Найти в Дзене
crazy horsewoman

Что читать? "Самая хитрая рыба" Елены Михалковой - трагедия отроков

Когда жизнь особенно сурова и тяжела, взрослых начинают раздражать дети. Нет, не мимимишные малыши, вызывающие окситоциновое умиление, а подростки мужского пола. Пацаны. Отроки. Они выглядят как молодые самцы, но при этом не работники, не добываки - наоборот. Дармоеды. Пожиратели ресурсов, которые и так на нуле. У родителей нет работы, нет денег, нет перспектив, часто даже нет еды - а эти... лбы прожорливы, стремительно вырастают из одежды и обуви. На них никаких денег не напасешься. Они болтаются без дела. Они мешают. Так было всегда. Вплоть до 18 века отроков отправляли на военную службу. Помните, сколько было лет Петруше Гриневу? - 17. А Раулю де Бражелону, когда Атос отправил его в армию? - 15. В Средние века служба будущего рыцаря начиналась еще раньше - в 12-14 лет. И - да, в этом был холодный и циничный расчет: юнцы - фермент гнилостного брожения общества, от них одни неприятности, война сократит их количество, а главное - их хотя бы какое-то время не будет дома. Крестовые похо
Подростковая банда. Фото из сети
Подростковая банда. Фото из сети

Когда жизнь особенно сурова и тяжела, взрослых начинают раздражать дети. Нет, не мимимишные малыши, вызывающие окситоциновое умиление, а подростки мужского пола. Пацаны. Отроки.

Они выглядят как молодые самцы, но при этом не работники, не добываки - наоборот. Дармоеды. Пожиратели ресурсов, которые и так на нуле. У родителей нет работы, нет денег, нет перспектив, часто даже нет еды - а эти... лбы прожорливы, стремительно вырастают из одежды и обуви. На них никаких денег не напасешься. Они болтаются без дела. Они мешают.

Так было всегда. Вплоть до 18 века отроков отправляли на военную службу. Помните, сколько было лет Петруше Гриневу? - 17. А Раулю де Бражелону, когда Атос отправил его в армию? - 15. В Средние века служба будущего рыцаря начиналась еще раньше - в 12-14 лет. И - да, в этом был холодный и циничный расчет: юнцы - фермент гнилостного брожения общества, от них одни неприятности, война сократит их количество, а главное - их хотя бы какое-то время не будет дома.

Крестовые походы, Столетняя война...

...В провинциальном городишке "лихие девяностые" затянулись до середины нулевых. Тоска, безнадега, нищета, честным путем не заработаешь даже на постное масло, чтобы заправить гречку. Реалии Катастройки - криминальные авторитеты, ОПГ, бандитские разборки, ларьки, бездействующая "купленная" полиция, спортивные секции, поставляющие бойцов в "бригады". С наступлением темноты лучше не показывать носа на улицу. В озере найден труп мужчины, которого убили из-за нескольких рублей на покупку молока, выданных женой, - несчастный пошел в продуктовый магазин и не вернулся.

Взрослые из последних сил пытаются выжить в этом филиале ада на земле. Им не до пацанов. Пацанов всюду шпыняют - здесь не болтайтесь, тут не стойте, - дома измученные отчаявшиеся родители не сдерживают раздражения: друзей не води, музыку громко не включай, почему посуду не помыл, где был, что с лицом?! Да и есть ли они, родители. Мать одного из ребят уехала навсегда, бросила сына, понимая, что ей его не потянуть. Парень живет с теткой, которую совсем не радует нахлебник. Мать другого умерла, отец колотится как рыба об лед, воспитывая сына и дочь.

...Именно об этом говорят повзрослевшие парни - выжившие участники давней трагедии, которую расследуют частные сыщики Бабкин и Илюшин, чья задача - изобличить Антона Мансурова, убийцу их клиентки.

...У Марии Семеновой бывшие детдомовцы - сплошь героические спецназовцы. Елена Михалкова честнее, ее Антон Мансуров - отмороженный психопат, в финале пытающийся убить собственную малолетнюю дочь.

Сыщики недоумевают: каким же образом этот упыреныш сумел подмять под себя компанию нормальных домашних мальчишек, оттеснив их прежнего вожака Илью Шаповалова, как загипнотизировал добряка Макса Белоусова и умницу Петю Дидовца - настолько, что эти хорошие ребята стали на путь "криминальной романтики"?! Почему?!!

Потому. Потому что гречка без масла, единственные штаны носятся до тех пор, пока не умрут прямо на владельце, любимой девочке не на что купить подарок, а главное - нигде тебе нет места, всюду ты лишний. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов - здоровый парень, которого нужно кормить и одевать, бесит. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов - малыши еще как-то умиляют, а подростки становятся изгоями.

Елена Михалкова не боится в своих развлекательных вроде бы книжках поднимать табуированные темы - тему беспощадной женской зависти матери к дочери, например ("Прежде чем иволга пропоет"). И в этом романе есть такая тема - тема дружбы, сакрализовать и возводить в абсолют которую так же опасно, как и любовь. Злодеи ведь тоже с кем-то дружат. Как Антон Мансуров - с Максимом Белоусовым, которого он втянул в преступление и подставил под пулю. И, поскольку нарушенный парень не способен признать собственную вину, - избывает боль потери так, как ему свойственно: назначает других людей виноватыми и мстит.

...Впрочем, детектив - вовсе не чернушный. У Михалковой всегда припасено для читателей какое-нибудь компактное жизнеутверждающее чудо. Вроде спасшегося героя, которого все считают погибшим. Или волшебного талисмана.

В общем, читать-читать-читать! Рекомендую!