"Мистер Мёрфи ехал с решимостью обреченного. Он представлял, что чувствовал Дилан Томас, когда ехал в таверну пропустить стаканчик, который его убьет. Он знал, кем они были и кем не были"
Честно, вот положа руку на сердце, я бы такой фанфик, как написала Кайра про студентку и преподавателя, прочитала и скорее всего положила бы в папку «Избранное». Да я и читала.
С точки зрения именно художественного решения, сам фильм я бы добавила в один из моих любимых, потому что я люблю такое вплетение литературы и метафоричные диалоги.
Фильм «Девушка Миллера» смотрит на запрещенные отношения «преподаватель-студент» с точки зрения обеих сторон:
- что мотивирует взрослого человека, какие люди готовы идти на отношения с человеком сильно младше;
- что мотивирует студента, ребёнка, ставшего взрослым лишь по паспорту.
Если коротко обозначить причины, то вполне подходит аннотация Кинопоиска: «Она – умная не по годам студентка. Он – разочаровавшийся в жизни писатель»
Вот это "Умная не по годам" навевает подкаты от взрослых мужчин, которые подкатывали ко мне, когда мне еще не было 18 и не было противозачаточного лица.
Умная не по годам
У многих негодование вызвало именно поведение Кайры, поэтому начнем мы говорить с нее.
Лично мне Кайра напоминает Татьяну Ларину из «Онегина». Такого же возраста юная девушка из села влюбляется в новое лицо, которое сама и возвышает в своей голове. Гипер-романтизация образа, которая не имеет ничего общего с реальностью. Как вы можете помнить, про Татьяну Пушкин писал: «Пришла пора, она влюбилась». Кайра в своем открывающем монологе говорит о том, что ей уже 18, а до сих пор она не сделала ничего стоящего, она жаждет чего-то необыкновенного, жаждет любви. Она предвосхищает их встречу, влюбляется еще до того, как увидит его. Мы понимаем, что ее представление о Джонатане полностью оторвано от него реального.
Создатели фильма сразу дают понять, откуда эта жажда любви. Кайра — подросток, брошенный родителями, живущий в одиночестве. Ее потребность в принятии настолько остра, что ищет она его именно от взрослого, от авторитетной фигуры. Для нее это не просто роман, а доказательство того, что она особенная, достойная. Дети, чувствующие себя ненужными, либо смиряются со своей «никчемностью», либо с фанатичной настойчивостью пытаются доказать обратное: «Нет, я не никчемный! Меня признает авторитет!»
В завязке фильма мы видим вообще классический путь грехопадения:
- Скрытое желание, тоска, нереализованность – она читает книжную эротику, она составляет фантазии об учителе;
- Озвучивание мысли другим человеком – ее подруга озвучивает ее желание и подтверждает ее фантазии: "Вы так флиртуете";
- Пример – подруга флиртует с тренером, который прикрыто отвечает ей взаимностью;
- Признание греха как чего-то нормального и даже возвышение отказа от морали – подруга непосредственно говорит об этом и призывает Кайру попробовать;
- Итак она приступает к своему плану сближения.
Ожидание и реальность
Важно отметить то, что Кайра живет в мире фантазий, не она одна, мы тут греха с себя сбрасывать не будем, но она начинает романтизировать собственную жизнь. Это подростковое обыкновенное отношение «я особенная, он особенный», это нормально, пока не обожжёшься один раз.
Но, я бы еще обратила ваше внимание, что ее желание признания взрослой фигурой выражается так же в желании мужского доминирования над собой. Как я это поняла? По цитате из книги, которую она читает: "Марсель хочет, чтобы я отымел ее".
В принципе, мы ее не осуждаем, мы понимаем, одинокие дети часто становятся взрослыми с кинками на доминирование. Но проблема в том, что она романтизирует такой стиль отношений из-за книг, потому что без родителей перед ней вот такая модель – это единственная любовь, которая ей доступна, но которая не имеет ничего общего с реальностью. Однако это знаем мы, взрослые люди, но не она, ребенок.
Ее стиль – это оверфинкинг, надумывание: «Если придешь, это будет знак». Но это все опять-таки навеяно романтической литературой.
Я хочу подчеркнуть, что я не против ромкомов и любовных романов, тем более эротических романов. Я против того, чтобы приносить романтическую фантастику в жизнь. Вот на примере Кайры мы видим, к чему приводит такая подмена в реальной жизни.
Меня выбрал авторитетный взрослый, я особенная
Отношение со взрослым человеком возвышают Кайру в собственных глазах – «я будто не все, и это прекрасно». Да и он добавляет масла в огонь, действительно выделяя ее среди других, он даже выучивает ее стихотворение наизусть. У него к ней личное отношение, заинтересованность в ее будущем.
«Миллер – противоречивый выбор, который никто не одобрит». Мотив запретной любви – еще одна романтическая фантазия Кайры, которая делает и ее, и его особенными в ее мире. Будто бы они одни против всего мира.
Случайность приводит его к ней домой, она как таково ничего не делает, чтобы его соблазнить, но они и так все понимают. Он говорит ей идти к нему, ставит ее в уязвимое положение, доминирует над ней. Вот и сбылась фантазия Кайры, она на седьмом небе от счастья пишет эссе буквально «эротическая фантазия с моим учителем».
Как я и говорила, я бы такое почитала, да я и писала. Подписывайтесь на мои авторские профили:
https://www.wattpad.com/user/sticks-n-circles
Жертва становится злодеем
Кайра живет в своем романе, в котором они – главные герои, она думает, что его чувства к ней такие же, как у нее в голове, но ее ожидания громко и жестко рассыпается на кусочки, когда он дает ей жесткий отказ.
Что для нее значит отказ? Она не особенная, она не достигла желаемого, она его не покорила, проиграла, не реализовалась, очередной взрослый ее отверг, а значит – она и правда никчемная. Она не хочет быть никчемной, поэтому в этой войне после проигранной битвы она не признает поражение и идет дальше, а организовывает масштабтную контратаку. Она не может быть никчемной, а значит кто никчемный – он. И если он не согласен, она сделает все, чтобы у него не было возможности думать иначе. Она его раздавит.
Чем думал Джонатан? Явно не головой
А почему на выпускницу повелся взрослый препод?
- Нереализованность в браке. Жена его не уважает, смеется над ним, не считает его писателем, унижает, да и секса у них тоже нет.
- Сделала ли что-то Кайра, чтобы его соблазнить? Да нет, она была собой. Важным фактором для него было то, что она возвысила его как писателя, когда он и все вокруг разочаровались в нем. Она восхваляет его творчество, выделяет, одобряет личное отношение, проявляет интерес, выучивает его стихотворение наизусть.
Джонатан находит в Кайре наконец родственную душу. Но, знаете, у меня есть теория, что взрослые мужчины, которые искренно находят родственную душу в ребенке, коим Кайра и является, обладают эмоциональным интеллектом равным этому ребенку. Потому что эмоциональный интеллект, переживший много социально-экономического и психологического опыта, не дал бы ему увидеть в ребенке-студенте хоть сколько-нибудь интересного человека.
Вот вам, миллениалы, интересно разговаривать с поколением альфа? Я зиллениал, я уже еле-еле понимаю зумеров, и уж тем более мне неинтересно говорить с людьми, у которых из проблем: мама не дала денег на костюм в роблоксе, и училка наорала за несделанную домашку, когда я мечтаю о выходном и разбираюсь с управляющей компанией за выставленный счет по КУ. Был у меня как-то опыт работы с девочкой младше меня, которая с открытым ртом слушала мои мини-лекции о таких вещах, которые мне и моим подругам очевидны. Ну нет интереса.
Нельзя опустить момент того, что его коллега также нормализовал отступление от морали, как подруга для Кайры. Однако это не причина, а лишь катализатор того, чтобы он нормализовал отказ от морали, ведь все так делают.
Знаете, все больше мне этот фильм напоминает "Анну Каренину":
- Схема грехопадения
- Отношения, осуждаемые обществом
- Все грешат, но знают границы
- Все грешат, но не распространяются об этом, поэтому главная пара порицаема обществом
Главный мотиватор отказа — страх
При пересмотре сцены с эссе, я увидела корреляцию фантазии и реальных сцен из их жизни, то есть что он представлял, читая текст. То есть в своей голове он представлял ее.
Своей реакцией (вы поняли, о чём я) Джонатан спугнул сам себя. Он увидел, насколько далеко он уже зашел в своем воображении, и это его ужаснуло. Его отторжение — это паническая попытка отторгнуть часть самого себя, свою собственную похоть, которую ему так наглядно предъявили. Он обрубает все не потому, что он моралист, а потому, что он трус, испугавшийся последствий собственных желаний.
После разоблачения он постоянно говорит, что он хороший человек, он же ничего не сделал:
- Это подтверждает его инфантильную позицию, о которой я говорила ранее;
- Он не может себе позволить быть ничтожеством. Если он виноват, значит он плохой человек, значит Кайра права;
- Он ведом исключительно собственным страхом.
Честно, мне кажется, что Кайра своим эссе его просто спугнула. Если бы она медленно это делала, то он бы не смог сдержаться, к тому моменту она бы его уже крепко держала за… горло. А тут он как бы выпускает пар и сразу приходит в себя: «Серьезный материал для ребенка».
Кайра обвиняет Джонатана в том, что он посредственный – это его неосознанный страх, что он не реализовался, что он ничтожество. Она легко указывает на это, потому что это и ее страх, который она озвучила в самом начале. И как раз, чтобы самой не быть ничтожеством, она его тыкает в его посредственность. Джонатан не готов на необычные отношения, выходящие за рамки нормы, в ее понимании это подтверждает его жалкую натуру, которая не готова сделать ничего выдающегося.
Джонатан же считает, что поступил правильно. И это так и есть, но. Он должен был обрубить это до поцелуя, а не идти ей навстречу. Она ему понравилась, он с первой встречи из-за прочитанной эротики и разговора с тренером начал ее представлять в сексуальном плане, чего не должно быть, потому что она ребенок. Он мог радоваться особенному отношению и отвечать ей тем же, но в рамках учебного процесса. Не входить в ее физическое пространство, когда он понял, что она к нему испытывает интерес. Он взрослый и это он должен был присечь такие отношения. Он дал ей не просто надежду, он дал ей подтверждение его чувств к ней, дал разрешение своим поцелуем.
Можно ли его осудить за то, что он испытывал к ней сексуальный интерес, но не реализовал его? От мысли до действия – один шаг, который он в своей голове уже совершил. Поэтому да, можно осудить.
Жертва он или злодей? Заслужил ли Джонатан судебное дело над ним, которое похоронит его жизнь? Нет, не заслужил, потому что все-таки он остановился, но он точно не жертва. Он дал этим чувствам развиться, дал ей надежду, дал ей понять, что чувства взаимны, а потом не просто мягко отказал ей, а оттолкнул, боясь последствий. Поэтому и пожал их.
Как стоило выйти из этой ситуации?
В ситуации отношения "взрослый-ребенок", ответственность на себя должен взять взрослый.
Его реакция: "Лучшая защита – это нападение". Он из страха за последствия напал на Кайру, унизил и отверг, не заботясь о ее чувствах.
- Вместо отрицания, ему надо было признать случившееся как свою ошибку, он несет ответственность: «Я совершил непростительную ошибку. Я, как твой преподаватель, переступил все границы, и вина за это лежит только на мне»;
- Признание ее чувств как нормальных, что она не виновата в том, что произошло, потому что это он дал их отношениям зайти слишком далеко: «Твои чувства реальны и важны. То, что мы испытываем друг ко другу, абсолютно нормально. Любовь зла»;
- Указание на то, что она ребенок – лишь злит ее сильнее. Обращение внимания вместо возраста, на их роли: «Проблема не в том, что ты молода. Проблема в том, что я — твой наставник. Моя работа — помогать тебе расти, а не использовать твою уязвимость. Любые отношения между нами будут эксплуататорскими по своей сути, потому что я занимаю позицию власти. И я не хочу с тобой так поступать»;
- Кайра считает их отношения особенными, неординарными, будто они герои романа. Комплиментарный отказ и перенос на заботу а ней, а не страхе за себя: «Ты невероятно талантлива, умна и перспективна. Твое эссе — гениально. Если мы продолжим, весь твой талант, все твое будущее в литературе будут сведены к сплетням о "девушке Миллера". Ты заслуживаешь большего, чем быть чьей-то тайной любовницей. И я обязан защитить твое будущее, даже если это значит поступиться с моими собственными чувствами»
Но для этого Джонатану нужно было мужество признать свою ошибку, честность с самим собой и желание позаботиться о Кайре.
Что значит быть "взрослой"?
«Юность содрали как кожу» – так и есть. Юность – жизнь в своих фантазиях, а отказав ей, Джонатан разрушил ее фантазии, показал ей реальность – сделал ее взрослой.
Могу лишь поздравить и надеяться, что впредь она не будет мешать фантазии и жизнь.