К третьему сектору относятся некоммерческие организации, цель деятельности которых не связана с извлечением прибыли для ее дальнейшего распределения между учредителями.
Некоммерческие организации создаются для воплощения идей активных граждан, а также для решения проблем той или иной группы общества. К таким группам, например, можно отнести организации от родительских комитетов, до международных объединений по борьбе с бедностью. Организации такого рода могут быть созданы, как на местном уровне, так и не международном.
Как правило, эти организации предлагают своим клиентам услуги, которые не являются целесообразными для коммерческого сектора и нереализуемыми в настоящий момент времени для государства.
В третий сектор естественным образом выделяются прогрессивные группы общества, представляющие собой противовес более консервативным тенденциям правительств и других институтов, имеющих значительное влияние на гражданское общество и его институты.
Задачи компаний из третьего сектора связаны с производством общественных благ. Эти компании объединяют в себе прогрессивные группы общества — активистов и созидателей вокруг базовых ценностей, которые представляют собой противовес авторитарным тенденциям правительств.
Строго говоря, эти прогрессивные группы нацелены на нивелирование последствий неолиберальной экономической глобализации, принципы которой ставят под сомнение равенство групп внутри общества и попрекают социальные выгоды внутри общества.
Сегодня ведущие экономики направляют в некоммерческий сектор более 30% расходов государства на социально-культурные нужды и порядка 50% федеральных расходов на социальное обслуживание, науку и гуманитарные цели.
Социальное партнерство
Социальное партнерство возникает при сотрудничестве государственных органов власти и некоммерческих организаций. Сейчас все чаще участниками социального партнерства становятся коммерческие предприятия, которые в альянсе с НКО и государством реализуют созидательные цели.
Цель такого взаимодействия — решение социальных проблем в различных направлениях жизнедеятельности человека и развитие гражданского общества.
Можно сказать, что суть социального партнерства, с одной стороны, заключается в разрешении социальных проблем государственной важности силами некоммерческого сектора, а с другой стороны, в получении государственных ресурсов некоммерческими организациями.
Такого рода поддержка государством предоставляется по трем основным направлениям: экономическая, организационная, законодательная.
Экономическая поддержка имеет многообразие форм и может быть как прямая, так и косвенная. Прямое финансирование подразумевает индивидуальный подход и связано с достижением конкретной цели по конкретной проблеме или задаче.
Косвенное финансирование ориентировано, как правило, на некоммерческий сектор в целом или на довольно широкие группы организаций. Сюда можно отнести предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, преимущественно налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы нести по отношению к государственным органам.
Организационная поддержка реализуется на двух уровнях: институциональном и инфраструктурном. На институциональном уровне устанавливаются организационно-правовые формы, а также определяются порядок государственной регистрации, имущественные отношения, финансирование, членство и т.п. На инфраструктурном создаются необходимые элементы информационной и обслуживающей инфраструктуры.
Законодательная поддержка на государственном и муниципальном уровне различается степенью участия властей, а также соотношением регулирования и контроля деятельности НКО.
Роль НКО в социальном партнерстве
Любая инициатива НКО имеет под собой основание — общественный запрос. Если отреагировать своевременно, можно удовлетворить запрос граждан и получить инструмент социального регулирования. Если промедлить с реакцией на запрос по устранению проблем, можно получить социальное возмущение.
НКО призваны более оперативно реагировать на запросы групп гражданского общества, а государственные власти часто поддерживают такие инициативы, пока собственных решений у них нет.
НКО — это диагностическая система страны. Именно НКО являются инициаторами социальных инноваций в решении социальных проблем различных групп населения.
НКО является наиболее точным и оперативным инструментом диагностирования с корректной обратной связью. Государство всегда опирается на экспертизу некоммерческого сектора, что позволяет достигать оптимальных результатов.
Пример формирования социального запроса
Особенность социального партнерства состоит в том, что оно рождается в зонах дисфункции других участников рынка, например, коммерческого сектора. Такой провал несет потерю или невозможность формирования условий по улучшению качества жизни той или иной категории граждан, а также, часто усугубляет ситуацию производителя того или иного блага.
Например, если окунуться в сегмент микрокредитования населения, то благодаря развитию технологий, услуга по предоставлению займов доступна сегодня из любого уголка России и человек может обратиться дистанционно в любую микрофинансовую организацию независимо от ее дислокации.
Однако, этого нельзя сказать о доступности электронной услуги, построенной на принципах процедуры медиации для дистанционного урегулирования вопроса с накопленными задолженностями в случае, если заемщик нарушил условия договора займа и перешел в категорию «должник».
Как показывает практика, в секторе микрокредитования статус «должник» почти мгновенно переводит отношения сторон в зону конфликта, что обусловлено экономической моделью микрофинансовых организаций и применяемыми методологиями работы с проштрафившимся заемщиком.
При этом, когда для большинства заемщиков в МФО не работают существующие инструменты урегулирования (реструктуризация, кредитные каникулы и т.д.), стороны переходят к противостоянию, где выигравших не будет.
Не секрет, что «разговоры о долга» приводят стороны в позицию противостояния, что не помогает одним решить свои экономические задачи, а другим мобилизовать силы для погашения накопленной задолженности.
Такой исход обусловлен ситуацией, при которой одна сторона «нападает» а другая «обороняется», что, как правило, влечет за собой полную потерю коммуникации. Это обстоятельство почти всегда приводит в тупик — нет коммуникации, нет и решения! Реальность такова, что возобновить коммуникацию на прежнем доверительном уровне не представляется возможным.
Конфликт на базе кредитных долгов провоцирует у одних долговую дистимию, а сотрудников отделов по работе с просрочками и отделов взыскания приводит к профессиональному истощению. Именно по этой причине профессиональная жизнь коллектора в среднем не превышает 8 месяцев.
Кроме того, в силу отсутствия экономической целесообразности, кредиторы не стремятся заходить с исками по необеспеченным займам в судебные тяжбы, которые тянут за собой дополнительные издержки без гарантий на результат.
Таким образом, рождается новый запрос, в первую очередь от группы должников на решение их проблем бесконфликтным и дистанционным способом. Параллельно этому возникает запрос и со стороны кредитора, который находится в патовой ситуации с пулом «плохих» долгов.
Здесь, возобновление продуктивных отношений в части поиска вариантов погашения накопленной задолженности становится возможным, когда сторонам был бы доступен альтернативный вариант коммуникаций, который, в первую очередь, исключает основные раздражители — аудиальный и визуальный контакты.
Этого нельзя добиться и с помощью существующей процедуры медиации, но преобразовав ее в электронную форму шансы решить проблему с долгами увеличиваются кратно.
Когда человеческий фактор исключен, возникает благодатная почва для разрешения вопроса с задолженностью, так как отсутствие инструментов манипуляции и давления дает должнику более сильную переговорную позицию. Такой переговорной позиции нельзя добиться при непосредственном контакте сторон кредитных отношений, что предусмотрено, в том числе, и в рамках процедуры медиации.
Если брать существующую практику электронной версии, которая исключает из процедуры урегулирования естественные раздражители и переводит взаимодействие сторон на уровень «click», то она сопровождается набором дополнительных инструментов, необходимых для:
- поиска компромисса;
- заключения электронного соглашения о новых условиях погашения;
- реализации достигнутых условий здесь и сейчас.
При взаимодействии на уровне «click» сотрудник, действующий в привычной для себя ситуации согласно скрипту, не имеет возможность оказывать давление. Это снимает напряжение и стороны констатируют только факты в «торгах» о новых условиях погашения.
Такие условия можно обеспечить только в цифровом пространстве, где взамен эмоциональной атмосфере приходит рациональная среда. Созданные условия дают равную переговорную позицию и, тем самым, возвращают должников и кредиторов к разрешению вопроса с накопленной задолженностью.
Пример положительной реакции НКО на запрос общества
В начале 2020 года, когда вводились первые ковидные ограничения, никто не мог предположить всю тяжесть экономического груза, который ляжет на плечи наших соотечественников в постпандемийный период.
Так или иначе, первые последствия этих событий начали провялятся уже в 2022 году, когда рост долгов населения начал расти в «геометрической» прогрессии. Некоммерческие организации, которые призваны работать с малозащищенной категорией граждан, первые почувствовали оформляющийся запрос на решение новой проблемы — долги населения по кредитам и займам.
Следуя запросу категории заемщиков-должников, которые столкнулись с сотрудниками отделов взыскания и испытали все тяжесть своей ответственности, некоммерческая организация зашла в область практического исследования альтернативных форм урегулирования вопросов с задолженностью граждан.
Как выяснилось в процессе исследований, обществу был необходим новый инструмент взаимодействия — бесконфликтный, дистанционный и оперативный. Этому совокупному набору критерий не отвечала ни одна из существующих форм. Следовательно, такая цель исследований могла привести только к электронной форме урегулирования, построенной на принципах медиации, но без посредника — медиатора.
Концепция цифровой формы строилась на том, что в электронной форме посредник не нужен, так как он и сам часто может являться раздражителем. Взамен посреднику была создана бесконфликтная среда с необходимыми инструментами, где эмоциональная составляющая не влияет на процедуру урегулирования. Строго говоря, созданные условия стороны сами могут находить компромисс.
По задумке авторов, платформы должны была снять напряжение в отношениях проштрафившегося заемщика и кредитора. Кроме этого, авторы платформы должны были показать кредиторам экономическую выгоду оперативного урегулирования в электронной версии, которое не высасывает средства для обеспечения работы отделов по работе с просрочками в МФО и отделов взыскания при ПКО.
Немаловажным фактором успеха явилось и одобрение государства на внедрение в обход бесконфликтных способов урегулирования. Можно предположить, что это произошло не только в заботе о гражданах, но и в целях разгрузки судов и службы судебных приставов, которые испытывают сегодня колоссальную нагрузку.
Сегодня понятно, что такая процедура целесообразна не только на досудебной стадии во внесудебном порядке, но может быть инициирована любой из сторон уже на более глубокой стадии. Это становится возможным, так как итогом обращения граждан за содействием в НКО является прощение долга или его части на базе ст. 415 ГК РФ. Проще говоря, «хозяин» денег может пойти на прощение в любое время, если это не ущемляет права других лиц.
Со стороны должника процедуру может инициировать заемщик с множественными кредитными отношениями, находящийся в длительной просрочке без возможности исполнить требования кредитора на текущих условиях по объективным причинам. Решение кредитора заключить соглашение о прощении долга (его части) под условием является лучшим решением для должника, которое нивелирует перспективу судебных тяжб и их последствий.
Вывод: место для цифровых технологий в разрешении кредитных споров
С учетом всего вышеизложенного, можно отметить, что мы видим оформленное социальное партнерство в сфере разрешения вопроса с долгами населения, что было бы невозможным без активного участия МФО и ПКО.
Кредиторы, участвующие сегодня в социально-ориентированной программе некоммерческой организации, смотрят чуть-чуть дальше, чем прибыль сегодняшнего дня. Это позволяет им «играть» на опережение и строить свое экономическое будущее, опираясь не на бесперспективное взыскные по необеспеченным займам, а на денежные средства, которые можно вернуть в оборот «здесь и сейчас».
Привлекая в зону социального партнерства микрофинансовые организации и профессиональные коллекторские агентства, НКО оформила на цифровой платформе концепцию равных переговорных позиций для сторон кредитных отношений, чье взаимодействие на этапе глубокой просрочки зашло в тупик.
Безусловно, решение вопроса для заемщиков-должников несет за собой положительный экономический эффект и для кредиторов, и для государства, где:
- Кредиторы могут сокращают издержи по бесперспективному взысканию «безнадежных» долгов, сокращают прямые потери при продаже «плохих» долгов и высвобождают обаятельные резервы.
- Правительство решает задачу социального регулирования. Разгружаются суды и служба судебных приставов.
Нужно осознавать, что личные долги приводят к непопулярным решениям и непредсказуемому поведению, так как атомизируют, маргинализируют и «тушат» патриотизм.
Электронные сервисы в сфере урегулирования долгов населения могут занять достойное место и стать действенным инструментом внесудебного урегулирования кредитных споров.