Найти в Дзене

Посмотрел фильм «Алиса в Стране чудес». Наш ответ Голливуду?

Посмотреть этот фильм сподвигла рекламная картинка, случайно попавшаяся в сети. Подпись под ней гласила, что в кинотеатрах состоится премьера новой работы молодого режиссёра Юрия Хмельницкого в жанре фэнтези - «Алиса в Стране чудес». На постере была изображена девочка, исполнительница главной роли. В юной актрисе без труда узнавалась Анна Пересильд, звезда сериала «Слово пацана». Пожалуй, созданный ей трагический образ школьницы и скрипачки Айгуль был самым запоминающимся в той ленте. Свою героиню Анна наделила большим чувством достоинства: «никого не сдала ни разу». Конечно, звучали тогда и зрительские упрёки по поводу «династической деградации» нашего кинематографа – мол, одни дочки-сыночки да внучки-правнучки нынче на экране. Да, Анна - дочь известной актрисы Юлии Пересильд и весьма неоднозначного режиссёра Алексея Учителя. Но серьёзного отторжения это тогда не вызвало. Наверно потому, что сыграла Аня хорошо. И вот, теперь подумалось - а ведь Льюис Кэрролл тоже подчеркивал в своей г

Посмотреть этот фильм сподвигла рекламная картинка, случайно попавшаяся в сети. Подпись под ней гласила, что в кинотеатрах состоится премьера новой работы молодого режиссёра Юрия Хмельницкого в жанре фэнтези - «Алиса в Стране чудес». На постере была изображена девочка, исполнительница главной роли.

Рекламный постер фильма «Алиса в стране чудес»
Рекламный постер фильма «Алиса в стране чудес»

В юной актрисе без труда узнавалась Анна Пересильд, звезда сериала «Слово пацана». Пожалуй, созданный ей трагический образ школьницы и скрипачки Айгуль был самым запоминающимся в той ленте. Свою героиню Анна наделила большим чувством достоинства: «никого не сдала ни разу».

Конечно, звучали тогда и зрительские упрёки по поводу «династической деградации» нашего кинематографа – мол, одни дочки-сыночки да внучки-правнучки нынче на экране. Да, Анна - дочь известной актрисы Юлии Пересильд и весьма неоднозначного режиссёра Алексея Учителя. Но серьёзного отторжения это тогда не вызвало. Наверно потому, что сыграла Аня хорошо.

И вот, теперь подумалось - а ведь Льюис Кэрролл тоже подчеркивал в своей героине - этакой маленькой леди - чувство высокого достоинства:

«Словно сама она была королевской дочерью»!

 «Королева Мая» (Алиса Лидделл в цветочном венке). Фотография Л. Кэрролла, 1860
https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/06/02/2305416/lewis-carroll-children-photos--29.jpg
«Королева Мая» (Алиса Лидделл в цветочном венке). Фотография Л. Кэрролла, 1860 https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/06/02/2305416/lewis-carroll-children-photos--29.jpg

И ещё, Алиса виделась ему «доверчивой, готовой принять все самое невероятное с той убежденностью, которая знакома лишь мечтателям; и наконец, любознательной - любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда все ново и хорошо».

Уж чего-чего, а вкуса к Жизни в облике младшей Пересильд хватало с избытком. Да и по части любознательности, что ни говори, она была дочерью мамы, 12 суток проведшей на МКС. Так или иначе, фильм решил посмотреть

Анна Пересильд в роли Алисы. Кадр из открытого трейлера
Анна Пересильд в роли Алисы. Кадр из открытого трейлера

Признаюсь, с первых же кадров несколько озадачила «вольная авторская трактовка» сказки Кэрролла. Фильм начинается с терзаний главной героини, московской школьницы-подростка, по поводу заваленного экзамена по математике.

Алиса на московской улице. Кадр из открытого трейлера
Алиса на московской улице. Кадр из открытого трейлера

И далее, в плане привязки к современным реалиям, следуют конфликты с учителями, неурядицы в семье, размолвки с лучшими подругами.

Школьная учительница. Кадр из открытого трейлера
Школьная учительница. Кадр из открытого трейлера

И наконец, жгучую остроту в фильм вносит драка, разгоревшаяся между «крутыми пацанами».

Крутые пацаны в Стране чудес. Кадр из открытого трейлера
Крутые пацаны в Стране чудес. Кадр из открытого трейлера

Не менее удивительным показалось, что в сказочное путешествие Алиса отправляется не одна, а в сопровождении школьного приятеля Кости, одновременно являющегося сказочным пиратом Додо. «Мистическим порталом» для них служит детская горка-«труба» на территории соседнего парка.

В саму же Страну чудес героиня попадает наподобие Элли из «Волшебника Изумрудного города» - слетая с синих небес.

Алиса падает с неба. Кадр из открытого трейлера
Алиса падает с неба. Кадр из открытого трейлера

Собственно, чем дальше по ходу фильма, тем больше сюжет отдалялся от повести Кэрролла. Совпадения угадывались, разве что, в именах культовых персонажей – Кролика, Шляпника, Синей Гусеницы, Герцогини и Королевы, да может ещё, в паре сказочных метаморфоз, вроде «моря слёз» или волшебного элексира, то уменьшающего, то увеличивающего рост героини

Волшебная комната в Стране чудес. Чем-то напомнила мистические интерьеры из фильма «Космическая одиссея 2001 года». Кадр из открытого трейлера и кадр из ленты Кубрика
Волшебная комната в Стране чудес. Чем-то напомнила мистические интерьеры из фильма «Космическая одиссея 2001 года». Кадр из открытого трейлера и кадр из ленты Кубрика

И о чём же тогда фильм?

Положенная в его основу история о Потерянном Времени живо напомнила советскую «Сказку средь бела дня». Напомню, там были мальчик Митя и девочка Лёля с волшебными часиками. Они отважно сражались с тёмными силами, и сумели, таки запустить ход остановившегося бытия. В фильме эта главная тема была дополнена сюжетными линиями о школьной жизни, «верной женской дружбе» и первой чистой любви. Так что, говорить об экранизации даже «по мотивам» сказки Кэрролла здесь не приходилось.

Подручные Герцогини неласково встречают Алису. Кадр из открытого трейлера
Подручные Герцогини неласково встречают Алису. Кадр из открытого трейлера

Но, справедливости ради нужно сказать, что при экранизациях «Алисы» режиссёры, как отечественные, так и зарубежные, всегда торили собственные пути. Так, создатели голливудской ленты (2010) сосредоточили интригу на диковинной «джиге-дрыге», исполненной Безумным Шляпником в передаче знаменитого Джонни Деппа.

А в фильме «Видения Льюиса Кэрролла» (2011) режиссёр Мэнсон вообще превратил историю Алисы в леденящий кровь ужастик.

Титры российского фильма «Алиса в Стране чудес», 2025
Титры российского фильма «Алиса в Стране чудес», 2025

И наверно, можно бы простить создателям новой ленты все «сюжетные вольности» и «авторские мотивы», если б им удалось воплотить в своём творении не сколько букву, но сам дух замечательной сказки Кэрролла.

Напомню, что оригинал «Алисы» представляет собой бурную феерию с невероятными превращениями, колоритными персонажами и гротескными забавами. Где в качестве клюшки для «королевского крокета» запросто выступает шея фламинго, а «голос омара» звучит явственно и призывно и т.д.

Алиса с фламинго. Из серии рисунков Джона Тенниела - первого иллюстратора «Алисы в Стране чудес», 1864-1865 гг. https://i.pinimg.com/736x/c7/1c/78/c71c78cf6363eeac4da3c8a0ee59c4df.jpg
Алиса с фламинго. Из серии рисунков Джона Тенниела - первого иллюстратора «Алисы в Стране чудес», 1864-1865 гг. https://i.pinimg.com/736x/c7/1c/78/c71c78cf6363eeac4da3c8a0ee59c4df.jpg

И в центре её находится Алиса во всём блеске пытливого ума, стремящегося постичь все тайны и причудливые парадоксы мироздания. В видении Кэрролла она становится маленькой звездочкой, озаряющей пределы неведомого.

Пейзаж Страны чудес. Кадр из открытого трейлера
Пейзаж Страны чудес. Кадр из открытого трейлера

В фильме же этот пытливый настрой, глубинный «код Кэрролла», подменён классической сказкой о противостоянии добра и зла. Алиса вовсе не стремится постичь тайны окружающего мира, а напротив, мечтает как можно скорее вырваться из этого хаоса и абсурда в родные пенаты. И как-то не угадывается в ней особенного влечения «открыть волшебный мир», громко заявленный в титрах. По фильму, в мистический портал Алису увлекает отнюдь не жажда открытий, а прозаическое желание вернуть украденные Кроликом часы.

Алиса: «Я хочу поскорее попасть домой». Кадр из открытого трейлера
Алиса: «Я хочу поскорее попасть домой». Кадр из открытого трейлера

Хотя, спору нет, команда режиссёра Юры (так в титрах) Хмельницкого потрудилась на славу. Экранная картинка пленяла яркими цветами, а диалоги персонажей звучали живо и непринуждённо.

Разгул стихии в Стране чудес. Кадр из открытого трейлера
Разгул стихии в Стране чудес. Кадр из открытого трейлера

Можно отметить ряд актёрских работ, заставивших досмотреть ленту до конца.

Особенно впечатлила игра Паулины Андреевой в роли коварной Герцогини. В её образе актриса воплотила черты не только лицемерной злодейки, но и своеобразное очарование женщины-вамп, искренней в своих порывах.

Паулина Андреева в роли Герцогини. Кадр из открытого трейлера
Паулина Андреева в роли Герцогини. Кадр из открытого трейлера

Выразительна Королева (и заодно московская мама Алисы) в исполнении Ирины Горбачёвой. Героиня у неё получилась властолюбивая и одновременно душевно ранимая.

Ирина Горбачёва в роли Королевы. Кадр из открытого трейлера
Ирина Горбачёва в роли Королевы. Кадр из открытого трейлера

Наш Шляпник в исполнении Милоша Биковича отнюдь не безумен, а скорее, ироничен, как полагается человеку мыслящему, не привыкшему склонять голову перед сильными мира сего.

Милош Бикович в роли Шляпника. Кадр из открытого трейлера
Милош Бикович в роли Шляпника. Кадр из открытого трейлера

А Сергей Бурунов в роли Синей Гусеницы предстаёт этаким доморощенным демагогом, но, с затаённой мечтой о высоком полёте.

Сергей Бурунов в роли Синей Гусеницы. Кадр из открытого трейлера
Сергей Бурунов в роли Синей Гусеницы. Кадр из открытого трейлера

Суетлив и угодлив Кролик, терзаемый внутренними сомнениями (арт. Андрей Федорцов). Волею судьбы он оказался на стороне сил зла.

Андрей Федорцов в роли Кролика. Кадр из открытого трейлера
Андрей Федорцов в роли Кролика. Кадр из открытого трейлера

Прикольной показалась Полина Гухман в роли Мыши, «верной подруги» Алисы.

Полина Гухман в роли Мыши. Кадр из открытого трейлера
Полина Гухман в роли Мыши. Кадр из открытого трейлера

И как видно, авторы ленты не устояли перед искушением включить в сюжет крутых пацанов – молодых подданных королевства, не склонных к чувствительным сантиментам.

Разборка молодых жителей Страны чудес. Кадр из открытого трейлера
Разборка молодых жителей Страны чудес. Кадр из открытого трейлера

В фильме много танцевальных сцен, звучат песни на стихи Владимира Высоцкого.

Танцуют все! Кадр из открытого трейлера
Танцуют все! Кадр из открытого трейлера

Что сказать об Ане Пересильд в роли Алисы? Несомненно, у юной актрисы есть творческий потенциал. В кадре её героиня с честью и достоинством отвечает на вызовы судьбы. Вот только показалось, что кое где в её интонациях проскальзывали звёздные нотки.

Анна Пересильд в роли Алисы. Кадр из открытого трейлера
Анна Пересильд в роли Алисы. Кадр из открытого трейлера

Что ж, хочется пожелать Ане с честью пройти через медные трубы славы. По крайней мере, в фильме её героиня побеждает. У жителей королевства вновь появляется Время, идущее только вперёд …

Анна Пересильд в фильме «Алиса в Стране чудес». Кадр из открытого трейлера
Анна Пересильд в фильме «Алиса в Стране чудес». Кадр из открытого трейлера

В итоге, новую «Алису» посмотрел с интересом, и одновременно, с лёгким чувством несбывшихся надежд. Так, с давнего детства почему-то запомнился прикольный стишок из книги Кэрролла – с бравурным мотивчиком, от которого ноги сами просились в пляс:

Говорит Мерлан Улитке: «Не пройти ли нам вперёд,
А не то морская свинка хвост совсем мне оторвёт!
Посмотри, как резво скачут, где прибоя полоса,
Черепахи и омары. Хочешь с ними поплясать?

Хочешь, можешь, хочешь, можешь, хочешь поплясать,
Можешь, хочешь, можешь, хочешь, можешь поплясать»?

А надолго ли запомнится увиденный фильм? Не знаю

Алиса в вихрях стихии. Кадр из открытого трейлера
Алиса в вихрях стихии. Кадр из открытого трейлера
Титры фильма
Титры фильма