- Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств, Генрих Семирадский был одним из крупнейших представителей позднего академизма.
- Выиграв пенсионерскую поездку, Семирадский отправился за границу: посетил Мюнхен и Дрезден, остановился в Риме, где с того времени жил почти постоянно. Художник много работал, активно выставлялся в Европе и в Российской империи.
- Прямо сейчас два этих полотна, украшающие 8 зал Исторического музея, проходят реставрацию непосредственно на глазах у посетителей.
(24) 12 октября 1843 года родился художник Генрих Ипполитович Семирадский.
Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств, Генрих Семирадский был одним из крупнейших представителей позднего академизма.
Задатки больших художественных способностей у Семирадского проявлялись еще в детстве. Первые уроки рисования он получил у ученика Карла Брюллова Дмитрия Ивановича Безперчего. Отец, ротмистр драгунского полка, одобрял занятия сына, однако настаивал на научной карьере. И в 1860 году Генрих поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Окончив его со степенью кандидата, он все же отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств вольнослушателем.
Учеба в Академии шла блестяще — два года спустя Семирадский перечислился в академисты, а за все время пребывания был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями. В 1868 году получил малую золотую медаль за картину «Диоген разбивает свою чашу», в 1870 году — большую золотую медаль и звание художника 1-й степени за «Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу».
Выиграв пенсионерскую поездку, Семирадский отправился за границу: посетил Мюнхен и Дрезден, остановился в Риме, где с того времени жил почти постоянно. Художник много работал, активно выставлялся в Европе и в Российской империи.
Полотно «Светочи Нерона» принесло живописцу звание профессора Императорской академии художеств, кавалерский орден почетного легиона от французского правительства, дипломы от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий. Флорентийская академия оказала ему честь просьбой прислать его автопортрет для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. Генрих Семирадский был мастером исторической картины и одним из самых дорогих художников своего времени.
В 1881 году устроителем Исторического музея графом А. С. Уваровым к открытию Исторического музея были заказаны картины на сюжеты национальной истории X века. Грандиозные пятиметровые полотна «Похороны руса в Булгаре» (1882–1883 гг.) и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом» (1883–1884 гг.) украшают экспозицию музея со второй половины 1880-х гг.
Уникальные по сюжету и грандиозные по реализации работы основаны на текстах арабского путешественника и византийского хрониста о погребальных обрядах славян. Исключительный для исторической живописи выбор сюжетов продиктован связью с актуальной наукой. В реконструкции и осмыслении славянского мира художнику, живущему в Риме, помогал граф А. С. Уваров. Детальное сотрудничество заказчика-ученого и живописца беспрецедентно для художественной практики второй половины XIX столетия, когда одновременно развивалась новая историческая живопись и отечественная историческая наука.