Найти в Дзене

Знаменитые казанские колёса и атмосфера старого города — читаем мемуары шотландского математика

В 1845 году Владимир Соллогуб опубликовал «Тарантас» — атмосферную повесть о путешествии из Москвы в Казань, о ней ещё будет отдельный пост. А в том же году в Казани собственный тарантас купил математик Споттисвуд. И у него есть книга о той поездке! Вильям Споттисвуд — талантливый учёный, выпускник Оксфорда, из старого шотландского рода. Он управлял успешным бизнесом — семейной типографией, а на досуге писал важные работы по матанализу и путешествовал. До Казани он с трудом добрался на лёгком экипаже. И тут знакомые убедили его купить тяжёлый тарантас. От гостиницы на улице Петербургской он прошёл до Кремлёвского холма. «Мы пошли по длинным прямым улицам, протянувшимся через весь город, и, удивившись после оживлённых Москвы и Нижнего его тишине и отсутствию прохожих, уселись на кремлёвском валу. Облака уже заволакивали небо, но луна, почти полная, продолжала сопротивляться темноте, а рассыпанные внизу огни города делали Казань более живой, чем днём. Сидя в потёмках, да ещё и на валу Ка

В 1845 году Владимир Соллогуб опубликовал «Тарантас» — атмосферную повесть о путешествии из Москвы в Казань, о ней ещё будет отдельный пост. А в том же году в Казани собственный тарантас купил математик Споттисвуд. И у него есть книга о той поездке!

Вильям Споттисвуд — талантливый учёный, выпускник Оксфорда, из старого шотландского рода. Он управлял успешным бизнесом — семейной типографией, а на досуге писал важные работы по матанализу и путешествовал.

До Казани он с трудом добрался на лёгком экипаже. И тут знакомые убедили его купить тяжёлый тарантас. От гостиницы на улице Петербургской он прошёл до Кремлёвского холма.

«Мы пошли по длинным прямым улицам, протянувшимся через весь город, и, удивившись после оживлённых Москвы и Нижнего его тишине и отсутствию прохожих, уселись на кремлёвском валу. Облака уже заволакивали небо, но луна, почти полная, продолжала сопротивляться темноте, а рассыпанные внизу огни города делали Казань более живой, чем днём. Сидя в потёмках, да ещё и на валу Казанского кремля, следовало бы молчать, но то ли ночь, то ли вид старинной татарской башни и общее впечатление от города развязали мне язык, и я как–то сам собой стал рассказывать своим спутникам о древней истории, болгарах, финских, славянских и индогерманских миграциях, причём моё красноречие явно превосходило мои познания в этих вопросах».

На следующий день пошли за транспортом. Споттисвуд пишет, что Казань славилась своими каретными мастерами. И после некоторых раздумий за 170 рублей он приобрёл экипаж для поездки в Сибирь.

«По России обычно ездят на так называемом „тарантасе“ — четырёхколёсной повозке с напоминающим каюту баркаса корпусом, только без дверей, однако в моем случае он скорее походил на широкую, усечённую с носа и кормы лодку с низкими бортами. У него имеется кожаная откидная занавеска, а впереди находятся каретный ящик, на котором могут разместится один пассажир и ямщик. Если вы раньше никогда не имели дела с тарантасом, то удивитесь, узнав, что сидеть в нем нужно на собственном багаже, но благодаря этому он всегда будет у вас на виду, а не где–то сзади. У этого транспортного средства отсутствуют рессоры: его кузов покоится на соединяющих переднюю и заднюю оси длинных деревянных жердях».

170 рублей — это много? Примерно как годовая зарплата рабочего. Вполне хватит на новенькую отечественную машину.

В городе он пробыл совсем недолго. Но успел встретить двух соотечественников — преподавателя английского и «политэконома-фритредера». То есть философа-либертарианца, который выступал за свободу бизнеса.

Узнать о поездке Споттисвуда можно в книге «A Tarantasse Journey Through Eastern Russia in the Autumn of 1856». Казани посвящена 2-я глава.

А больше о локальной истории Татарстана и Поволжья читайте на канале Крот Казанский.