У молодых айтишников Кремниевой долины каждый день начинается не с чашки кофе, а с мысли о том, что нужно сделать, чтобы его обогнал другие стартапы, китайских конкурентов и искусственный интеллект. И первый ответ, который приходит ему в голову - это 996. "996" - график работы, при котором сотрудники трудятся с 9:00 утра до 21:00 вечера 6 дней в неделю. Такой формат возник в Китае в 2010-х годах. Он вызвал критику медиков, протесты и даже судебные разбирательства. В 2021 году Верховный суд Китая запретил работодателям заставлять работников трудиться по графику «996». Однако в Кремниевой долине, в эпоху новой золотой лихорадки искусственного интеллекта, 996 - это не обязанность. Это предмет гордости. Для двадцатилетних основателей стартапов это мантра, образ жизни на пути к первому миллиарду долларов, который они видят в своём светлом будущем.
Как сообщают исследования, проведённые такими изданиями, как Wall Street Journal и Washington Post, революция искусственного интеллекта повернула время вспять, к прошлому, в котором вновь воцарилась «культура хастла» (hustle culture) - образ жизни, ориентированный на постоянную работу и стремление к успеху. Этот подход превозносит долгий рабочий день, экстремальную производительность и постоянное стремление к успеху, часто в ущерб психическому и физическому благополучию. Например, миллиардер Илон Маск заявлял, что работать 100 часов в неделю - это его норма, а успех требует жертв. По крайней мере, в микрокосме Кремниевой долины и других городских агломераций США, 996 уже вытесняет баланс между работой и личной жизнью, который так ценит поколение Z. С очевидными последствиями: выгорание, стресс, тревожность и постоянное чувство собственной неполноценности, в том числе из-за постоянного сравнения с другими.
Новые рабы IT-индустрии
Чтобы понять этот феномен, нужно посмотреть, кто стоит у руля сегодняшних стартапов. Это - поколение двадцатилетних, редко тридцатилетних разработчиков, которые с раннего возраста занимались программированием, а их образцами для подражания были такие фигуры как Цукерберг и Маск. Их цель - не просто разбогатеть, а «победить всех», что бы это ни значило.
Марти Каусас, 28 лет, основатель Pylon, стартапа в области искусственного интеллекта, написал в соцсетях, что трижды подряд отработал по 92 часа в неделю. Он однажды отправился в отпуск, но вернулся раньше, потому что «слишком нервничал из-за работы». Его цель? «Построить компанию стоимостью 10 миллиардов долларов за 10 лет».
Такая параноидальная сосредоточенность на рабочих целях - норма. 23-летняя Эмили Юань, соучредитель Corgi (финтех-приложения на основе искусственного интеллекта), бросила Стэнфорд, чтобы создать собственный стартап. «Зачем мне идти в бар с друзьями, если я могу посвятить это время своей компании?» - заявила она в интервью Wall Street Journal. Социальная жизнь? Никакой, или, скорее, она всегда тесно связана с работой. Молодые программисты ходят в спортзал не для того, чтобы снять стресс, а, прежде всего, чтобы посидеть после тренировки в сауне с коллегами и «обсудить новые проекты».
Жить в офисе
По словам 25-летнего Нико Лакуа, соучредителя Corgi, каждому новому сотруднику компании полагается подарок: матрас для офиса. «Я живу в офисе», - говорит Лакуа, - «и две трети наших сотрудников сделали себе татуировку с изображением Corgi».
Еще один случай, который рассказал Washington Post, - история 24-летнего Магнуса Мюллера, генерального директора Use (стартапа, работающего над браузером на базе искусственного интеллекта). Он живёт с пятью коллегами в «хакерском доме» - общем пространстве, где команда «собирается у в час ночи для мозгового штурма новых идей». Мюллер говорит, что хочет нанимать людей, «помешанных» на работе: «Большую часть того, что люди считают работой, я не считаю», - говорит он, - «это как играть в видеоигры; мы можем заниматься этим весь день».
Когда соучредитель компании Грегор Зунич опубликовал объявление о вакансии с аббревиатурой «996», он получил резкую реакцию, в том числе один комментарий, гласящий: «996 = безжизненные рабы». Однако, по словам основателей, эта аббревиатура привлекает «нужных людей», «по-настоящему одержимых».
"Бедный, голодный и отчаявшийся"
Словно в футуристической антиутопии, внезапно ставшей реальностью, в объявлениях о вакансиях не стесняются указывать требования, больше похожие на условия крепостного права. Mercor, стартап, использующий искусственный интеллект для подбора персонала, разместил объявление со следующим текстом: «Готовность работать шесть дней в неделю. Рабочий день не ограничен. Мы знаем, что это подходит не всем, поэтому мы ищем особенных людей».
Rilla, нью-йоркская компания, занимающаяся искусственным интеллектом, посоветовала кандидатам не приходить на собеседование, если они «не горят желанием работать, как минимум, 70 часов в неделю очно».Упомянутый выше Марти Каусас даже изобрел новое обозначение: его идеальный сотрудник - Phd. Но это не «доктор наук», который так обозначается в английском языке, а «бедный, голодный и отчаявшийся» (poor, hungry and desperate) .
Движущая сила всего этого безумия - сумасшедший ажиотаж вокруг искусственного интеллекта, его реальные или иллюзорные перспективы и чудовищные инвестиции. "Мы понимаем, что в ближайшие годы будут созданы гигантские компании, занимающиеся искусственным интеллектом», - заявила газете Washington Post Кэролайн Уиннетт, директор акселератора SkyDeck в Беркли. "Кто первым доберётся до цели, тот и победит. Окно для захвата рынка - два-три года: кто будет и проворнее быстрее всех, тот и займёт лучшие места на рынке. Поэтому дорога каждая минута, и тот, кто не готов работать на износ, нам не подходит».
Жертвы успеха
При таком темпе работы времени даже на самое необходимое почти не остаётся. Всё наше существование должно быть перестроено так, чтобы поддерживать невозможный ритм работы. Матраса в офисе уже недостаточно. Хасеаб Улла, основатель чат-бота с искусственным интеллектом, спит в «капсуле» в общей зоне за 700 долларов в месяц. «Каждую ночь кажется, что ты ложишься в гроб», - говорит он, - «но в остальном всё хорошо». Что едите? Всего один приём пищи в день, заказанный (разумеется) через службу доставки.
Разумеется, тренд «996» подвергается резкой критике. Диди Дас, партнёр инвестиционного фонда Menlo Ventures, недавно заявил: «Я думаю, подавляющее большинство айтишников, которые предпочитают его 996, слишком молоды», - заявил он газете Washington Post. «Им не хватает зрелости, чтобы понять, что опытные люди могут работать по 40-50 часов в неделю и достигать гораздо большего, чем за 80 часов». С инвестором согласны и врачи, которые утверждает, что такой долгий рабочий день приводит к большей прокрастинации, а не к повышению продуктивности. И, конечно же, к выгоранию и серьёзным психологическим и физическим последствиям.
Но амбициозную молодежь Кремниевой долины это не останавливает. Над Калифорнией вновь восходит солнце, и они вновь просыпаются с мыслью не о чашке кофе, о том, что нужно сделать, чтобы его обогнал другие стартапы, китайских конкурентов и искусственный интеллект....