В 1967 г. на роль разведчика режиссер хотел пригласить Вячеслава Тихонова. Прототипом киногероя был легендарный Конон Молодый.
Кстати, сам этот разведчик был консультантом фильма – под вымышленной фамилией Панфилов. А вот другая легенда советской разведки и друг Молодого – Рудольф Абель – от своего реального имени в начале картины обратился к телезрителям.
Судьбы этих двух агентов были частично похожи. Поэтому и Абель высказывался словно бы сразу от обоих.
Тихонова же Савва Кулиш, ставивший фильм, видел киногероем, которого назвали Константином Ладейниковым.
Любопытно, что этот герой был во многом похож на персонажа, который всего через несколько лет сделает Тихонова одной из самых ярких звезд советского экрана:
«Мертвый сезон» снимался в 1967 г., на экраны вышел в 1968 г.; «17 мгновений весны» снимался с 1971 по 1973 г., на экранах появился в 1973 г.
- и Ладейников, и Штирлиц выведены как советские разведчики, работавшие в глубоком тылу врага. Правда, в «17 мгновениях весны» рассказывалось о периоде с 12 февраля по 24 марта 1945 г., а в «Мертвом сезоне» – о времени холодной войны;
- в Советском Союзе и Константин Тимофеевич, и Всеволод Владимирович были полковниками. Более того, звание Штирлица в СС и СА – штандартенфюрер – тоже соответствовало званию оберста в Вермахте, т. е. по-нашему – полковника;
- обоим героям было по 40 с небольшим лет. При этом для Штирлица дата рождения указана точно. По книгам Юлиана Семенова, Сева родился 8 октября 1900 г.;
- оба они принадлежали к одному типу разведчиков – который условно можно назвать аналитически-интеллектуальным;
Речь о том, что у каждого разведчика – своя специализация:
интеллектуалы, как Штирлиц, профессионально занимаются аналитикой;
радисты наподобие Эрвина и Кэт из «17 мгновений весны» посвящают себя непосредственно радиоэлектронике;
диверсанты акцентированы на работе со всеми видами opyжия, на причинении максимального физического урона врагу и т. п.;
те, кого условно можно назвать следопытами, концентрированно занимаются наблюдением и сбором конкретной важной информации;
и др.
Каждый тип может выполнять функции других типов, но ограниченно: аналитики могут и стрелять – но без «чудес» и т. д.
- каждый использовал разные методы, но с учетом того, что в кино их показывают несколько абстрактно, отдельные приемы обоих разведчиков совпадали, например уход от погони и маскировка.
(Здесь читайте пост «Почему в книгах и фильмах о разведчиках намеренно искажают реальные приемы разведки».)
Итак, за 3-4 года до начала съемок «17 мгновений весны» наш Тихонов мог состояться как другой разведчик: Ладейников, с прототипом Молодого, в представлении (в начале фильма) Абеля.
Однако в итоге состоялся он как Штирлиц, одним из прототипов которого был как раз… тот самый Абель. Вот сколько совпадений!
(Читайте об этом и о многом другом интересном подробнее пост «6 разведчиков – самых легендарных прототипов героев советского кино».)
Любопытно, что, будучи приглашенным Кулишом на съемки «Мертвого сезона», Тихонов уже успел познакомиться и даже подружиться с Молодым.
Впрочем, сам же Конон Трофимович стал в дальнейшем инициатором приглашения на роль другого актера. Дело в том, что его домочадцы посовещались и решили, что играть Ладейникова должен человек, внешне более похожий на Молодого.
И тогда выбор пал на прибалта Донатаса Баниониса, который на самом деле был очень похож на прототипа и лицом, и фигурой, и темпераментом, и манерами.
Кстати, как и во многих других фильмах, этот прибалт, имевший литовский акцент, играл сам, но говорил голосом другого: Александра Демьяненко. Того самого, кого большая часть публики обожает как гайдаевского Шурика, но который, между прочим, озвучил очень многих других актеров в довольно серьезных кино, в том числе большинство ролей самого Баниониса.
(А об этом подробнее читайте пост «Демьяненко: кому достался лучший голос золотой эры советского кино?».)
Впрочем, подобная ситуация была далеко не редкостью. Даже актеров без акцента в разных фильмах по различным причинам часто озвучивали другие. Даже тот же Штирлиц говорил одним голосом, а думал… совсем другим.
(Ну, а об этом читайте пост «Чьим голосом размышлял Штирлиц в "17 мгновениях весны"?».)
Как видите, эта история была просто-таки переполнена совпадениями. А в итоге получилось, что Тихонов на роль Ладейникова не попал, но судьба словно бы готовила его именно на роль Штирлица, ставшего одним из самых известных и любимых персонажей кино СССР.
Как знать: стал бы Тихонов тем же самым Штирлицем, каким мы его знаем, если бы до того воплотился в Ладейникова? Может, он бы нотки той роли перенес и в фильм Лиозновой? А может, эта режиссер вообще пригласила бы другого актера, решив, что Тихонов сыграет не так, как замысливалось ею?..
#кино #знаменитости #телевидение #разведчики #культура #СССР #актёры #звёзды