Найти в Дзене
Smooth & Quiet fragrances

И все же, ароматы "нюхают" или "слушают"?

В парфюмерном сообществе считается правильным говорить "слушать аромат/парфюм". Но причём тут слух, если запахи мы воспринимаем с помощью обоняния?  Итак, аромат — это сложная структура, которая раскрывается постепенно, как симфония. Для того, чтобы понять парфюм, нужно услышать его ноты (компоненты), почувствовать их взаимодействие и эмоциональное воздействие.  За восприятие ароматов отвечают обонятельные рецепторы. Однако аромат человек ощущает и чувствует.  Не нюхает, ведь запахи — свойство химических процессов, а не объект.   Связь между звуками и ароматами действительно есть, пускай, на первый взгляд, её можно не заметить.  Первым заметил эту самую связь Джордж Уильям Септимус Пьесс — английский химик и парфюмер, совладелец парфюмерного дома Piesse and Lubin, который создал одни из самых популярных ароматов своего времени, а также автор новаторского подхода к теории запахов и соответствия ощущений. Опираясь на свои знания физики Пьесс решил разработать "научную теорию запах

Жан Клод Эллена (Фото из интернета)
Жан Клод Эллена (Фото из интернета)

В парфюмерном сообществе считается правильным говорить "слушать аромат/парфюм".

Но причём тут слух, если запахи мы воспринимаем с помощью обоняния? 

Итак, аромат — это сложная структура, которая раскрывается постепенно, как симфония. Для того, чтобы понять парфюм, нужно услышать его ноты (компоненты), почувствовать их взаимодействие и эмоциональное воздействие. 

За восприятие ароматов отвечают обонятельные рецепторы. Однако аромат человек ощущает и чувствует. 

Не нюхает, ведь запахи — свойство химических процессов, а не объект.  

Связь между звуками и ароматами действительно есть, пускай, на первый взгляд, её можно не заметить. 

Первым заметил эту самую связь Джордж Уильям Септимус Пьесс — английский химик и парфюмер, совладелец парфюмерного дома Piesse and Lubin, который создал одни из самых популярных ароматов своего времени, а также автор новаторского подхода к теории запахов и соответствия ощущений.

Опираясь на свои знания физики Пьесс решил разработать "научную теорию запаха". 

Он был убеждён в том, что любая материя обладает волновой природой, подобно звуку, поэтому, если в среде есть достаточное количество душистых веществ, это относится и к запахам и подчиняется таким же принципам гармонии, как в музыке.

Кстати, именно Пьесс впервые применил термины "нота" (отдельный запах, который составляет композицию аромата) и "аккорд" (гармоничное сочетание нескольких ароматических нот) по отношению к запахам. Также, с его подачи, в основе всех аромакомпозиций стали выделять три категории аккордов: верхние ноты; 

сердечные или средние ноты; базовые, нижние ноты или ноты шлейфа.

Заслуга Пьесса велика, ведь он расширил обонятельный лексикон, благодаря чему мы имеем возможность точнее передать ощущения от аромата, более образно и выразительно. 

Позднее, французский писатель Жорис-Карл Гюисманс первым применил музыкальный термин "парфюмерный оргАн", который вошел в профессиональную терминологию.

Современная парфюмерия гораздо разнообразнее той, что была раньше, да и наше представление об эстетике ароматов изменилось. 

Парфюм — это уже не просто функциональная вещь, которая позволяет приятно пахнуть, а объект чувственности. 

Мы давно используем язык музыки для описания ароматов, так как аромат и звук — формы вибрации. 

Но если обратим внимание на лексическое значение слов, то согласно словарю Даля слово "слушать" значит обращать, направлять слух на какие-либо звуки, чтобы услышать; а слово "нюхать" — стараться услышать запах носом.

И в профессиональной, и в разговорной речи допустимы оба варианта, нет понятия "неправильно".

Аромат можно и слушать, и чувствовать, и нюхать — все зависит от контекста и точки зрения.