Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Обзор фильма "Отступники". Гангстерские нулевые от Мартина Скорсезе.

Имя Мартина Скорсезе плотно связано с криминальным кино, Нью-Йорком и жанровым разнообразием. Если копнуть чуть глубже, то сразу становятся видны крайне важные для режиссера религиозные мотивы, а также отношения мужчины и женщины. Сочетание Мадонны и блудницы в одной фигуре было значимым образом для режиссера, выросшего в крайне религиозной католической среде. Смесь неблагополучного окружения итало-американских кварталов, церковных догм и черно-белого телевидения породила режиссера, равных которому едва ли можно найти в актуальном временном отрезке. Скорсезе стал глыбой, которому, кажется, по плечу любой материал. Последние две его картины хвастаются исполинским хронометражом в три с половиной часа и остаются при этом глубоко авторскими произведениями. Мартин Скорсезе оказался чуть ли не единственным, кому переход на стриминговые сервисы пошел на пользу. Освобожденный от кинотеатральных ограничений по времени он наконец-то начал создавать картины в том виде, в котором задумывал их, не

Имя Мартина Скорсезе плотно связано с криминальным кино, Нью-Йорком и жанровым разнообразием. Если копнуть чуть глубже, то сразу становятся видны крайне важные для режиссера религиозные мотивы, а также отношения мужчины и женщины. Сочетание Мадонны и блудницы в одной фигуре было значимым образом для режиссера, выросшего в крайне религиозной католической среде. Смесь неблагополучного окружения итало-американских кварталов, церковных догм и черно-белого телевидения породила режиссера, равных которому едва ли можно найти в актуальном временном отрезке. Скорсезе стал глыбой, которому, кажется, по плечу любой материал. Последние две его картины хвастаются исполинским хронометражом в три с половиной часа и остаются при этом глубоко авторскими произведениями.

Мартин Скорсезе оказался чуть ли не единственным, кому переход на стриминговые сервисы пошел на пользу. Освобожденный от кинотеатральных ограничений по времени он наконец-то начал создавать картины в том виде, в котором задумывал их, не обращая внимания на необходимость сократить продолжительность ради большего количества сеансов в день. Удивительно, как при такой внушительной и разнообразной фильмографии у мастера всего один режиссерский «Оскар». В 2006 году вышла картина, которую режиссер создавал без всяких надежд на наградной сезон. Скорсезе не думал, что такой грязный, неполиткорректный и жесткий фильм как «Отступники» может получить признание критиков и награды, отмечающие его мастерство. В итоге, «Отступники» стали триумфатором церемонии и забрали 4 статуэтки. Фильм получил не только заветный приз за режиссуру, но и за лучший монтаж, адаптированный сценарий, а в конце праздничного вечера было объявлено о победе картины в номинации «Лучший фильм». Так что сегодня мы поговорим о том, почему «Отступники» остаются уникальным образчиком современного гангстерского кино.

-2

Двое выпускников полицейской академии Колин Саливан и Билли Костиган не знают о существовании друг друга, но скоро их судьбы переплетутся так крепко, что распутать этот клубок без кровопролития окажется невозможно. Колин в детстве встретил главу преступной организации Фрэнка Костелло и пошел в полицию, чтобы стать его информатором, а Костиган становится двойным агентом, внедряющимся в группировку Костелло. Мотив двойничества пронизывает всю картину, и регулярные зеркальные отражения и сценарные рифмы уплотняют повествование, напрямую сталкивая очень разных персонажей. Являясь вольным ремейком гонконгского триллера «Двойная рокировка», «Отступники» остаются весьма самостоятельно картиной, держащейся особняком от оригинала.

-3

Скорсезе в 2006 году был в безупречной творческой форме, но возвращение к гангстерскому жанру после всех предыдущих работ оказалось интересным вызовом для режиссера. К тому же, «Отступники» были картиной о гангстерах, действие которой развивалось в актуальные двухтысячные, а не как в предыдущих работах Мартина, чьим местом действия было стилизованное прошлое. Киноязык Скорсезе безупречно лег на нулевые и впитал в себя часть нового опыта и приемов. Никуда не делись и фирменные для режиссера темы религии и отношений с противоположным полом. Главных героев окружает религиозный контекст. Салливан в детстве был помощником священника, Костиган с Костелло встречают священников, у которых, по словам последнего, есть нездоровое пристрастие к мальчикам, а в пространстве картины регулярно проходят католические похороны.

-4

Накладывает свои особенности и место действия картины. Бостон не самый очевидный претендент на роль фактурного фона в эпическом гангстерском кино, но, как и раньше, Скорсезе глубоко погружается в контекст города и делает его еще одним персонажем фильма. Город разделен на два побережья, одно из которых ассоциируется с респектабельным средним классом, а второе с преступностью и ирландскими группировками. Это еще одна часть того двойничества, которому посвящена вся картина. Костиган вырос в ощущении двойничества: половина его семьи была закоренелыми преступниками, в другая половина зажиточными приличными гражданами. Ему приходилось носить разные маски, общаясь с двумя разными кругами людей на разных берегах, и это оставило след на его восприятии мира. После смерти матери его связь с семьей обрывается окончательно и поиск идентичности героя осложняется вынужденным положением двойного агента.

-5

Скорсезе всегда интересовали женские персонажи. В его картинах они были одновременно соблазнительными и благочестивыми. В дебютной картине режиссера итало-американский католик отказывается продолжать отношения с девушкой, которая подверглась насилию со стороны бывшего парня. Нечестивость, противоречащая концепту святой блудницы, отпугивает героя и становится камнем преткновения в их отношениях. Этот архетип остается очень важным для раннего творчества Скорсезе, потому что его собственные отношения с католической верой никогда не были простыми. У молодого мальчика, воспитанного в строгой религиозной семье, но видящего при этом откроенное насилие на улицах не могло ужиться в голове все то, о чем ему рассказывали в церковно-приходской школе. Со временем образ женщины в творчестве Скорсезе трансформировался, обрастал деталями и контекстом, но все так же оставался безумно важным для режиссера.

-6

В «Отступниках» центральным женским персонажем является психолог Мэдолин Мэдден. Она молодая привлекательная женщина, которая помогает полицейским пережить посттравматический стресс после применения оружия. Ее карьера плотно связана с насилием, и она же становится объектом интереса для двух главных героев. Поначалу она становится партнершей для Саливана, но со временем она начинает видеть трещины в их отношениях. После бурного начала в их сексуальной и романтической жизни появляются проблемы, он все дальше отдаляется от нее и откровенно врет о том, чем занимается. Ее связь с Костиганом тоже едва ли можно назвать здоровой. Он проблемный пациент, которому она сперва позволяет утащить себя на свидание, а после проводит с ним ночь. Для обоих она становится способом утешения и островком безопасности. При этом Костиган не отрекается от нее, узнав, что у нее уже есть связь с другим мужчиной. К финалу именно она становится той, на ком центральная история оставит наиболее явный отпечаток.

-7

Режиссура Скорсезе всегда была тесно связана не только с хитро выстроенными мизансценами и авангардными стилистическими решениями, но и с операторской частью его картин. За долгие годы мастер успел поработать с лучшими операторами-постановщиками и выбор Михаэля Балльхауса на эту роль в «Отступниках» остается безупречным решением. После нескольких совместных картин, этот фильм красиво завершил карьеру оператора в Голливуде, и желание создать наиболее выразительную и визуально насыщенную работу читается в каждом кадре. В «Отступниках» полно безупречных кадров, сложных панорам и эстетических деталей. Мир картины постоянно находится в движении, в его пространства постоянно находятся поводы для силуэтных съемок, дыма и просто необычных операторских решений. В данном контексте нельзя не вспомнить прием, который пронизывает картину целиком. Судьбы главных персонажей обозначаются крестами на втором плане, как это было в фильме «Лицо со шрамом» 1932 года, фанатом которого является Скорсезе.

-8

Меткая фирменная кинематография в сочетании с авангардным монтажом Тельмы Скунмейкер сделали из фильма настоящее произведение визуального искусства. Даже небольшие помарки в склейках и нарочито выразительные переходы создают особенное настроение от просмотра картины. Но все это едва ли было бы таким важным, если бы не впечатляющий основной каст. Леонардо Ди Каприо и Мэтт Деймон уверенно сыграли центральный антагонистичный дуэт. Ди Каприо досталась эмоционально насыщенная роль Костигана, который все глубже погружается во тьму, теряя свою идентичность. Холодный и расчетливый Саливан с блеском был воплощен на экране Деймоном. На второстепенных ролях засветились Мартин Шин, Алек Болдуин и Марк Уолберг. Центральная женская роль досталась Вере Фармиге, и это ее лучшая роль в карьере. Мечущаяся между двумя противопоставленными мужчинами, ее героиня остается очень цельной личностью, которой только предстоит сделать судьбоносный выбор.

-9

Но лучшей частью фильма все равно навсегда останется ее антагонист. Демонический Джек Николсон согласился участвовать в картине только после того, как ему был дан карт-бланш на импровизации. После нескольких комедийных и спокойных ролей Николсон хотел воплотить на экране не просто обычного гангстера, ему хотелось воплотить зло, которое на знает границ. Так что в фильме появились абсолютно великие эпизоды с бросанием кокаина в полуобнаженных девушек и сцена в порнокинотеатре. А на съемки эпизода с разговором с Ди Каприо Николсон принес настоящий пистолет. И все эти безумства вовсе не прихоть, а настоящие необходимые мазки к многослойному портрету Фрэнка Костеллло. Основанный на личности реального гангстера, Фрэнк оказывается невыносимым мерзавцем, чей сволочизм раскрывается все сильнее с каждой новой сценой. Ему чужд кодекс чести, его поступки мотивированы только собственной прихотью, а жестокость едва ли вяжется с более классическим обликом благочестивых преступников в костюмах. Фрэнк преступник, который упивается своим статусом, но при всех безумствах остается крайне умным и изворотливыми криминальным лидером, у которого до самого конца картины всегда есть чем удивить как других персонажей, так и зрителя. Едва ли нашел другой актер, способный воплотить образ Кастелло на экране. Николсон словно одержимый занимается самыми отвязными и злобными вещами, сопровождая все это своей феноменальной пластикой и филигранным чувством сцены. От него невозможно оторвать глаз, и его гибели желаешь больше всего.

-10

«Отступники» стали не только триумфом Скорсезе, но и пощечиной почти всему криминальному кино, которое выходило в то время. Подобный трюк Мартин провернет еще не раз. Его «Ирландец» вообще полностью закроет тему масштабного дорогого гангстерского кино, а «Убийцы цветочной луны» станут исполинским неовестерном, с которым едва ли возможно тягаться. Его искренняя любовь к кино помогла создать режиссеру уникальный и выразительный стиль. Европейские фильмы наряду с японской классикой плотно проникли в творчество Скорсезе, что делает его наименее голливудским из всех мастеров, работающих сейчас с крупными бюджетами на фабрике грез. Смотреть «Отступники» сейчас все так же захватывает дух, как и почти 20 лет назад, его кинематографическая мощь производит неизгладимое впечатление, и оторваться от экрана просто невозможно.