Найти в Дзене
Банк Пойдём!

Что такое чарджбэк: возвращаем деньги за покупку

Когда нужно? Мы привели самый очевидный пример ситуации, когда вам может понадобиться чарджбэк. Но оспаривать транзакции по карте приходится и в других случаях. Например, вы решили пойти учиться и купили курс, который оплатили картой. Начали обучение и поняли, что это совершенно не то, что было вам нужно. Конечно, хочется вернуть деньги обратно, но продавец с этим не согласен. Придется оспаривать. Также бывает, что за одну покупку деньги списываются дважды или товар вы приобрели, оплатили, но так и не получили. Иногда с карты списывается неверная сумма или сумма с вас списывается, а продавец утверждает, что он ее не видит. Также при возврате товара деньги спустя положенное время не всегда возвращаются вам на карту. Более редкие ситуации, когда вы, например, снимаете деньги в банкомате, а он выдает не всю сумму ли не выдает деньги вообще, хотя списание с карты происходит. Бывает технический сбой при оплате покупки, когда в момент оплаты карта не срабатывает, и вас просят оплатить покупк
Представьте ситуацию: вы оформили подписку на онлайн-кинотеатр, настроили автоплатеж. Через некоторое время понимаете, что практически им не пользуетесь, и подписку отменяете. А деньги с карты продолжают списываться... В этом случае можно оспорить транзакции по карте и вернуть средства. То есть воспользоваться чарджбэком.
Представьте ситуацию: вы оформили подписку на онлайн-кинотеатр, настроили автоплатеж. Через некоторое время понимаете, что практически им не пользуетесь, и подписку отменяете. А деньги с карты продолжают списываться... В этом случае можно оспорить транзакции по карте и вернуть средства. То есть воспользоваться чарджбэком.

Когда нужно?

Мы привели самый очевидный пример ситуации, когда вам может понадобиться чарджбэк. Но оспаривать транзакции по карте приходится и в других случаях. Например, вы решили пойти учиться и купили курс, который оплатили картой. Начали обучение и поняли, что это совершенно не то, что было вам нужно. Конечно, хочется вернуть деньги обратно, но продавец с этим не согласен. Придется оспаривать. Также бывает, что за одну покупку деньги списываются дважды или товар вы приобрели, оплатили, но так и не получили. Иногда с карты списывается неверная сумма или сумма с вас списывается, а продавец утверждает, что он ее не видит. Также при возврате товара деньги спустя положенное время не всегда возвращаются вам на карту.

Более редкие ситуации, когда вы, например, снимаете деньги в банкомате, а он выдает не всю сумму ли не выдает деньги вообще, хотя списание с карты происходит. Бывает технический сбой при оплате покупки, когда в момент оплаты карта не срабатывает, и вас просят оплатить покупку наличными. А когда вещь уже у вас, а чек лежит в кошельке, та же самая сумма уходит и с карты.

Прежде чем связываться с чарджбэком, попробуйте урегулировать ситуацию с продавцом самостоятельно. Свяжитесь со службой поддержки, опишите ситуацию, приложите чеки или скрины с подтверждением транзакций. Если ваш контрагент откажется как-либо решать проблему или просто не признает ее, можно перейти к следующему шагу.

-2

Вы решаете проблему через банк

Вы можете обратиться в банк, картой которого оплатили покупку, изложить обстоятельства в заявлении и приложить подтверждение транзакции. Также надо приложить подтверждение незаконности списания денег, например, если с вас сняли стоимость недействующей подписки на стриминг, надо сделать скрин, подтверждающий отказ от подписки и т.д.

Получив ваше заявление, банк начнет собственное «расследование»: он постарается восстановить обстоятельства дела. Также он обратится с запросом к платежной системе, а она уже направит запрос продавцу. В срок до 30 дней продавец должен решить: продолжать настаивать на своей правоте или вернуть ошибочно списанную сумму (ошибочно — конечно, с точки зрения покупателя).

Если стороны признают, что произошла ошибка и деньги надо вернуть, банк покупателя проверяет счет продавца и списывает с него нужную сумму. А банк продавца проводит операцию по переводу средств на счет покупателя.

Когда у вас точно есть право на чарджбэк

  • Была совершена несанкционированная транзакция.
  • Товар или услуга оплачены, но не получены.
  • Товар пришел неисправным или поврежденным.
  • Вас убедили перевести деньги обманным путем.
  • Продавец ошибся: например, по его вине деньги за покупку списались дважды.
  • Если условия заключенного договора явно не соблюдаются.

Когда чарджбэк лучше не применять — деньги практически точно не вернут

  • Если вы купили товар и передумали (в этом случае лучше оформить простой возврат).
  • Если вы знали, что рискуете, покупая непонятный товар у сомнительного продавца.
  • Если вы не предоставили в банк никаких подтверждений, а просто написали заявление.
  • Если истек срок подачи заявки на оспаривание транзакции. Он разный у разных банков, но обычно от 60 до 180 дней.
  • Если заявленный и полученный товар различаются не принципиально. Например, покупатель ждал, что получит рубашку небесно-голубого цвета, а она оказалась бирюзовая. В этом случае требование вернуть деньги может быть и проигнорировано.

Как правило, для оформления чарджбэка нужно довольно много времени. В среднем в срок до 90 (или в некоторых случаях 180) дней вы можете подать заявку, примерно столько же есть у банка, чтобы рассмотреть ее. Так что полгода — вполне обозримый срок, чтобы дождаться возврата денег. Однако если сумма значительная, то имеет смысл побороться.

-3

Чтобы узнать больше о текущих событиях в мире финансов и не только, присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Телеграмм https://t.me/bank_poidem

ВКонтакте https://vk.com/bankpoidem

Одноклассники https://ok.ru/bankpoidem