Когда мы вспоминаем о советском колхозе, на ум приходят образы золотых полей, стук комбайнов и лица тружеников. Но была у этой громадной сельскохозяйственной индустрии и своя кровеносная система — автомобили. Без этих верных, неприхотливых «работяг» жизнь в деревне замерла бы на день. Они были не просто техникой, а неотъемлемой частью жизни и трудового процесса. Представляем галерею легенд, без которых колхоз просто не мог «дышать».
ГАЗ-51: Трудяга-первопроходец
ГАЗ-51 был основным грузовым автомобилем на любой случай жизни в колхозе. Если колхоз это огромный организм, то по его венам протекало бы топливо для этого грузовика, ставшего символом возрождения сёл. Он использовался для перевозки зерна с тока, на нём доставляли удобрения прямиком на поля, буксировали прицепы , а порой в кузове перевозили работников на поля.
Без него не мог обойтись ни один колхоз. Простой в обслуживании и ремонте, а выносливость как у титана. Отремонтировать ГАЗ-51 мог любой механизатор, а двигатель работал на любом, даже низкокачественном топливе. В 50-60-х года все хозяйства держались на этой рабочей лошадке.
ЗИЛ-130: Элегантный силач
В 60-е годы в колхозах стал появляться ЗИЛ-130, который по-прежнему считается легендарным грузовым автомобилем. Его кабиной восхищались, она выглядела как нос корабля с этими ярко-оранжевыми фарами. Любой шофёр, которому довелось в СССР сесть за руль этого грузовика, был горд собой.
При помощи ЗИЛ-130 перевозили в цистернах молоко от доярок и на заводы, поставляли зерно на элеваторы и ток, а также перевозили скот. Благодаря его грузоподъёмности и скорости, задачи выполнялись беспрепятственно. По временам СССР его кабина считалась очень комфортной, с мягкими сидениями и прочими удобствами, что позволяло отправляться на дальние рейсы. Многие ЗИЛы связывали деревни и города.
ГАЗ-53: Универсальный солдат
Но главным грузовиком для развоза чего угодно считался ГАЗ-53. Это лидер по популярности в колхозах и сёлах. Если ЗИЛ-130 использовали больше для поездок на большие дистанции, то ГАЗ-53 задействовали для внутренних перевозок. К примеру, на нём развозили по фермам корма, доставляли сено, ездили за крупными запчастями, а иногда перевозили бригады рабочих прямо в кузове.
Универсальный и манёвренный, он был намного проворнее ЗИЛа. Это позволяло беспрепятственно передвигаться по просёлочным дорогам и заезжать во дворы. Он никогда не ломался, потому что его быстро ремонтировали механизаторы. Простая конструкция, но очень надёжная.
КАМАЗ: Царь-грузовик
Когда в 70-е годы колхозы стали получать КАМАЗы, многие выдохнули с облегчением. Ведь это не простая грузовая машина, а гигант, с которым можно было покорить целый мир. Самосвалы КАМАЗ использовались во время уборки урожая на полях, вывозили тонны зерна прямо из-под бункера комбайнов. Тягачи занимались буксировкой тяжёлых прицепов, а бортовые машины не боялись принимать на борт рекордные в те времена по массе грузы.
Мощный двигатель и нереальная проходимость делали КАМАЗ удобным для колхозов. Он не боялся никакого бездорожья, даже во время плохих погодных условий, а ведь такие не являлись редкостью в сёлах.
УАЗик: Вездеход-спасатель
Для любых срочных дел в колхозах использовали УАЗ-469, который помогал решать быстрые задачи. Например, на нём передвигались главы колхозов, поставляли зоотехнику прямиком на пастбища и фермы, он развозил больных и врачей, а также мог проехать там, куда не полез бы ни один грузовик.
Во времена СССР УАЗ и правда считали легендарным автомобилем и вездеходом. Скорая помощь, такси, полиция, машина для начальства – он был одним на все эти нужды советских граждан в колхозах.
Мотоцикл ИЖ: Конь-горбунок для механизатора
Механизаторы и бригадиры часто имели в своём пользовании мотоциклы ИЖ «Планета» или «Юпитер». Чтобы не тратить время на долгу дорогу, они прыгали за руль этих «рабочих коньков» и объезжали всю территорию, устанавливая новые задачи и проверяя уже выполненные. Примчать на срочный вызов или доехать до сломавшегося в поле агрегата – самый простой вариант это использовать ИЖ.
Быстрый, мобильный и экономичный в плане топлива и времени. Он был незаменимым инструментом в руках любого сельского жителя.
«Запорожец»: Народный малолитражный труженик
«Горбатый» и «ушастый» ЗАЗ-965 или ЗАЗ-968 тоже часто появлялись у жителей колхозов и работников. На них в основном перемещались бухгалтера, заведующие фермами и агрономы. Многие специалисты для рабочих целей использовали «Запорожец» и он считался служебной машиной в колхозах.
Он был простым, как молоток, и таким же надёжным. Его ремонт не требовал огромных затрат и даже некоторые сотрудники могли позволить себе его в личное пользование.
Все эти транспортные средства стали неотъемлемой частью большой истории СССР. Когда вспоминаешь о них, о том, какие задачи они выполняли, на душе становится теплее. Они не просто помогали колхозу «дышать» — они были его легкими и мышцами, его стальным остовом, вынесшим на себе тяжесть десятилетий. И пока на дорогах еще можно встретить эти легенды, жива и память о той эпохе.