Найти в Дзене
АиФ Крым

Жизнь собачья. Чего ждать от новых законопроектов?

Оглавление
   Жизнь собачья.
Жизнь собачья.

Севастопольцы продолжают обсуждать своих народных избранников, которые поддержали «собачий» законопроект, поданный в Госдуму. Два его главных тезиса: бездомных бобиков убивать нельзя — но и подкармливать ничейных псов запрещено. Резонанс эта инициатива вызвала огромный и «аукнувшийся» во всех регионах. И в очередной раз заставившая задать риторический вопрос: «А делать-то что?» И в Севастополе, и в Крыму в разное время начинались, заканчивались и снова возобновлялись программы отлова, стерилизации и возвращения собак в прежние места обитания.

Кушать подано?

В Севастополе и в Крыму сейчас работает практика наказания администраций за вред, причиненный бродячими животными людям. Обычно штрафы для городских и районных властей в районе 30-40 тысяч рублей. Но даже полтора десятка укушенных людей, предъявивших претензии — это уже больше полумиллиона, который в любом бюджете лишним не бывает.

Тревогу вызывают именно стаи собак. С одной стороны, для этих животных естественно жить вместе. С другой, такая «банда» для человека представляет реальную опасность, особенно если это старики или дети, которым трудней отбиться. С третьей, требование о гуманном отношении к бездомным животным никуда не делось. Но является ли запрет на их кормление таковым?

В Крыму когда-то были приняты правила относительно обедов для уличных барбосов. «Столовые» для собак запрещается устраивать в подъездах, во дворах жилых домов, рядом с «местами массового скопления людей» и соцобъектами. Кормить можно, но на расстоянии не менее 100 метров от перечисленных локаций. На практике никто из «кормильцев» — обычно пожилых людей, так далеко опекаемых не уводит.

То, что происходит на улице, так или иначе связано с животными, у которых номинальные хозяева все-таки есть.

«Этим летом мы подобрали шестерых алабаев, — вспоминает председатель КРОО "Верный друг" Людмила Милованова. — Один был привязан к дереву, другой бегал по территории детской больницы, остальные тоже скитались. Мы не нашли хозяев этих собак, псов никто не искал — просто люди отвязали их и прогнали со дворов! Мы сейчас — исполнители контракта по отлову и стерилизации. Каких-то животных можно вернуть на улицы, каких-то надо оставить в приюте. Но почему мы должны заниматься алабаями, которых кто-то когда-то расплодил, продал, а теперь выброшенные животные угрожают городу? И это счастье, что никого не покусали».

Кстати, трижды в неделю «Верный друг» льготно стерилизует и домашних животных: порой у хозяев просто нет средств на такую процедуру.

Приходится ждать

Первый заместитель председателя Госкомитета ветеринарии РК Анастасия Лисовская-Чудинович напомнила, что в сентябре этого года Минприроды РФ внесло предложения об изменениях в законе, касающееся обязательной регистрации домашних животных. Инициатива сейчас проходит согласование.

Ранее в каждой области или республике попытались принять собственные нормативы о внедрении регистрации.

«У нас прокуратура без федеральной нормы эти предложения не поддержала, — сообщила Анастасия Лисовская-Чудинович. — Поэтому сегодня мы вынуждены ждать, пока нормы будут приняты на федеральном уровне».

Моды на определенные породы вспыхивают неожиданно. То «в тренде» хаски, то йоркширские терьеры, то мальтийские болонки, то корги. И заводчики — добросовестные и «разведенцы», спешат заработать. Нередко на руках у людей оказываются больные собаки, животные с «липовыми» родословными, агрессивные — и от них «гуманно избавляются», выбрасывая на улицу. И это все не регулируется. Человек, приобретая разнополых животных, может заявить, что у него питомник, что он заводчик собак, и продавать щенков, где угодно.

«Нормальное, адекватное отношение к животным в обществе сформируется только тогда, когда они перестанут бегать по улицам, когда их станут ценить», — считает Ирина Милованова.

Между прочим, собакам на улицах становится выживать труднее. У них появились серьезные конкуренты — лисы. Города и села растут, захватывая территории хищников или подходя к ним совсем близко. И звери поняли, что рядом с людьми больше пищевых ресурсов. Так что, теперь лисы гоняют собак. И практически не боятся людей, держась на разумном расстоянии. В Симферополе, например, в микрорайон, граничащий с лесополосой, лисы — «природные резервуары бешенства», заходят регулярно.

И все-таки, если говорить о случаях, когда собаки пробуют людей на зуб, именно домашние животные оставляют далеко позади беспризорных.

«У нас вал обращений по собакам, — отметила Анастасия Лисовская-Чудинович. — Задействуются правоохранители — только они имеют право устанавливать собственника животного. Только благодаря сотрудникам полиции возможно принять меры административного реагирования. Часто регистрируются факты самовыгула животного, прогулки собак без поводка и намордника — и это привело к покусам людей».