- “Выставка «В гостях у графа Шереметева» позволяет полностью раскрыть все
- “В отличие от других интерьеров Останкинского дворца, облик которых много раз менялся еще при графе
- "Пространство Египетского павильона "венчает" античная мраморная статуя Гигеи (римская копия ІІ века с древнегреческого оригинала).
В усадьбе графа Шереметева в Останкино завершился первый этап реставрации одного из павильонов – Египетского, открывшего свои двери для посетителей. Павильон летний, неотапливаемый, будет открыт до 4 ноября, потом он закроется до весны.
Вчера, 23 октября там побывал.
Останкинский дворец 一летняя резиденция графа Николая Петровича Шереметева. Он состоит из театра с парадной анфиладой и картинной галереей, Египетского и Итальянского павильонов. После масштабной реставрации открылись Египетский павильон и примыкающие к нему галереи. Дворец был построен как летняя увеселительная резиденция, он не отапливается и всегда закрывается на зиму.
“Выставка «В гостях у графа Шереметева» позволяет полностью раскрыть все
аспекты традиционной праздничной культуры в усадьбе. В Восточной галерее с помощью большого макета и мультимедийных комплексов можно познакомиться с историей дворца, узнать про красочные фейерверки для торжественных приёмов и излюбленные трапезные блюда графа. Их доподлинно восстановили по исторической поваренной книге того времени.
Макет, на переднем плане Храм Троицы Живоначальной в Останкино
По коридору следуем в Египетский зал.
Египетский павильон встречает посетителей poскошным великолепием колонн из искусственного мрамора. Здесь проходили парадные обеды и концерты. По углам атриума расположены большие печи с барельефами ангелов и сфинксами. Эти залы и их интерьеры воссозданы на основе дворцовых описей и архивных документов.
“В отличие от других интерьеров Останкинского дворца, облик которых много раз менялся еще при графе
Шереметеве, Египетский павильон был сооружен сразу без каких-либо перестроек и доработок по проекту именитого архитектора В. Бренны в 1795 году. Это одно из самых законченных классических помещений Дворца, построенное, несмотря на его название, по принципу римского атриума, с застекленным световым колодцем посередине свода, опирающегося на четыре каннелированные колонны серо-голубого искусственного мрамора. Задуманный, как парадная столовая и "малая сцена" одновременно, Египетский павильон наследует атриуму и в организации пространства, и в своем назначении.
"Пространство Египетского павильона "венчает" античная мраморная статуя Гигеи (римская копия ІІ века с древнегреческого оригинала).
По легенде, эта статуя украшала загородное поместье римского императора Адриана. На восточной и западной стенах павильона симметрично расположены четыре массивные печи, сверху украшенные раскрашенными скульптурными изваяниями сфинксов- единственным упоминанием о Египте.
Перед выходом из Египетского зала заглянем в боковую "Проходную галерею".
"Проходная галерея, соединяющая театр с Египетским павильоном,
была выстроена и отделана по проекту архитектора Ф. Кампорези в 1792-1795 годах. Однако переделки и украшение продолжались еще несколько лет. В апреле 1796 года была установлена белая обливная печь с барельефом «Жертвоприношение Приапу» по проекту крепостного архитектора А. Миронова. В 1799 году в галерее перестелили паркет, использовав паркетные щиты из Итальянского павильона.
Барельефы, расположенные на северной стене, представляют аллегории искусств («знатнейших художеств») и предположительно выполнены известным скульптором Ф. Гордеевым.
Под барельефами находятся ниши, расписанные цветочными и фруктовыми гирляндами, образцом для которых стали росписи лоджий Рафаэля в Ватикане. Аналогичные сюжеты, чрезвычайно модные в эпоху классицизма, украшали покои в Зимнем дворце и Царском Селе.
Особенную парадность галерее придают порталы и двери, украшенные серебрением. Тонкая резьба на полотнах дверей благодаря искусному серебрению выглядит как изящные накладки из металла. Серебрение - остромодный В 1790-е годы прием декора - был использован также для капителей и баз колонн порталов. Однако очень быстро блеск померк, серебро почернело, и через несколько лет по приказу Н.П. Шереметева все серебряные детали закрасили белой краской.
Благодаря научной реставрации Проходной галерее к Египетскому павильону удалось вернуть первоначальный облик конца ХVІІІ века. Чтобы исключить окисление и быстрое потемнение серебрёных поверхностей, имитацию серебрения решено было выполнить в технике золочения белым золотом.
"В интерьере Проходной галереи к Египетскому павильону полностью
сохранился изысканный ансамбль осветительных приборов. Средняя люстра на двенадцать свечей со стержнем синего стекла является одной из наиболее изящных люстр Останкинского дворца. По сторонам от нее располагались парные люстры на шесть свечей с тарелочками из голубого глушенного стекла. Цветное стекло является одной из ключевых особенностей русских светильников эпохи классицизма и придает этим предметам особую выразительность. Галерею дополняют два бронзовых богато декорированных фонаря, расположенных ближе к дверным проемам, где поток воздуха движется сильнее. Их стеклянный корпус надежно защищал пламя свечи от возможного затухания.
Бюсты из гипса и мрамора по сторонам от портала установлены на консолях, две из которых выполнены в технике искусственного мрамора, имитирующего порфир, а две другие - из дерева с раскраской под камень.
Проходная галерея к Египетскому павильону в ХІХ - ХХ веках не подвергалась перестройкам и в большой степени сохранила декоративное оформление конца ХVІІІ века. Благодаря проведенной реставрации восстановлена первоначальная окраска потолка, стен,дверей, серебрение резьбы, капителей, баз колонн и пилястр. Восполнены утраты росписи в нишах. росписи под мрамор на пилястрах, росписи под дерево и порфир на дверях. реконструированы драпировки на окнах.
Выход.
Перед выходом надо не забыть оставить в ящике справа войлочные тапочки.
Посетителей провожают два задумчивых льва.
В посте использованы: текст с информационных табличек Египетского павильона; данные Википедии; статья "В останкинском дворце после реставрации открылся Египетский павильон" , газета metro от 16.10.25.
Спасибо за визит! Не пожалейте лайк, если вам понравилось, мне будет очень приятно и полезно)
И подписывайтесь на мой канал, здесь только собственные фото, рассказы и впечатления.