Всём привет! Сегодня в рамках юбилейного детективного марафона, стартовавшего на канале "Библио Графия", начинаем читать серию скандинавских детективов норвежца Самюэля Бьорка о Мие Крюгер и Холгере Мунке под условным названием "Я путешествую одна" (по названию самой известной книги серии). Первые три её книги читал лет восемь назад, и тогда они мне очень понравились. А летом выиграл в одном из марафонов Юлии, "Книжная Юла", четвёртую книгу, являющуюся приквелом к истории Мии, и решил вместе с ней перечитать всю серию. Начну читать в хронологическом порядке, с первой (не с приквела, написанного гораздо позже). Но сначала, традиционно, об авторе...
Бьорк (настоящее имя Фруде Сандер Эйен) норвежский писатель, драматург и музыкант. До того, как стать детективщиком, выпустил шесть музыкальных альбомов (являясь при этом, попрошу учесть, музыкантом - самоучкой), написал пять театральных пьес и два ставших популярными на родине романа, переводил на норвежский Шекспира, организовывал арт - инсталляции современного искусства... В общем, пробовал себя на самых разных поприщах современного искусства, пока однажды не решил поэксперементировать в детективном жанре. И уже наутро после публикации дебютного романа "Я путешествую одна" буквально проснулся знаменитым, ворвавшись в высшую лигу скандинавского детектива вслед за Ларрсоном и Несбë (последнего норвежская газета "Bergens Tidende" даже предостерегла опасаться дерзкого новичка). Правда, самому Бьорку сравнение с Несбë по слухам не очень нравится - во - первых, он преклоняется перед талантом именитого соотечественника и не скрывает, что вдохновлялся его творчеством, но подчёркивает при этом, что его романы никоим образом не фанфики книг Несбë. Давайте же убедимся в этом на первой книге, изданной миллионным тиражом в двадцати трёх странах мира.
В пригороде Осло в лесном массиве обнаруживают висящую на дереве шестилетнюю девочку. Ангельское личико, кукольное платьице, школьный ранец за спиной... И записка с одной - единственной фразой: "Я путешествую одна". Гениальный следователь Миа Крюгер, пережив личную трагедию, поселяется на безлюдном острове, живя мучительными воспоминаниями о прошлом и мыслями о самоубийстве. Но когда на неё выходит начальник следственного отдела Холгер Мунк с просьбой помочь в этом деле, Миа понимает, что вернуться и раскрыть его - её долг: ведь по её ощущениям, девочка - лишь первое звено страшной цепочки...
Даже если бы вы не знали, что Бьорк - норвежец, вы бы точно определили жанр "Я путешествую одна" как скандинавский "нуар". И дело даже не в труднопроизносимости топонимов, не в том, что герои пьют много алкоголя, не в полном отсутствии в пейзажах солнца и не в суровой красоте северных фьордов, а в жестокости и общей атмосфере депрессии. На первом я останавливаться не стану, скажу лишь, что некоторые сцены слабонервным лучше пропускать, и то, что Бьорк перещеголял многих своих коллег по цеху, сделав жертвами убийств совсем маленьких детей, сыграл тем самым на потаенных страхах любого родителя. А вот на втором остановлюсь поподробнее, ибо автору удалось создать пару замечательных, колоритных и харизматичных персонажей, у каждого из которых есть повод пострадать.
Миа Крюгер... Девушка с нестандартной красотой - брюнетка с волосами цвета воронова крыла и небесно - голубыми глазами, хорошо заметным шрамом над бровью (след от ножа преступника) и отсутсвующей фалангой на одном из пальцев (потеряна в результате нападения ротвейлера). Славится умением "зрить в корень" и видеть Дьявола в мелочах, недоступных глазу остальных. Вот и в этом деле в отметине на ногте жертвы, которую все остальные приняли за царапину, видит цифру "1", сразу понимая, что будут ещё жертвы.
Страдает сразу по двум поводам - смерти от передозировки сестры - близняшки Сигрид, тоску по которой топит в антидепрессантах, запиваемых лошадиными дозами алкоголя и тешит себя мыслями о скорой встрече (в годовщину смерти Сигрид Миа задумала покончить жизнь самоубийством). Второй повод для самокопаний - то, что по вине Мии расформировали их группу: в ходе разработки она застрелила подонка, подсадившего на иглу её сестру, Холгер покрыл подопечную, а пострадала в итоге вся группа. И когда девушка узнаёт, что Мунку дают разрешение вновь собрать её при условии, что он уговорит вернуться Мию, она решается отсрочить самоубийство ради общего блага.
Холгер Мунк - начальник той самой следственной группы, бородач средних лет, страдающий от избыточного веса. Не пьёт алкоголь от слова совсем, зато не может отказаться от хорошего бургера и сигарет. Все в отделе знают - если шеф в одиночку курит на балконе, его лучше ни под каким предлогом не тревожить: он думает. Обожает математику (состоит в неком Интернет -сообществе любителей, ежедневно посылающих друг другу математические шарады) и фанатеет от классической музыки (даже в ней предпочитает легковесному Моцарту более "математические" бравурные марши Вагнера и фуги Баха). Славится умением стягивать под свои "знамёна" высококлассных специалистов из самых разных сфер - в своë время именно он не дал Мие окончить полицейскую академию, добившись её перевода напрямую в полицию с формулировкой: "Незачем учиться - и так всё умеет".
Болезненно переживает развод с супругой, отдавшей предпочтение спокойной жизни с преподавателем доле жены инспектора полиции и натянутые отношения с дочерью из -за единственной в жизни вспышки агрессии, спровоцированной тем самым разводом. Волнуется за престарелую мать, решившую отписать своё состояние некой секте. Главные отдушины в жизни Мунка - любимая работа и маленькая внучка, от которой он просто без ума. Поэтому расследовать это преступление - дело чести для Мунка.
Конечно, эти двое будут играть в романе первую скрипку, но в книге будет ещё порядка двух десятков ключевых для сюжета персонажей (ещё одна особенность скандинавских триллеров), в которых поначалу путаешься, но постепенно привыкаешь. Удивительно, но за всеми этими экзистенциальными метаниями и представлением многочисленных героев Бьорк умудряется не потерять детективную линию, поставив читателя перед рядом вопросов.
Почему преступник (ца?) сосредоточился именно на девочках? Почему все они дошкольного возраста? Почему все следы ведут к давнему преступлению? Почему все ниточки сходятся на Холгере Мунке? Почему осквернили могилу сестры Крюгер, замазав её имя и написав имя Мии? Кто затеял с ними эту дьявольскую игру? И при чëм тут, наконец, однофамилец Холгера, культовый норвежский художник Эдвард Мунк? Дочитайте до конца, и в очередной раз убедитесь, что "мама, мы все тяжело больны, мама, я знаю, мы все сошли с ума... "
У Бьорка получился хрестоматийный скандинавский нуар триллер: мрачный, пугающий, психологичный, в очередной раз убеждающий читателя, что корни любого зла растут из домашнего психического и физического насилия... И если вам по душе такого рода истории, пропустить творчество Бьорка, если вы с ним ещё не знакомы, будет настоящим кощунством.