Имя Мартина Скорсезе плотно связано с криминальным кино, Нью-Йорком и жанровым разнообразием. Если копнуть чуть глубже, то сразу становятся видны крайне важные для режиссера религиозные мотивы, а также отношения мужчины и женщины. Сочетание Мадонны и блудницы в одной фигуре было значимым образом для режиссера, выросшего в крайне религиозной католической среде. Смесь неблагополучного окружения итало-американских кварталов, церковных догм и черно-белого телевидения породила режиссера, равных которому едва ли можно найти в актуальном временном отрезке. Скорсезе стал глыбой, которому, кажется, по плечу любой материал. Последние две его картины хвастаются исполинским хронометражом в три с половиной часа и остаются при этом глубоко авторскими произведениями.
Мартин Скорсезе оказался чуть ли не единственным, кому переход на стриминговые сервисы пошел на пользу. Освобожденный от кинотеатральных ограничений по времени он наконец-то начал создавать картины в том виде, в котором задумывал их, не обращая внимания на необходимость сократить продолжительность ради большего количества сеансов в день. Удивительно, как при такой внушительной и разнообразной фильмографии у мастера всего один режиссерский «Оскар». В 2006 году вышла картина, которую режиссер создавал без всяких надежд на наградной сезон. Скорсезе не думал, что такой грязный, неполиткорректный и жесткий фильм как «Отступники» может получить признание критиков и награды, отмечающие его мастерство. В итоге, «Отступники» стали триумфатором церемонии и забрали 4 статуэтки. Фильм получил не только заветный приз за режиссуру, но и за лучший монтаж, адаптированный сценарий, а в конце праздничного вечера было объявлено о победе картины в номинации «Лучший фильм». Так что сегодня мы поговорим о том, почему «Отступники» остаются уникальным образчиком современного гангстерского кино.
Двое выпускников полицейской академии Колин Саливан и Билли Костиган не знают о существовании друг друга, но скоро их судьбы переплетутся так крепко, что распутать этот клубок без кровопролития окажется невозможно. Колин в детстве встретил главу преступной организации Фрэнка Костелло и пошел в полицию, чтобы стать его информатором, а Костиган становится двойным агентом, внедряющимся в группировку Костелло. Мотив двойничества пронизывает всю картину, и регулярные зеркальные отражения и сценарные рифмы уплотняют повествование, напрямую сталкивая очень разных персонажей. Являясь вольным ремейком гонконгского триллера «Двойная рокировка», «Отступники» остаются весьма самостоятельно картиной, держащейся особняком от оригинала.
Скорсезе в 2006 году был в безупречной творческой форме, но возвращение к гангстерскому жанру после всех предыдущих работ оказалось интересным вызовом для режиссера. К тому же, «Отступники» были картиной о гангстерах, действие которой развивалось в актуальные двухтысячные, а не как в предыдущих работах Мартина, чьим местом действия было стилизованное прошлое. Киноязык Скорсезе безупречно лег на нулевые и впитал в себя часть нового опыта и приемов. Никуда не делись и фирменные для режиссера темы религии и отношений с противоположным полом. Главных героев окружает религиозный контекст. Салливан в детстве был помощником священника, Костиган с Костелло встречают священников, у которых, по словам последнего, есть нездоровое пристрастие к мальчикам, а в пространстве картины регулярно проходят католические похороны.
Накладывает свои особенности и место действия картины. Бостон не самый очевидный претендент на роль фактурного фона в эпическом гангстерском кино, но, как и раньше, Скорсезе глубоко погружается в контекст города и делает его еще одним персонажем фильма. Город разделен на два побережья, одно из которых ассоциируется с респектабельным средним классом, а второе с преступностью и ирландскими группировками. Это еще одна часть того двойничества, которому посвящена вся картина. Костиган вырос в ощущении двойничества: половина его семьи была закоренелыми преступниками, в другая половина зажиточными приличными гражданами. Ему приходилось носить разные маски, общаясь с двумя разными кругами людей на разных берегах, и это оставило след на его восприятии мира. После смерти матери его связь с семьей обрывается окончательно и поиск идентичности героя осложняется вынужденным положением двойного агента.
Скорсезе всегда интересовали женские персонажи. В его картинах они были одновременно соблазнительными и благочестивыми. В дебютной картине режиссера итало-американский католик отказывается продолжать отношения с девушкой, которая подверглась насилию со стороны бывшего парня. Нечестивость, противоречащая концепту святой блудницы, отпугивает героя и становится камнем преткновения в их отношениях. Этот архетип остается очень важным для раннего творчества Скорсезе, потому что его собственные отношения с католической верой никогда не были простыми. У молодого мальчика, воспитанного в строгой религиозной семье, но видящего при этом откроенное насилие на улицах не могло ужиться в голове все то, о чем ему рассказывали в церковно-приходской школе. Со временем образ женщины в творчестве Скорсезе трансформировался, обрастал деталями и контекстом, но все так же оставался безумно важным для режиссера.
В «Отступниках» центральным женским персонажем является психолог Мэдолин Мэдден. Она молодая привлекательная женщина, которая помогает полицейским пережить посттравматический стресс после применения оружия. Ее карьера плотно связана с насилием, и она же становится объектом интереса для двух главных героев. Поначалу она становится партнершей для Саливана, но со временем она начинает видеть трещины в их отношениях. После бурного начала в их сексуальной и романтической жизни появляются проблемы, он все дальше отдаляется от нее и откровенно врет о том, чем занимается. Ее связь с Костиганом тоже едва ли можно назвать здоровой. Он проблемный пациент, которому она сперва позволяет утащить себя на свидание, а после проводит с ним ночь. Для обоих она становится способом утешения и островком безопасности. При этом Костиган не отрекается от нее, узнав, что у нее уже есть связь с другим мужчиной. К финалу именно она становится той, на ком центральная история оставит наиболее явный отпечаток.
Режиссура Скорсезе всегда была тесно связана не только с хитро выстроенными мизансценами и авангардными стилистическими решениями, но и с операторской частью его картин. За долгие годы мастер успел поработать с лучшими операторами-постановщиками и выбор Михаэля Балльхауса на эту роль в «Отступниках» остается безупречным решением. После нескольких совместных картин, этот фильм красиво завершил карьеру оператора в Голливуде, и желание создать наиболее выразительную и визуально насыщенную работу читается в каждом кадре. В «Отступниках» полно безупречных кадров, сложных панорам и эстетических деталей. Мир картины постоянно находится в движении, в его пространства постоянно находятся поводы для силуэтных съемок, дыма и просто необычных операторских решений. В данном контексте нельзя не вспомнить прием, который пронизывает картину целиком. Судьбы главных персонажей обозначаются крестами на втором плане, как это было в фильме «Лицо со шрамом» 1932 года, фанатом которого является Скорсезе.
Меткая фирменная кинематография в сочетании с авангардным монтажом Тельмы Скунмейкер сделали из фильма настоящее произведение визуального искусства. Даже небольшие помарки в склейках и нарочито выразительные переходы создают особенное настроение от просмотра картины. Но все это едва ли было бы таким важным, если бы не впечатляющий основной каст. Леонардо Ди Каприо и Мэтт Деймон уверенно сыграли центральный антагонистичный дуэт. Ди Каприо досталась эмоционально насыщенная роль Костигана, который все глубже погружается во тьму, теряя свою идентичность. Холодный и расчетливый Саливан с блеском был воплощен на экране Деймоном. На второстепенных ролях засветились Мартин Шин, Алек Болдуин и Марк Уолберг. Центральная женская роль досталась Вере Фармиге, и это ее лучшая роль в карьере. Мечущаяся между двумя противопоставленными мужчинами, ее героиня остается очень цельной личностью, которой только предстоит сделать судьбоносный выбор.
Но лучшей частью фильма все равно навсегда останется ее антагонист. Демонический Джек Николсон согласился участвовать в картине только после того, как ему был дан карт-бланш на импровизации. После нескольких комедийных и спокойных ролей Николсон хотел воплотить на экране не просто обычного гангстера, ему хотелось воплотить зло, которое на знает границ. Так что в фильме появились абсолютно великие эпизоды с бросанием кокаина в полуобнаженных девушек и сцена в порнокинотеатре. А на съемки эпизода с разговором с Ди Каприо Николсон принес настоящий пистолет. И все эти безумства вовсе не прихоть, а настоящие необходимые мазки к многослойному портрету Фрэнка Костеллло. Основанный на личности реального гангстера, Фрэнк оказывается невыносимым мерзавцем, чей сволочизм раскрывается все сильнее с каждой новой сценой. Ему чужд кодекс чести, его поступки мотивированы только собственной прихотью, а жестокость едва ли вяжется с более классическим обликом благочестивых преступников в костюмах. Фрэнк преступник, который упивается своим статусом, но при всех безумствах остается крайне умным и изворотливыми криминальным лидером, у которого до самого конца картины всегда есть чем удивить как других персонажей, так и зрителя. Едва ли нашел другой актер, способный воплотить образ Кастелло на экране. Николсон словно одержимый занимается самыми отвязными и злобными вещами, сопровождая все это своей феноменальной пластикой и филигранным чувством сцены. От него невозможно оторвать глаз, и его гибели желаешь больше всего.
«Отступники» стали не только триумфом Скорсезе, но и пощечиной почти всему криминальному кино, которое выходило в то время. Подобный трюк Мартин провернет еще не раз. Его «Ирландец» вообще полностью закроет тему масштабного дорогого гангстерского кино, а «Убийцы цветочной луны» станут исполинским неовестерном, с которым едва ли возможно тягаться. Его искренняя любовь к кино помогла создать режиссеру уникальный и выразительный стиль. Европейские фильмы наряду с японской классикой плотно проникли в творчество Скорсезе, что делает его наименее голливудским из всех мастеров, работающих сейчас с крупными бюджетами на фабрике грез. Смотреть «Отступники» сейчас все так же захватывает дух, как и почти 20 лет назад, его кинематографическая мощь производит неизгладимое впечатление, и оторваться от экрана просто невозможно.