Найти в Дзене
Магматик

Почему «развивашки» больше не развивают детей — и что делать вместо этого

Родители хотят лучшего — поэтому сегодня почти каждая игрушка «с педагогическим смыслом». Логические, сенсорные, моторные, обучающие… Всё вроде бы правильно. Но всё чаще дети, окружённые развивашками, не умеют просто играть. Они ждут инструкции: «а что теперь делать? а правильно ли я построил?». Проблема в том, что у игры отняли её главный смысл — быть процессом без цели. Когда каждый день расписан по минутам: английский, танцы, художка — у ребёнка не остаётся времени на скуку. А именно скука рождает воображение. Без пауз не появляется ни творчество, ни внутренняя мотивация. Почему развивашки перестали развивать Мозг ребёнка развивается активнее всего, когда сам придумывает, экспериментирует, ошибается. Свободная игра без сценария тренирует гораздо больше навыков: концентрацию, воображение, чувство тела, настойчивость. Но для этого нужно пространство, где можно быть самим собой, а не учеником. Как вернуть ребёнку живую игру Игра как отдых от постоянного развития Когда ребёнку возвращаю

Родители хотят лучшего — поэтому сегодня почти каждая игрушка «с педагогическим смыслом». Логические, сенсорные, моторные, обучающие… Всё вроде бы правильно. Но всё чаще дети, окружённые развивашками, не умеют просто играть. Они ждут инструкции: «а что теперь делать? а правильно ли я построил?».

Проблема в том, что у игры отняли её главный смысл — быть процессом без цели.

Когда каждый день расписан по минутам: английский, танцы, художка — у ребёнка не остаётся времени на скуку. А именно скука рождает воображение. Без пауз не появляется ни творчество, ни внутренняя мотивация.

Почему развивашки перестали развивать

Мозг ребёнка развивается активнее всего, когда сам придумывает, экспериментирует, ошибается. Свободная игра без сценария тренирует гораздо больше навыков: концентрацию, воображение, чувство тела, настойчивость. Но для этого нужно пространство, где можно быть самим собой, а не учеником.

Как вернуть ребёнку живую игру

  1. Уберите из поля часть игрушек
    Когда их меньше, ребёнок начинает играть дольше. Выберите 5–6 предметов, которые позволяют комбинировать, строить, придумывать.
  2. Не вмешивайтесь сразу
    Пусть ребёнок сам решает, что и как делать. Не подсказывайте, не оценивайте. Его хаос — часть процесса.
  3. Дайте время на скуку
    Не спешите заполнять каждый день кружками. Скука — начало настоящего интереса.
  4. Выбирайте универсальные системы, а не игрушки на один раз
    Например, модульные конструкторы вроде Магматика: ребёнок сам решает, что из них будет — дом, подиум, магазин или космический корабль.

Игра как отдых от постоянного развития

Когда ребёнку возвращают право просто играть, он учится думать, творить, взаимодействовать (а не теряет время, как может казаться родителям). И самое важное: через игру восстанавливается эмоциональное равновесие: и у детей, и у взрослых рядом.

Иногда самое лучшее, что можно сделать для развития — перестать его планировать. И просто дать игре случиться.

А вы даете ребенку возможность просто играть, не развиваясь? Поделитесь в комментариях.