Найти в Дзене

РАСПЛАТА ЗА ГОСТЕПРИИМСТВО

Житель Читы гостеприимно открыл дверь двум уставшим путникам, накормил и напоил их, не зная, что его доброта обернется жестокой расправой… Слаженная работа старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел Евгения Ермолова и следователя-криминалиста Александра Быченко поставила точку в деле об особо жестоком убийстве, раскрыв тайну, которую преступники надеялись унести с собой. Какие доказательства позволили добиться правового возмездия спустя 14 лет – читайте в нашем материале. Незваные гости В апреле 2009 года Савелий Бесов (здесь и далее персональные данные изменены – Прим. ред.), проживавший в Чите, совершил ограбление. Ранее он неоднократно был судим и понимал, что, вероятнее всего, его уже объявили в розыск. Скрываться от правосудия он решил в соседней Амурской области, куда направился пешком. С собой в компаньоны взял знакомого – ранее судимого Ивана Дубова. Через три месяца пути Бесов и Дубов дошли до Амурской области, где неподалеку от села Дактуй Магдагачи

Житель Читы гостеприимно открыл дверь двум уставшим путникам, накормил и напоил их, не зная, что его доброта обернется жестокой расправой… Слаженная работа старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел Евгения Ермолова и следователя-криминалиста Александра Быченко поставила точку в деле об особо жестоком убийстве, раскрыв тайну, которую преступники надеялись унести с собой. Какие доказательства позволили добиться правового возмездия спустя 14 лет – читайте в нашем материале.

Незваные гости

В апреле 2009 года Савелий Бесов (здесь и далее персональные данные изменены – Прим. ред.), проживавший в Чите, совершил ограбление. Ранее он неоднократно был судим и понимал, что, вероятнее всего, его уже объявили в розыск. Скрываться от правосудия он решил в соседней Амурской области, куда направился пешком. С собой в компаньоны взял знакомого – ранее судимого Ивана Дубова.

Через три месяца пути Бесов и Дубов дошли до Амурской области, где неподалеку от села Дактуй Магдагачинского района на производственной базе повстречали знакомого Дубова – Святослава Агеева, с которым он когда-то отбывал наказание за совершенное преступление. Святослав доброжелательно принял путников в своем вагончике: предоставил место для отдыха, накормил и дал помыться в бане. Он был не против, чтобы гости задержались на пару дней для отдыха после тяжелой дороги.

Красное и черное

Именно здесь, в тесном помещении, разыгралась трагедия. В ходе беседы Бесов, относивший себя к так называемым «черным» (соблюдающим тюремные «устои»), сообщил Дубову, что Агеев является «красным», то есть сотрудничал с администрацией колонии. Эта информация и стала причиной разгоревшегося вскоре конфликта.

Доброжелательный хозяин временного жилища позаботился об очередном веселом вечере – купил на свои деньги продукты и алкоголь. Втроем они начали застолье, но в это время к вагончику на велосипеде подъехал любопытный мальчик из ближайшего села. Бесов, встав в дверной проем вагончика, облокотился на него рукой и грубой бранью выгнал ребенка с территории базы. Этот, казалось бы, малозначительный эпизод сыграет в будущем важную роль в раскрытии преступления.

В ходе беседы Дубов начал предъявлять Агееву претензии по поводу слухов о его сотрудничестве с администрацией исправительного учреждения, на что Святослав нецензурно высказался в его сторону.

Озлобленный на своего знакомого, Дубов взял топор и безжалостно нанес множество ударов по голове Святослава. Потерпевший пытался закрыть голову руками, но это не спасло его от тяжелых ранений.

Затем Дубов передал топор Бесову и сказал: «Теперь твоя очередь, чтобы мы были повязаны кровью». Бесов взял топор и тоже нанес несколько ударов по голове и телу Агеева. Потерпевший от полученных травм скончался на месте.

Совершив расправу, убийцы начали методично избавляться от следов: вымыли посуду, стерли отпечатки пальцев, выкинули топор в лесу. Они быстро покинули место убийства и никогда туда не возвращались.

По факту убийства Агеева было возбуждено уголовное дело, которое приостановили в 2010 году, так как обвиняемых установить не удалось.

-2

Возобновление следствия

Прошло много лет. В ноябре 2023 года следствие по делу возобновили, его расследованием занялись старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Амурской области Евгений Ермолов и следователь-криминалист Александр Быченко. Они сразу поняли, что не все возможности для установления личности преступника были использованы.

Следователь начал проводить дополнительные допросы свидетелей. На одном из них молодой мужчина, который, будучи мальчишкой, заехал на велосипеде на территорию базы, показал, что не запомнил лица преступника, но хорошо помнит специфическую татуировку на его предплечье. Он воспроизвел ее на рисунке, который был приобщен к материалам дела.

Проверка жителей близлежащих населенных пунктов на принадлежность татуировки результата не дала. Следователь сделал вывод, что преступление могло быть совершено приезжими, в том числе из числа ранее судимых лиц.

-3

Судьбоносная находка

Криминалист, используя возможности современной криминалистической техники, осмотрел одну из изъятых в 2009 году кружек с помощью цианакрилатной камеры и смог найти один ранее невидимый отпечаток пальца. Казалось невероятным, но он был пригоден для идентификации спустя 14 лет!

Проверка по базе данных дала ошеломительный результат: след принадлежит Бесову, который на тот момент отбывал наказание в исправительной колонии Забайкалья. При освидетельствовании у него была обнаружена именно такая же татуировка, какую нарисовал свидетель. Под тяжестью предъявленных следствием доказательств он сознался в совершенном убийстве.

Сопоставив экспертные выводы с показаниями Бесова, следователи поняли, что действовал он не один и на допросе явно чего-то не договаривал. При дополнительном допросе Бесов отошел от своих тюремных «правил» и выдал соучастника, подробно рассказав истинную картину произошедшего.

Дубов на тот момент проживал в Твери. Он женился, у него родились дети. Соучастник надеялся, что страшный секрет умрет вместе с ними, но после объявления в розыск был задержан и этапирован для производства следственных действий.

Ознакомившись с собранными следствием доказательствами, Дубов дал признательные показания. Очная ставка между обвиняемыми закрепила имеющиеся в уголовном деле доказательства.

В своем последнем допросе Бесов, чьи показания то и дело менялись, признался: «Все показания по уголовному делу я давал добровольно, без оказания на меня какого-либо давления. Я раскаиваюсь в содеянном и хочу очистить совесть, которая терзала меня на протяжении более 14 лет». Эти слова стали точкой в деле, остававшемся нераскрытым полтора десятилетия.

-4

Приговор

Суд признал доказательства, собранные следствием, достаточными для признания Дубова и Бесова виновными в совершении особо тяжкого преступления и назначил им наказание в виде 18 и 20 лет лишения свободы соответственно с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Настойчивость при расследовании уголовного дела, продуктивное взаимодействие сотрудников, внимание к деталям и использование всего спектра криминалистической техники помогло раскрыть убийство, за совершение которого преступники так долго избегали справедливого наказания.