Найти в Дзене
Исторический музей

«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни...»: 150 лет со дня рождения Константина Юона

Константин Фёдорович Юон, художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор, академик Академии художеств СССР Народный художник СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, родился в Москве в 1875 году. Происходил из большой семьи, где было 11 детей. Отец Теодор Фридрих Юон, выходец из Швейцарии, был служащим страховой компании, мать Эмилия Алексеевна — музыкант-любитель. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли. В 1898 году Константин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем два года работал в мастерской Валентина Серова. После окончания училища вместе с живописцем Иваном Дудиным он открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников, среди которых: монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский

Константин Фёдорович Юон, художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор, академик Академии художеств СССР Народный художник СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, родился в Москве в 1875 году. Происходил из большой семьи, где было 11 детей. Отец Теодор Фридрих Юон, выходец из Швейцарии, был служащим страховой компании, мать Эмилия Алексеевна — музыкант-любитель. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли.

В 1898 году Константин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем два года работал в мастерской Валентина Серова. После окончания училища вместе с живописцем Иваном Дудиным он открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников, среди которых: монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.

Эскиз дамского костюма к спектаклю «Ревизор» в МХАТе (в постановке К. С. Станиславского). К. Ф. Юон. 1921 г.
Эскиз дамского костюма к спектаклю «Ревизор» в МХАТе (в постановке К. С. Станиславского). К. Ф. Юон. 1921 г.

Константин Юон работал как театральный художник, принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», а в 1903 году стал одним из организаторов Союза русских художников.

До революции он в основном обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в яркой манере живописи, сложившейся под влиянием импрессионизма.

«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах...»

После революции Константин Юон остался в Москве. Будучи очевидцем событий, посещал места недавних битв и запечатлел увиденное в серии акварелей. Художника захватила новая жизнь страны — откликом на революционные события стало полотно «Новая планета», по-разному трактуемая специалистами и сегодня. В советское время считалось, что художник изобразил на нём «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В 1926 году Юон получил звание народного художника РСФСР.

У Дома Союзов в траурные дни 1924 года («В те дни. Похороны В. И. Ленина»). К. Ф. Юон. 1926 г.
У Дома Союзов в траурные дни 1924 года («В те дни. Похороны В. И. Ленина»). К. Ф. Юон. 1926 г.
Сам он в автобиографическом очерке «Москва в моём творчестве» писал: «Одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и её людей определенного исторического периода».

В живописи советского периода Юон часто обращается к историческому и революционному жанру. В собрании Исторического музея, помимо набросков и эскизов, хранятся его картины «У Дома Союзов в траурные дни 1924 года („В те дни. Похороны В. И. Ленина“)», «Есть такая партия! В. И. Ленин на первом съезде рабочих и солдатских депутатов», «Второй съезд Советов», и знаменитое полотно «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».

На нем Константин Фёдорович изобразил войска, марширующие холодным снежным днем. Художник говорил о холсте:

«На картине мной изображены заснеженные войска Красной армии 7 ноября 1941 года — в тот памятный день, когда война была объявлена „священной Отечественной войной“. Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей вглубь пространства».
Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Юон К. Ф. 1942 г. Холст, масло.
Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Юон К. Ф. 1942 г. Холст, масло.

В 1943 году художник был награжден Сталинской премией первой степени за «многолетние выдающиеся достижения в искусстве». С 1948 по 1950 гг. был директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, мастер продолжал заниматься оформлением театральных постановок и графикой.

К. Ф. Юон. Конец 1940-х — начало 1950-х гг.
К. Ф. Юон. Конец 1940-х — начало 1950-х гг.

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте имени Сурикова. В 1957 году стал первым секретарём правления Союза художников СССР. 11 апреля 1958 года, на 83 году жизни, Константин Юон скончался.

Легкость и жизнерадостность живописного стиля Юона словно бы помогли ему пройти все суровые испытания XX столетия: художник был востребован и признан как до революции, так и после 1917 года, воспитал плеяду учеников и последователей, был счастлив в семейной жизни. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России.

О картине «Парад 7 ноября» мы рассказывали в проекте музея «Мгновения истории».

Музеи
137 тыс интересуются