25 октября православные вспоминают Иерусалимскую икону Божией Матери — один из древнейших и самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы, с которым связано множество чудес и легенд. Этот день издавна считался особым — когда молитва перед иконой помогает найти верный путь, а соблюдение народных примет и запретов защищает от бед.
История Иерусалимской иконы Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана евангелистом Лукой в 48 году в Гефсимании. С этим образом связывают целую череду чудесных событий и перемещений, сопровождавших историю христианства.
В V веке икона оказалась в Константинополе, куда её перенёс византийский император Лев Великий. Там святыня хранилась в храме Живоносного источника, а позже — в знаменитой Влахернской церкви, где оставалась почти три столетия. Считается, что именно молитвы перед этой иконой спасли город во время нашествия скифов.
В 988 году святыню перенесли в Корсунь и преподнесли князю Владимиру после его крещения. Позднее князь отправил икону в Новгород — в знак обращения жителей к христианству. Более четырёх веков она пребывала в Софийском соборе, пока Иван Грозный не повелел перенести её в Успенский собор Московского Кремля.
После Отечественной войны 1812 года древний образ исчез. По одной из легенд, икону увезли во Францию, где она якобы хранилась в соборе Парижской Богоматери. Однако позже французские историки опровергли это: в инвентаре собора такой реликвии не значилось.
Списки чудотворного образа сохранились до наших дней и почитаются верующими. Сегодня особенно известны четыре храма, где можно поклониться спискам Иерусалимской иконы Божией Матери. Один из них — Успенский собор Московского Кремля, где икона установлена в южном иконостасе и была помещена туда после утраты подлинника. Ещё один список находится в Храме Святой Троицы в Вешняках, третий — в Храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Бронницах, датируемом XVI веком. Особое место занимает Храм Успения Божией Матери в Гефсимании в Иерусалиме, где хранится список, написанный монахиней Сергией в начале XX века. Этот образ почитается чудотворным.
Кого еще чтит Православная церковь в этот день
В этот же день церковь вспоминает мучеников Прова, Тараха и Андроника — трёх христиан, принявших мученическую смерть в III веке за отказ поклониться языческим богам. Несмотря на пытки, они сохраняли мужество и веру, обращаясь к мучителям с молитвами и словами прощения. Их подвиг стал символом стойкости духа и верности Христу, а память о них прочно вошла в византийскую и русскую традицию.
Народные традиции и обычаи 25 октября
25 октября в народе называли «Провов день» — это был рубеж между осенью и зимой. Люди завершали полевые работы, убирали последние корнеплоды, доставали зимнюю одежду и готовили сани. Считалось, что ясная погода в этот день предвещает раннюю и морозную зиму, а дождь — затяжную осень и грязь на дорогах.
Путешественники отправлялись в путь только после молитвы перед Иерусалимской иконой, веря, что она укажет дорогу и убережёт от бед. Вечером крестьяне устраивали посиделки, девушки пели и пряли, а старшие рассказывали жития мучеников, приучая детей к стойкости и смирению.
Что нельзя делать 25 октября
В этот день соблюдали и ряд запретов — не столько церковных, сколько обережных.
Не рекомендовалось громко смеяться: считалось, что насмешливый или чрезмерный смех может привлечь беду и обернуться слезами. День требовал внутренней собранности и уважения к святыням.
Также нельзя было стирать, убирать и заниматься рукоделием. Народная примета гласила: вода, использованная для стирки, «смывает» удачу, а нить, которую прядут в этот день, «разматывает судьбу». Особенно остерегались чистить ковры или выбивать пыль — полагали, что так можно вымести покой из дома.
Согласно поверью, запрещалось покупать свечи для домашнего моления вне храма. Свечи, взятые неосвящёнными, могли «принести» болезнь или ссору в семью, поэтому их брали только в церкви.
Нежелательно было открывать дверь незнакомцам — даже спрашивать «кто там» считалось опасным, ведь можно было впустить вместе с чужаком и беду. Люди предпочитали молча выглядывать в окно или глазок, избегая словесного контакта.
Наконец, нельзя было обижать животных. Любое грубое слово в адрес кошки, собаки или даже птицы могло обернуться ссорой с близкими. В этот день старались кормить бездомных зверей — верили, что доброта к ним вернётся сторицей.