жизни звал хоть куда, лишь бы не подыхать, как забытая скотина. Хоть в батальоны Власова, хоть в полицаи». Так он и шёл по жизни! Чтобы не быть забытой скотиной, он подтасовывал факты биографии, а в своих произведениях лгал, обливая грязью страну, которая его вскормила.Ложь - вот та нить Ариадны, которая вела его по жизни.