Найти в Дзене
DEKA

Сварка под флюсом: глубоко под защитой гранул

В мире промышленной сварки, где искры разлетаются во все стороны, а сварщики используют затемнённые щитки, существует метод сварки, при котором сама дуга скрыта от глаз. Это сварка под флюсом — высокопроизводительный процесс, который является краеугольным камнем современного тяжелого машиностроения. Что такое сварка под флюсом? Сварка под флюсом (Submerged Arc Welding — SAW) — это процесс, при котором электрическая дуга горит под слоем сыпучего гранулированного материала — флюса. Проволока подаётся в зону сварки автоматически, а дуга полностью погружена в слой флюса, что делает процесс невидимым для наблюдателя. Не происходит яркого свечения, разбрызгивания металла, а защита от воздуха обеспечивается не газом, а расплавленным шлаком и флюсом. Как это работает? Процесс сварки под слоем флюса можно описать в несколько этапов: 1. Подача проволоки и флюса. Механизм (автомат или самоходная головка) непрерывно подаёт сварочную проволоку и равномерно насыпает слой флюса (толщиной 30-50 мм) п

В мире промышленной сварки, где искры разлетаются во все стороны, а сварщики используют затемнённые щитки, существует метод сварки, при котором сама дуга скрыта от глаз. Это сварка под флюсом — высокопроизводительный процесс, который является краеугольным камнем современного тяжелого машиностроения.

Что такое сварка под флюсом?

Сварка под флюсом (Submerged Arc Welding — SAW) — это процесс, при котором электрическая дуга горит под слоем сыпучего гранулированного материала — флюса.

-2

Проволока подаётся в зону сварки автоматически, а дуга полностью погружена в слой флюса, что делает процесс невидимым для наблюдателя. Не происходит яркого свечения, разбрызгивания металла, а защита от воздуха обеспечивается не газом, а расплавленным шлаком и флюсом.

Как это работает?

Процесс сварки под слоем флюса можно описать в несколько этапов:

1. Подача проволоки и флюса. Механизм (автомат или самоходная головка) непрерывно подаёт сварочную проволоку и равномерно насыпает слой флюса (толщиной 30-50 мм) перед дугой.

2. Горение дуги под слоем флюса. Между концом проволоки и изделием зажигается дуга, которая плавит проволоку, кромки основного металла и часть флюса.

3. Формирование защиты. Расплавленный флюс образует газовый пузырь, внутри которого горит дуга, и жидкий шлак, который покрывает сварочную ванну, защищая её от окисления и азотирования.

4. Формирование шва. По мере движения горелки расплавленный металл кристаллизуется, формируя прочный сварной шов, а нерасплавленный флюс собирается системой для повторного использования.

5. Образование шлаковой корки. После остывания на поверхности шва остаётся твёрдая шлаковая корка, которая легко отделяется.

Ключевые преимущества: почему метод так популярен?

1. Высочайшая производительность. Благодаря возможности использования очень высоких сварочных токов (до 4000 А) и глубокого проплавления, скорость сварки в 5-10 раз выше, чем при ручной дуговой сварке. За один проход можно сварить металл толщиной до 20 мм.

2. Превосходное качество шва. Надёжная защита флюсом и шлаком обеспечивает металл шва чистым, плотным, без пор и включений, с отличными механическими свойствами.

3. Экономическая эффективность. Минимальные потери металла на угар и разбрызгивание (1-2%), возможность многократного использования нерасплавленного флюса и высокая скорость приводят к снижению себестоимости.

4. Глубокое проплавление. Технология позволяет добиться значительного проплавления основного металла, что идеально для соединения толстых листов.

5. Комфортные условия труда. Отсутствие дугового свечения и разбрызгивания делает процесс безопаснее для оператора и позволяет легко автоматизировать его.

Ограничения и недостатки

1. Только нижнее положение. Классическая сварка под флюсом применима только для швов в нижнем положении, так как необходим слой флюса, удерживаемый гравитацией.

2. Сложность подготовки. Требуется тщательная разделка кромок и очистка металла от загрязнений.

3. Гигроскопичность флюса. Флюс впитывает влагу из воздуха, что может привести к пористости шва. Требуется его правильное хранение и прокалка перед использованием.

4. Ограниченная мобильность. Оборудование, как правило, громоздкое и предназначено для стационарной работы или использования на крупных объектах.

Где применяется сварка под флюсом?

Эта технология — «рабочая лошадка» тяжелой промышленности. Её применяют:

· Судостроение: для сварки длинных прямолинейных швов корпусов судов.

-3

· Производство труб большого диаметра: для магистральных газо- и нефтепроводов.

-4

· Мостостроение: изготовление и монтаж мостовых металлоконструкций.

-5

· Машиностроение: производство балок, колонн, рам и других элементов тяжелых станков и прессов.

-6

· Изготовление резервуаров и котлов: сварка цилиндрических обечаек и днищ для ёмкостей высокого давления.

-7

Рекорды и мощь

Невероятная производительность: благодаря возможности использования токов до 3000–4000 А, производительность сварки под флюсом в 5–10 раз превышает показатели ручной дуговой сварки. Это позволяет за один проход сваривать металл толщиной до 20 мм.

Экономия материалов: потери металла на угар и разбрызгивание при SAW не превышают 2–3%, в то время как при ручной сварке они могут достигать 15% и более. Кроме того, до 50–90% нерасплавленного флюса можно собрать и использовать повторно.

Советские корни технологии: промышленный способ автоматической сварки под флюсом был разработан в СССР в Институте электросварки под руководством академика Евгения Оскаровича Патона. Разработанные его коллективом технологии и составы флюсов нашли широкое применение в промышленности.

-8