Найти в Дзене
Миллиард Татар

Дэрдменд: 10 фактов из жизни семьи поэта Закира Рамиева

Оглавление

Коллеги из журнала «Безнең мирас» к 165 летию со дня рождения общественного деятеля и поэта Закира Рамиева – Дэрдменда опубликовали важный материал о новых фактах из жизни семьи известных российских промышленников. «Миллиард.Татар» публикует перевод с татарского для наших читателей.

Известные российские промышленники Шакир и Закир Рамиевы - представители высшего круга татарской интеллигенции. Ахметхади Максуди, оценивая события конца XIX века, писал: «Шакир Рамиев в России был из образованных купцов, одним из первых пришедших к прогрессивному мышлению».

Представители рода Рамиевых участвовали в церемониях коронации императоров

Рамиевы, владельцы золотодобывающих предприятий на Урале, участвовали в событиях на высоком государственном уровне. Одни входили в малочисленную группу мусульман, удостоенных чести присутствовать на церемониях коронации российских императоров. Так, в 1881 году при коронации императора Александра Третьего среди гостей было несколько мусульман во главе с муфтием Салимгареем Тевкелевым, в их числе - отец братьев Рамиевых, хаджи Мухамматсадык Рамиев. А в 1884 году, на церемонии инаугурации императора Николая II, вместе с муфтием Мухамедьяром Султановым, крымским мурзой Исмаилом Гаспринским и другими представителями мусульманских народов участвовал в церемонии и Шакир Рамиев.

Еще в 80-х годах ХIХ века Рамиевы предпринимают попытки издавать газету

Братья Рамиевы переживали о судьбе нации, желали ей процветания, много сил вкладывали в поддержку ее развития. В бывшей Оренбургской губернии на местах расположения своих золотых приисков они строили мечети, открывали медресе, содержали их. Братья также входили в группу попечителей медресе знаменитых купцов Хусаиновых. Еще в конце 80-х годов XIX столетия они предпринимали попытки открыть газету на татарском языке (первая татарская газеты “Нур” начала выходить в сентябре 1905 года - ред.). В переписке будущего поэта Дэрдменда с братом в период проживания в Турции в 1880-1881 годах видим строки: “Чтобы татарская нация воспряла, необходимо создать его собственную прессу”. Спустя некоторое время после возвращения Закира из Турции, они с такой просьбой обращаются к властям. Однако их просьба была отклонена, потому что в то время к татарам, считающимся коренным народом России, отношение было негативное. В то же время относительно недавно “принятым в Россию” “тюрко-татарам” Средней Азии и Кавказа такая возможность создается. С 1870 года в Ташкенте на казахском и узбекском языках начинает издаваться еженедельная газета «Төркестан вилаяте гәҗите», с 1873 года в Баку на азербайджанском языке - газета «Игенче».

Несколько поколений предков Дэрдменда жили в деревнях нынешнего Сармановского района

Известно, что родословная Рамиевых исходит к временам Казанского ханства, а также то, что несколько поколений их предков жили в деревнях, которые сейчас входят в Сармановский район Татарстана. Бывает так, что некоторые чиновники, при упоминании места рождения Рамиевых, оправдываются, мол, они не имеют отношения к Татарстану. Отдельные историки же пишут, что эти мурзы на земли, пролегающие между реками Зай и Шешма, граничащие с Ногайской Ордой, отправлялись с определенной целью. На основе царского указа 1724 года, вельможи и мурзы бывшего ханства были понижены до статуса «ясачный татарин». В простом народе их стали называть «лапотными мурзами». Эти бывшие мурзы были обязаны строить новые деревни на территории нынешнего Сармановского района, укреплять границу (в исторических документах имеется формулировка: «Направлены для укрепления засечной черты»).

О том, какие семьи на какие территории были переселены, можно узнать в “Ревизских сказках” - документах переписи населения, которые велись в России с времен правления Петра I. Информация о представителях рода Рамиевых внесена в документы, относящиеся к территориям Зюрейской дороги (Закамье Казанской губернии). В документах как первый переселенец из рода Рамиевых, прибывший на эти земли в качестве податного крестьянина, указан человек по имени Урманай. Этот же мурза “Урманай” упоминается и в произведении “Асар” (1900) Ризаэтдина Фахретдина. В то же время в некоторых архивных документах он упоминается по имени “Урман”. Имя немного необычное. Возможно, изначально это было имя “Курманай”, а при записи в “Ревизских сказках” оно было искажено и записано как «Урман-Урманай». На тех же записях имя его отца тоже приводится в виде фамилии: «Урман Капкаев». Значит, это был “Урман, сын Капкая”. Да, в те времена имя отца использовалось в качестве фамилии. Фамилия не передавалась от поколения к поколению, как это делается сейчас.

«Чабаталы мурзалар – лапотные мурзы»

В книге Ризаэтдина Фахретдина “Асар” и в “Родословной Рамиевых”, опубликованной в номере журнала “Шура” от 1913 года, потомком Урмана указан Рахимкул: «Урман улы Рәхимкол». Он же встречается и в “Ревизских сказках” тех лет. Но в то же время в отдельных документах это имя встречается также и в виде «Рямай Урманов». Некоторые современные ученые, на основе этих документов, иногда приходят к мнению, что фамилия Рамиевых связана с этой личностью, потому что в те времена у ясачных татар фамилии были привязаны только к отцовскому имени. Я и сам приходил к такому заключению. Примечательно, что в родословной мурз Дашковых, выдавших двух своих дочерей за представителей родов мурз Рамиевых, Чанышевых, имя сына Урмана Капкаева также приводится как «Рямай». А Ризаэтдин хазрат Фахретдин, и родственник тех же Рамиевых, писатель советского времени Исмагил ага Рамиев написали, что эта фамилия идет от деда Урмана-Урманая мурзы - Рами мурзы. И, кажется, в их суждениях тоже есть правда…

Рита Римовна Дашкова - ученая из рода мурз Дашкина-Дашковых, к которым также принадлежала мать Дэрдменда, основываясь на документах, сохранившихся в архивах Башкортостана, в своем материале, посвященном этой личности, называет его «Рямай Урманов» (приводит формулировку, записанную в архивных документах: «Рямай Урманов, ясачный татарин деревни Кашеровой Казанского уезда Зюрейской дороги»). Она пишет, что его дочь Гулейша Рямаева была выдана замуж за человека местной деревни Тирес Усман Амира Ахметова. (РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 3797, 206 с.) Эти две деревни входят в нынешний Сармановский район. В “Ревизской сказке” 1762 года зафиксировано, что отец этого “Рямая” Урманай Капкаев с семьей проживал в соседней деревне Средний Кашир. (Указания на архивные записи по этому поводу приводятся также у ученого из Башкортостана Руслана Масагутова и он также предполагает, что фамилия Рамиевых последнего периода, скорее всего, идет от Рямая Урманова).

В “Ревизской сказке” 1748 года по Зюрейской дороге указано, что Рямаю Капкаеву 85 лет, а в таком же документе 1749 года упоминается, что его уже нет в живых. Значит, Урманай мурза был 1663 года рождения. В материалах переписей тех лет также указаны члены его семьи. Имя интересующего нас сына в некоторых документах приводится как «Раманкул», в других - «Ряманкол». В этом же списке упомянуто, что у Урманая был сын Рекей, который в 25-летнем возрасте принял христианскую веру. Ученые пишут, что при крещении он взял имя Михаил Григорьев.

-2

Согласно историческим документам, “Раманкол” в 1756 году умер в деревне Средний Кашир. К тому моменту деревня уже входила в недавно образованный Уфимский уезд Казанской губернии. У Рахманкула было 2 сына, одному из них - Исмагилу, к моменту смерти отца было примерно 10 лет, говорится в записях “Ревизских сказок”. Получается, он родился в 1745/1746 годах. В другом документе упоминается, что он умер в 1801 году. Исмагил - отец Габдулкарима, который, в свою очередь, является дедушкой Шакира и Закира Рамиевых. Исмагил чаще упоминается как торговец.

В то же время, видимо, при помощи родного брата Салима ахуна, он некоторое время служил муллой в деревне, о чем тоже есть записи. Салим же в некоторых документах указан как младший брат Исмагила 1748 года рождения, в других - как брат, который старше него на восемь-девять лет. Например, в родословной, составленной Ризаэтдином Фахретдином, указано, что родился он в середине 30-х годов XVIII столетия. После смерти отца они исчезают из списка деревни Старый Кашир, пишет ученый Руслан Масагутов. В то же время в другой деревне этой местности в списке другой семьи эти дети появляются, отмечает он. Ученый приходит к мнению, что младший брат Исмагила Салим родился сразу после Второй ревизии по Уфимскому уезду 1748 года. В списке, зарегистрированном после выхода замуж их матери в другую деревню, записано также, что “Смаилу Рямаеву – 19, Салиму – 15 лет». Значит, Салим младше своего брата на четыре года - он родился в 1749/1750 годах. В источниках ХIХ века по Стерлитамакскому уезду сообщается о смерти многодетного ахуна того уезда Салима Рамиева в 1819 году. В родословной, составленной Ризаэтдином хазратом, указана та же дата.

Салим ахун жил в Сеитовской слободе в Оренбурге

Итак, сын Рахимкула Урманова Исмагил - отец дедушки Шакира и Закира Рамиевых - Габдулкарима Рамиева (1774-1851). Еще один сын Рахимкула Урманова - Салим ахун - тоже дал начало многочисленному роду, среди представителей которого - поэт Сагит Рамиев, журналист Исмагил Рамиев. Салим, после окончания медресе в близлежащем селе Тайсуганово, уезжает для продолжения образования в одно из сел в окрестностях Оренбурга. Есть данные о том, что он проживал в Сеитовской слободе - специально созданным правительством поселении татарских купцов, направленных в эти края для налаживания торговых связей с государствами Средней Азии. В эту группу татарских купцов, количество которых составляло примерно 200 человек, входил также и Салим Рамиев. Жителям Сеитовской слободы предоставлялись некоторые льготы и свободы. Также татарам было разрешено строить мечети, открывать медресе. Все это делалось в годы правления Елизаветы Петровны. (Сеитовская слобода позже вошла в состав села Татарская Каргала, находится в Сакмарском районе Оренбургской области - ред.).

Первую мечеть в поселении открыл дед будущего поэта Абульманиха Каргалый. Медресе при этой мечети считалась особенно престижной. К преподаванию в медресе привлекали специалистов из разных регионов. Среди них был известный во всем Кавказе Мухамммад бине Аль-Дагестани. (Сведения об этом вошли в книгу Шигабутдина Марджани «Казан вә Болгар хәлләре турында...»). Возможно, Салим Рамиев тоже учился в этом медресе, потому что среди его учителей упоминается этот преподаватель из Дагестана.

Исмагил и Салим занимались торговлей

Исмагил и Салим Рамиевы были известны как успешные предприниматели. Татарским купцам Сеитовской слободы было дано право организовать торговые караваны в Среднюю Азию. По некоторым источникам, Исмагил и Салим Рамиевы также состояли в этой организации. Так, в документах по итогам пятой переписи 1795 года по Уфимскому уезду Казанской губернии указывается, что в группе татарских купцов в Сеитовской слободе состояли и ясачные татары Исмагил и Салим Рамиевы. В этом же списке сказано, что у 55-летнего «Исмаиля Рямаева» был 26-летний сын Габдулкарим (архив РБ, фонд И-138, оп. 2, дело 53, стр. 437). В другой записи говорится, что входящему в список торговцев Сеитовской слободы «ясачному татарину Салиму Рямаеву 47 лет» (Госархив Оренбургской области, ф. 98, оп. 2, дело 4, стр. 336). В документе о назначении Салима Рамиева в 1780 году на должность муллы также есть пометка “бывший торговец”.

Салим Рамиев - первый имам вновь построенного города Стерлитамак

После указа императрицы Екатерины в срочном порядке был построен город Стерлитамак. В 1781 году он официально был признан городом. А в 1780 году завершено строительство первой мечети. Видимо, по решению Духовного управления мусульман, которое также было образовано во времена Екатерины и располагалось в Оренбургской области, первым имамом этой мечети был назначен Салим Рамиев.

Мечети также появляются в деревнях, строившихся в те же годы в окрестностях Стерлитамака. Видимо, Салим мулла очень активно участвовал в выборе имамов в эти мечети, по крайней мере, есть основания полагать, что он не мог не принять участие в выборе имама в мечеть ближайшего к Стерлитамаку села Зирган (ныне Мелеузовский район Башкортостана - ред.), поскольку первым имамом этого села указан брат Салима Исмагил.

-3

Дед Рамиевых Габдулкарим окончил Тайсугановское медресе

Село Тайсуганово в настоящее время входит в Альметьевский район Татарстана. Медресе села Тайсуганово Шигабутдин Марджани упоминает как самое известное учебное заведение края. Возможно, основали медресе те же представители высшего сословия, отправленные на эти земли. Отметим, что Тайсуганово с 1850-х годах находилось в составе Бугульминского уезда Самарской губернии. Дед Шакира и Закира Рамиевых Габдулкарим (1774-1851) тоже выпускник этого медресе. Его сыновья - будущие муллы - тоже учились там. Поэтому в своем основном труде, посвященном Дэрдменду, Рамиевых того времени я также назвал «выходцами из Тайсуганово».

Габдулькарим, после завершения учебы в медресе, примерно 1 год исполнял обязанности муллы в соседней деревне, затем в самом Тайсуганово, сообщается в записях того времени.

С конца 1770-х годов Рамиевы постепенно начинают перемещаться в сторону реки Агидель (Белая). Таким образом, образованный род Рамиевых обосновывается на территории современного Башкортостана. Со временем Габдулкарима тоже назначили имамом села Зирган, где, как мы помним, имамом до этого служил его отец Исмагил. Спустя несколько лет третий сын Габдулкарима Бахтигарай приступит к исполнению обязанностей муллы в очередной мечети города Стерлитамака. В еще одной записи сообщается, что он также какое-то время выполнял обязанности муллы в селе Зирган. Как рассказывал мне журналист Исмагил Рамиев, Габдулкарим мулла вскоре оставил свою должность и вернулся к торговым делам, а выполнять обязанности имама оставил одного из сыновей. Возможно, тот же Бахтигарай некоторое время был муллой в селе Зирган. Действительно, в роду Рамиевых мужчины имели как способности к торговле, так и образованию и духовному служению. Среди потомков Исмагила Рамиева, так и Салима Рамиева, было много тех, кто достигал успехов на том и другом поприще.

Об этом же пишет Рита Дашкова, ознакомившись с документами из архивов образовавшейся в 1740 году Оренбургской губернии и появившегося в связи с ней Духовного управления мусульман в Башкортостане (фонд И-295 и И-138). Говоря о потомках братьев Исмагила и Салима Рамиевых, она отмечает: «В местах проживания в деревнях и городах представителей семей и потомков этих двух братьев, среди совершивших добрые дела имамов, и среди торговцев фамилию Рамиевых встречаешь часто”.

Мухамматсадык был и имамом, и купцом

В изученных мной материалах я не нашел полной информации о сыне Габдулкарима 1829 года рождения Мухамматсадыке. Жители села Зирган помнят, что он после переезда из Сармановского района сначала был имамом, затем за короткое время стал одним из ведущих купцов в регионе. Однако сколько времени служил он имамом - сказать не смогли. Один из самых состоятельных людей своего времени Мухамматсадык Рамиев - отец Шакира и Закира Рамиевых. В марте 1850 года он женился на Ханифе - дочери знаменитого мурзы Альмухаммада Дашкова, проживающего в селе Явыш Стерлитамакского уезда. Шакир и Закир были воспитаны образованной матерью. В родословной Дашковых указано, что в этой семье родились пять детей, названы их имена. В родословной, составленной Ризаэтдином хазратом Фархетдином, присутствуют только два сына - Шакир и Закир. В деревне Юлук мы обнаружили могилу еще одного ребенка этой семьи, мальчика, который умер в юном возрасте. Видимо, другие два ребенка умерли еще в годы, когда семья жила в Зиргане.

Трудолюбивый и энергичный коммерсант Мухамматсадык Рамиев вел активную торговлю, ездил на ярмарки в Оренбург, находившийся в примерно ста километрах от Зиргана. Старался не пропускать и весенние ярмарки в селе Юлук, куда привозили элитные товары из Средней Азии. В середине того же века отдельным личностям было разрешено наладить добычу золота из недр земли. Когда в окрестностях Орского уезда начался аңиотаж вокруг золотодобычи, Мухамматсадык загорается желанием заняться этим делом. Спустя немного времени его семья переезжает в село Юлук, поблизости которого открывались золотые прииски. Жителями этого села тоже были татары, когда-то отправленные из Заказанья для выполнения ямской (почтовой) службы между городами Стерлитамак, Орск и Оренбург. В этом селе шла истинно татарская жизнь. На момент переезда в село Закиру было примерно 3 года. Значит, еще в маленьком возрасте он попал в среду, корнями исходящую к Казани и современному Татарстану.

Мухамматсадык - владелец двух десятков золотых приисков

Мухамматсадык выкупает золотой прииск у русского коммерсанта, который в паре мест наткнулся на золотые жилы, однако не смог добиться большого успеха в этом деле. Этот прииск находился в примерно 80 километрах от села Юлук. Получив некоторую прибыль от одного прииска, Мухамматсадык покупает на имя жены еще один, и начинает ездить между двумя-тремя деревнями. Таким образом, к моменту смерти он уже был владельцем около двадцати приисков на данной местности. Оставив свои прииски сыновьям Шакиру и Закиру, он покидает этот мир. На кладбище села Юлук до сих пор стоят надмогильные камни Мухамматсадыка и Ханифы Рамиевых, а также их рано умершего сына.

На камне Мухамматсадыка написано: «Скончался 22 апреля 1892 года в возрасте 63 лет». Его жена Ханифа умерла спустя 4 года, в марте 1896 года. В центре этого же села сохранилась мечеть, построенная семьей Рамиевых.

Закир и Шакир Рамиевы успешно продолжают дело отца, удвоив количество золотых приисков, благодаря знаниям, трудолюбию и продуманному ведению бизнеса.

АвторЛирон Хамидуллин
«Наше наследие». – 2025. – №7. – Б. 55-61.

Источник материала: beznenmiras.ru

Подробнее: https://milliard.tatar/news/derdmend-10-faktov-iz-zizni-semi-poeta-zakira-ramieva-8453